Совершенствования системы образования на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью.
Легальное определение образования дается в федеральном законе от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Файлы: 1 файл

1 часть.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

1. Муниципальный уровень управления образовательными учреждениями

 

1.1. Образование как социальный институт. Система управления образовательными учреждениями Российской Федерации

 

Право на образование  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1. Понятие об образовании у каждого индивида глубоко личное, и порой возникает множество разногласий – то, что для одного является достаточным уровнем образованности, для другого – минимум, граничащий с безграмотностью. 

Легальное определение образования дается в федеральном законе        от 10 июля 1992 г. № 3266-ФЗ «Об образовании»: Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)2.

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного  образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и нормами международного права  и основывается на следующих принципах3:

1. гуманистический характер образования. Под данным принципом понимается приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также то, что система образования Российской Федерации ориентирована на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Система образования Российской Федерации с одной стороны унифицирована, с другой – в ней есть возможности для защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и иных особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. В основе указанного принципа лежит персональная, личностная ориентированность;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Указанный принцип базируется на осознании того, что образовательная система должна быть самостоятельной и не зависимой от религиозных, политических или иных догматов;

5. принцип свободы и плюрализма  образования предполагает обязательное наличие множества парадигамальных течений, представляющих различные взгляды на ту или иную проблему;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В рамках дипломного проекта указанный принцип представляется нам особенно важным, в силу того, что он подчеркивает с одной стороны автономность образовательных учреждений, с другой акцент делает на многоуровневости и единстве политики управления образовательными учреждениями4.

Специфика образования  как социального института состоит  и в том, что система образования  производит самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие, в то время как различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию. Не случайно пункт 1 статьи первой ФЗ «Об образовании» гласит, что образование является приоритетной социальной областью5.

Высокая значимость образовательной  системы в современном обществе объясняется набором социальных функций, которые она выполняет. Самыми важными среди них являются:

  • функция формирования личности;
  • гуманистическая функция. Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого состоит в направленности на человека;
  • функция активизации социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно стало главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу;
  • функция социальной селекции. Система образования способствует разделению индивидов по социальным общностям, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого – уровень способностей;
  • функция формирования профессионально-квалификационного состава населения. С количественной и качественной точки зрения образование как социальный институт отвечает за воспроизводство профессионально-подготовленного населения;
  • функция воспроизводства социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах.

Вышеуказанные функции  и принципы образовательной системы  реализуются на всех уровнях управления: на федеральном, региональном и местном. В соответствии со ст. 37 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

- федеральные (центральные)  государственные органы управления  образованием;

- федеральные ведомственные органы управления образованием;

- государственные органы управления  образованием субъектов Российской  Федерации6.

Постановление Правительства  РФ от 9 января 1990г. №21 «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации»7 устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

-Министерство образования  и науки Российской Федерации  (федеральный орган исполнительной  власти России, осуществляющий функции  по выработке государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования);

-Министерства образования республик в составе Российской Федерации (является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим в установленном порядке управление и координацию деятельности других республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти в области дошкольного, общего и профессионального образования);

-Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований (реализация полномочий Российской Федерации по контролю и надзору в области образования);

-Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга (реализуют государственную политику по обеспечению конституционного права граждан на образование).

Наряду с вышеперечисленными структурами могут быть созданы органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) – муниципальные  органы управления образованием.

Все вышеназванные ступени органов управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей8.

Цель муниципального управления образовательными учреждениями состоит в  обеспечении оптимального функционирования и развития управляемой системы, перевода ее на новый, качественно более высокий уровень с помощью необходимых условий, способов, средств и воздействия9.

В силу того, что на территории муниципальных образований может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них. Визуально разновидности образовательных учреждений, действующих на муниципальном уровне можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1)10.

 

 

Рис. 1. Типы образовательных  учреждений на территории муниципального образования.

 

 

Все вышепредставленные образовательные учреждения являются объектом воздействия муниципальной образовательной политики, которая во многом зависит от нормативно-правовой базы, регламентирующей указанную сферу. Поэтому появление следующего подраздела в рамках дипломной работы представляется нам логичным и оправданным.

 

1.2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу управления образованием

 

Нормативно-правовую основу системы управления образовательными учреждениями Российской Федерации составляют 3 группы актов:

- федеральное законодательство;

- региональное законодательство;

- нормативно-правовая база органов местного самоуправления11;

На уровне Российской Федерации управление образованием базируется на Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от  10 июля 1992 г. №3266-ФЗ «Об образовании». Закон РФ «Об образовании» является основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области образования. С 1992 г. данный нормативно-правовой акт претерпел многочисленные существенные изменения, отражающие те или иные потребности развития образования за последние годы. Данный Закон направлен на регулирование вопросов разграничения компетенции в области образования между федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, обеспечение и защиту конституционного права граждан Российской Федерации на образование, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования.

Его положения направлены не только на регулирование образовательных отношений, но и на регулирование финансовой и экономической деятельности образовательных учреждений.

Так же следует выделить Федеральный закон от 10 апреля 2000 г.   №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и ряд постановлений правительства Российской Федерации:

- Постановление Правительства  РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе  государственного управления образованием  в Российской Федерации»;

- Положение о лицензировании  образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утвержденная Постановление Правительства РФ 4 февраля 2010 г. N 271.

- Положение о государственной  аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323.

Кроме того, постановлениями  Правительства РФ утверждены и многочисленные типовые положения затрагивающие вопросы деятельности образовательных учреждений Российской Федерации, например:

- «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» от 14.02.2008 N 71;

- «Об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196;

- «Об учреждении начального профессионального образования» от 14 июля 2008 г. N 521;

- «О среднем профессиональном-техническом училище» от 22.02.1985 N 177;

- «Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 19 сентября 1997 г. N 1204;

- «О дошкольном образовательном учреждении» от 12 сентября 2008 г. N 66612;

В комплекс нормативно-правовых актов управления образованием на федеральном уровне входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий13.

Основу ведомственных  нормативных документов составляют в первую очередь акты Минобразования РФ:

- Положение о государственной  аккредитации образовательного  учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574;

Информация о работе Совершенствования системы образования на муниципальном уровне