Современная типология должностей государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать особенности государственной службы РФ. Ее место и роль в современной типологии должностей гос.службы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;
4. рассмотреть особенности и проблемы прохождения гражданской службы в РФ.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5-11
1.1 Понятие и классификация должностей государственной службы 12-21
Глава 2. Должности государственной гражданской службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. 22-36
2.1 Программа (пилотный проект) разработанный «федеральным порталом по управленческим кадрам» о квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам предъявляемым к госслужащему. 36-41
2.2 Анализ характеристик кадрового состава государственных органов Самарской области…………………………………………………………...42-50
Заключение 51-52
Список использованной литературы…………………………...................53-54

Файлы: 1 файл

Современая типология должностей госсударственной службы.docx

— 662.42 Кб (Скачать файл)

г) старших и младших  должностей федеральной государственной  гражданской службы - без предъявления требований к стажу. 3. Требования к  профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных  обязанностей. В отличие от требований к образованию и стажу государственного гражданского служащего, которые закрепляются в законодательных актах или  указах Президента Российской Федерации, требования к профессиональным знаниям  и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должны устанавливаться  нормативным актом государственного органа в котором учреждена данная должность и включаться в должностной регламент гражданского служащего. Это объясняется тем, что работа в различных сферах государственного управления требует специфических знаний и навыков, поэтому установление единых требований по ним для всех должностей гражданской службы, в отличие от требований к образованию и стажу невозможно.  Такие нормативные акты в настоящее время приняты большинством органов государственной власти. Так, например, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2006 г. N 798 утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ в зависимости от категорий и групп должностей. К примеру, по должностям федеральной государственной гражданской службы категории "руководители" высшей и главной групп должностей установлены следующие требования: Знания: Конституции Российской Федерации; федеральных законов; указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих развитие государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей; основ экономики, организации труда, методов проведения международных переговоров, передового отечественного и зарубежного опыта в установленной сфере; основ организации прохождения государственной гражданской службы, методов управления коллективом, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, правил делового этикета, правил внутреннего служебного распорядка, порядка работы со служебной информацией, основ делопроизводства. Навыки: руководства структурным подразделением; практического применения нормативных правовых актов; разработки и управления проектами; оперативного принятия и реализации управленческих решений; подготовки проектов нормативных правовых актов; ведения деловых переговоров; владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, стимулирования достижения результатов; умения контролировать и анализировать; владеть конструктивной критикой, навыками публичного выступления, способностями подготовки делового письма; умения слушать коллег; эффективно и последовательно организовать работу по взаимосвязям с организациями, государственными органами, населением; эффективно сотрудничать с коллегами, делегировать полномочия подчиненным; быть требовательным, энергичным, настойчивым; подчинить тактические цели стратегическим, разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и реализовать решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; уметь видеть, поддерживать и применять новое, передовое; эффективно планировать рабочее время, владеть компьютером с использованием необходимого программного обеспечения и оргтехникой, систематически повышать свою квалификацию, владеть навыками систематизации информации, работы со служебными документами; уметь не допускать личностных конфликтов с подчиненными сотрудниками, коллегами и вышестоящими

руководителями; иметь склонность к кооперации, гибкости и компромиссам при решении проблем в конфликтных  ситуациях; быть ответственным по отношению  к людям1. 

Классные чины на гражданской  службе В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. государственным гражданским служащим присваиваются классные чины. Классный чин не технический элемент статуса, а показатель профессионального и должностного уровня государственного служащего. Он должен являться и стимулирующим фактором деятельности государственного служащего, т.к. присвоение классного чина сопровождается установлением месячного оклада в соответствии с присвоенным чином. Классные чины, которые устанавливаются вместо квалификационных разрядов, присваиваются персонально, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы. При этом присвоение классного чина осуществляется по результатам квалификационного экзамена. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в пределах группы должностей гражданской службы.  Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Этот экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», а в случаях, определяемых Президентом Российской Федерации, - должности гражданской службы категории «руководители». Статьей 11 Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. установлены следующие классные чины, соответствующие группам должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы):

Классный чин гражданской  службы - действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом  Российской Федерации. В федеральных  органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской  службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации. В иных федеральных государственных  органах указанный классный чин  присваивается руководителем федерального государственного органа. Остальные  классные чины гражданской службы присваиваются  представителем нанимателя. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации « О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» от 1 февраля 2005 г. классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы. Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы. Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему. Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки: а) в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее одного года; б) в классных чинах советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса - не менее двух лет. Для прохождения гражданской службы в классных чинах действительного государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года. Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса и государственного советника Российской Федерации 1 класса сроки не устанавливаются.

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется  со дня присвоения классного чина. Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего. При присвоении классного чина гражданской  службы учитывается продолжительность  пребывания в классном чине иного  вида государственной службы, дипломатическом  ранге, воинском или специальном  звании. Присвоенный классный чин  сохраняется за федеральным гражданским  служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и  увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с  выходом на пенсию), а также при  поступлении на гражданскую службу вновь. Гражданин Российской Федерации  может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления. В настоящее время  во многих субъектах Российской Федерации  приняты законы, регулирующие порядок  присвоения государственным служащим субъектов квалификационных разрядов. Федеральный закон « О государственной  гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. устанавливает обязательное для субъектов Российской Федерации  требование разработки и принятия законов, регулирующих присвоение классных чинов  гражданской службы субъекта Российской Федерации гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы субъекта Российской Федерации  высшей и главной групп.  При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанный классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего классного чина иного вида государственной службы, дипломатического ранга, воинского или специального звания, федеральному гражданскому служащему может быть присвоен классный чин гражданской службы на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой им должности гражданской службы, но в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая им должность.

 

2.1 Программа (пилотный  проект) разработанный «федеральным  порталом по управленческим кадрам»  о квалификационных требований  к профилю образования, знаниям  и навыкам предъявляемым к госслужащему

Реализация данного пилотного  проекта осуществляется в соответствии с пунктом 5 Плана выполнения мероприятий по внедрению в 2012 – 2016 годах новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы в рамках реализации подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Сурковым от 1 октября 2012 г. № 5378п-П17, подпунктом «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601                     «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также в рамках мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 – 2013 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г.  № 261.

Цель пилотного проекта  – разработка и апробация внедрения  в федеральных государственных  органах системы квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам, необходимым  для замещения должностей федеральной  государственной гражданской службы                       (далее – гражданская служба).

Внедрение разработанной  системы квалификационных требований позволит эффективней осуществлять отбор на гражданскую службу высококвалифицированных специалистов, формирование профессионального кадрового состава на гражданской службе, включающего государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие), обладающих требуемыми для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей образованием, стажем (опытом) работы, знаниями, навыками и умениями (при условии обеспечения их объективной оценки).

Реализация пилотного  проекта осуществляется при научно-методической поддержке экспертов в области  кадровых технологий.

 

Федеральные государственные  органы, участвующие в реализации пилотного проекта

 

  1. Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  2. Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
  4. Министерство транспорта Российской Федерации
  5. Министерство образования и науки Российской Федерации
  6. Федеральная налоговая служба
  7. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  8. Федеральная служба по финансовому мониторингу
  9. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
  10. Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

 

Наиболее активное участие  в реализации пилотного проекта  принимают Аппарат Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации.

 

Результаты, которые  будут получены по итогам реализации пилотного проекта

 

Планируемые результаты пилотного  проекта:

а) разработанные профили  должностей гражданской службы в  федеральных государственных органах  – участниках пилотных проектов и  определенные на их основе унифицированные  профили должностей на гражданской  службе;

б) справочник квалификационных требований к должностям гражданской  службы;

в) методические рекомендации по разработке и применению квалификационных требований к должностям гражданской  службы (далее – методические рекомендации), ориентированные на представителей кадровых служб федеральных государственных  органов;

г) обучение представителей кадровых служб федеральных государственных  органов новым кадровым технологиям  по установлению квалификационных требований к должностям гражданской службы;

д) проекты нормативных  правовых актов:

- федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- проект указа Президента  Российской Федерации о внесении  изменений в Указ Президента  Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных  требованиях к должностям федеральной  государственной гражданской службы».

 

Мероприятия, выполненные  и осуществляемые в ходе реализации пилотного проекта

 

В мае 2013 г. экспертной организацией (Московский государственный университет  имени М.В. Ломоносова) проведен и  завершен анализ результатов установочного  совещания, рабочих встреч, интервью и анкетирования 552 гражданских служащих, замещающих должности категории  «специалисты» главной, ведущей  и старшей групп должностей, а  также категории «руководители» высшей, главной и ведущей групп  должностей. Кроме того, получены и  проанализированы нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие вопросы установления квалификационных требований к должностям гражданской  службы.

По итогам проведенного исследования в июне-июле 2013 г.:

- подготовлены отчеты  по результатам анализа кадровой  работы в части установления  и применения квалификационных  требований к должностям в  федеральных государственных органах-участниках  пилотного проекта (9 отчетов);

Информация о работе Современная типология должностей государственной службы