Современная типология должностей государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать особенности государственной службы РФ. Ее место и роль в современной типологии должностей гос.службы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;
4. рассмотреть особенности и проблемы прохождения гражданской службы в РФ.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Понятие и виды государственной службы 5-11
1.1 Понятие и классификация должностей государственной службы 12-21
Глава 2. Должности государственной гражданской службы. Категории и группы должностей государственной гражданской службы. 22-36
2.1 Программа (пилотный проект) разработанный «федеральным порталом по управленческим кадрам» о квалификационных требований к профилю образования, знаниям и навыкам предъявляемым к госслужащему. 36-41
2.2 Анализ характеристик кадрового состава государственных органов Самарской области…………………………………………………………...42-50
Заключение 51-52
Список использованной литературы…………………………...................53-54

Файлы: 1 файл

Современая типология должностей госсударственной службы.docx

— 662.42 Кб (Скачать файл)

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и  свобод граждан. Из положений об этих органах и иных правовых актов  видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной  на следственные подразделения правоохранительной службы.

Полномочия по конкретной должности государственной службы всех ее видов юридически закрепляются не только в положении о государственном  органе или его структурном подразделении, уставе, положении о прохождении  службы, но и в должностном (служебном) регламенте, введение которого предусмотрено  Федеральным законом «О системе  государственной службы Российской Федерации».

Третий отличительный  признак должности государственной  службы состоит в том, что соотношение  должностей государственной службы различных ее видов и относительная  важность каждой должности государственной  службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой  соответствует тот или иной классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Необходимость сравнивать должности  по этим критериям возникает, когда  решается вопрос о перемещении государственного служащего в том же государственном  органе для замещения иной должности  государственной службы, а также при переводе для замещения иной должности государственной службы в другом государственном органе либо в другую местность.

Следует иметь в виду, что каждое такое перемещение  государственного служащего связано  с изменением его правового статуса  и должно осуществляться только по установленным правилам, не ущемляя  его прав и законных интересов. Важной гарантией в этом отношении служат положения, содержащиеся в ст. 8 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента, а соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации - федеральным законом или указом Президента. Указом Президента «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» от 30 сентября 2004 г. утверждена табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы.

Четвертый отличительный  признак должности государственной  службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной  службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации. Для государственного служащего  субъекта Федерации при необходимости  могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета. Эти средства расходуются на создание условий государственному служащему  для выполнения должностных обязанностей (обеспечение рабочего места средствами связи, оргтехникой, транспортом, оплата коммунальных услуг и т.д.), а также  для выплаты ему денежного содержания, медицинского и иных видов обслуживания при прохождении им государственной службы.

Практика показывает, что  только при четком распределении  между государственными служащими, особенно руководителями, всего объема функций государственного органа или  его структурного подразделения, определении  конкретных обязанностей и прав для  каждой должности, форм и методов  работы исполняющего ее лица, взаимоотношений  с другими служащими, в том  числе других государственных органов, профессиональная служебная деятельность протекает в нужном ритме, устраняются  параллелизм и неразбериха и, что очень важно, повышаются уверенность, инициатива и персональная ответственность государственного служащего.

С понятием должности государственной  службы связывается также порядок  присвоения классных чинов, дипломатических  рангов, воинских и специальных званий, размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения других вопросов прохождения государственной службы.

Следовательно, понятие должности  государственной службы является стержневым, основополагающим для определения  правового статуса государственного служащего и порядка прохождения  им любого вида государственной службы на должностях, указанных в соответствующих  перечнях. Должность государственной  службы - комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, конституционного, трудового, финансового  и других отраслей права. Это государственное  установление обеспечивает также регулирование  отношений в сфере организации  и функционирования государственной  службы Российской Федерации.

Общим признаком должностей государственной службы всех ее видов  является то, что они учреждаются  для обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, их государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Рис 2. Виды государственных  должностей. 

Глава 2. Должности государственной  гражданской службы. Категории и  группы должностей государственной  гражданской службы

Должности государственной  гражданской службы и их категории  Должность представляет собой форму  разделения труда и организации  деятельности людей. Любая организация  представляет собой должностную  структуру. Должностная структура  формально представляет собой: - отражение  способа достижения цели — при  осуществлении деятельности по организации; - установленное отношение между  функциями и задачами персонала  для организации совместной деятельности.  Государственная должность –  это ключевое понятие для всей системы государственного управления. Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. от 27 июля 2004 г. определяет, что к государственным должностям Российской Федерации и государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает такие государственные должности Российской Федерации, как: Президент Российской Федерации (ст.ст.11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания ( ст.101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст.101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст.ст.103, 110); федеральный министр (ст.110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст.128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст.128); судья федерального суда (ст.128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст.129) и др. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» все эти должности не относятся к государственной службе, то есть занимающие их лица не имеют статуса государственного служащего.  Государственные должности следует отличать от должностей государственной гражданской службы. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации ( ч. 1 ст. 8). Федеральный закон «О государственной гражданской службе» уточняет, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.  Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории:  – руководители; – помощники (советники); – специалисты; – обеспечивающие специалисты.  К должностям руководителей согласно новому закону « О государственной гражданской службе» относятся должности как собственно руководителей, так и их заместителей в государственных органах, их территориальных структурных подразделениях и представительствах. При этом следует помнить, что руководителем государственного органа может быть и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации. К таковым, например, относятся должности федеральных министров, руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской

Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации  и др. Естественно, в таком случае на руководителя государственного органа законодательство о государственной  гражданской службе не распространяется.  Должности помощников (советников) учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности  и лицам, замещающим должности категории  «руководители» государственной гражданской  службы. Особенностью данной категории  является то, что срок их замещения  всегда ограничен сроком полномочий должностных лиц, замещающих государственные должности или должности категории «руководители». К должностям помощников (советников) например, относятся: помощник (советник) Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, помощник (советник) Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - Министра Российской Федерации.  Должности специалистов учреждаются для непосредственной реализации задач и функций государственных органов. Именно специалисты, в основном, выполняют ту работу, ради которой и создан государственный орган. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к должностям специалистов относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий. Лица, занимающие должности обеспечивающих специалистов непосредственно функции государственных органов не реализуют, однако способствуют их реализации специалистами. Новый закон устанавливает, что к должностям обеспечивающих специалистов относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Федеральный закон « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. выделяет также пять групп должностей государственной гражданской службы:  1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.  При этом, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; должности категории «специалисты» – на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы; должности категории «обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

 

Рис 3. Классификация должностей государственной службы.

Должности федеральной государственной  гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной  государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами  Реестра должностей федеральной  государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной  гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации. Реестр необходим, прежде всего, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной  государственной гражданской службы. Правовой статус должности федеральной  государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр, и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре. Субъекты Российской Федерации разрабатывают свои реестры должностей государственной гражданской службы. Однако эти реестры разрабатываются не произвольно, а с учетом положений Федерального закона « О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, сначала утверждается Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, а затем, с его учетом, аналогичные реестры субъектов Российской Федерации.  Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации объединяются в Сводный реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Смысл данного Сводного реестра заключается в том, что в нем должны быть указаны все должности государственной гражданской службы, существующие в Российской Федерации.  Порядок ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.  В соответствии с ч. 4. ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. В то же время, для того, чтобы претендовать на замещение должности государственной гражданской службы, гражданин должен соответствовать ряду требований, именуемых квалификационными и закрепляемыми за каждой должностью. 

Квалификационные требования по должностям государственной гражданской  службы можно разделить на три  группы: 1. Требования к уровню профессионального  образования. Наличие высшего профессионального  образования является обязательным требованием для лиц, занимающих или претендующих на занятие должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы. Ранее действовавший Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривал обязательность наличия высшего профессионального образования для высших, главных, ведущих и старших государственных должностей государственной службы. При этом высшее образование должно было быть специализированным: либо (для ведущих и старших государственных должностей) по специальности «государственное и муниципальное управление», либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. От претендентов на высшие и главные государственные должности также требовалось наличие дополнительного высшего профессионального образования по профилю (послевузовского управленческого или иного, признанного ему равноценным). Новый Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года не содержит каких либо требований к высшему профессиональному образованию гражданских служащих. Тем не менее, можно предположить, что оно должно соответствовать основной деятельности служащего по должности на занятие которой он претендует. Определение соответствия высшего профессионального образования конкретным должностям государственной службы может быть произведено актом соответствующего государственного органа.  Для занятия должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательным является наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. 2. Требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации. В настоящее время действует Указ Президента РФ « О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» от 27 сентября 2005 года ( в ред. Указа Президента РФ от 26.07.2008 N 1127), согласно которому устанавливаются следующие квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения: а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности; б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности; в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

Информация о работе Современная типология должностей государственной службы