Реформа муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть значимость развития российской системы образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть роль образования в России;
2. Рассмотреть значение государства в развитии сферы образования;
3. Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Российская система образования
1.1 Роль образования в развитии российского общества
1.2 Структура российской системы образования
1.3 Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Глава 2. Государство и образование
2.1 Приоритеты образовательной политики
2.2 Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании
2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования
Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области
3.1 Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований
3.2 Механизм привлечения инвестиций в образование
3.3 Оценка эффективности инновационного развития образования
3.4 Управление инновационным развитием образования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реформа мун.системы образ-я.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Российская система  образования

1.1 Роль образования в  развитии российского общества

1.2 Структура российской  системы образования

1.3 Состояние российской  системы образования и необходимость  ее модернизации

Глава 2. Государство и  образование

2.1 Приоритеты образовательной  политики

2.2 Формирование эффективных  экономических отношений в школьном  и профессиональном образовании

2.3 Значение региональных  органов власти в модернизации  образования

Глава 3. Пример внедрения  инноваций в образование на примере  Новосибирской области

3.1 Механизм внедрения  инноваций на уровне муниципальных  образований

3.2 Механизм привлечения  инвестиций в образование

3.3 Оценка эффективности  инновационного развития образования

3.4 Управление инновационным  развитием образования

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в  Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также  Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана  с Основными направлениями социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии  в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

Цель данной курсовой работы рассмотреть значимость развития российской системы образования.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

1.   Раскрыть роль образования в России;

2.   Рассмотреть значение государства в развитии сферы образования;

3.   Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.

В ходе написания работы были использованы статьи таких авторов  как: Атаян А.Т., Бордовская Н.В., Жуков А.Д., Канаев Н.М., Лиферов А.П., Невежина М.М. и др., а так же использовались источники сети интернет.

Глава 1. Российская система образования

1.1 Роль образования в развитии российского общества

 

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает  вместе с тем общие тенденции  мирового развития, обусловливающие  необходимость существенных изменений  в системе образования:

- ускорение темпов развития  общества, расширение возможностей  политического и социального  выбора, что вызывает необходимость  повышения уровня готовности  граждан к такому выбору;

- переход к постиндустриальному,  информационному обществу,

- значительное расширение  масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность  приобретают факторы коммуникабельности  и толерантности;

- возникновение и рост  глобальных проблем, которые могут  быть решены лишь в результате  сотрудничества в рамках международного  сообщества, что требует формирования  современного мышления у молодого  поколения;

- динамичное развитие  экономики, рост конкуренции,  сокращение сферы неквалифицированного  и малоквалифицированного труда,

- глубокие структурные  изменения в сфере занятости,  определяющие постоянную потребность  в повышении профессиональной  квалификации и переподготовке  работников, росте их профессиональной  мобильности;

- возрастание роли человеческого  капитала, который в развитых  странах составляет 70-80 процентов  национального богатства, что,  в свою очередь, обусловливает  интенсивное, опережающее развитие  образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования  является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран  мира, ее международного престижа как  страны, обладающей высоким уровнем  культуры, науки, образования.

Особое значение имеет  развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества  Независимых Государств, образовательная  поддержка соотечественников за рубежом.

Новые социальные требования к системе российского образования

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе  развития России образование, в его  неразрывной, органичной связи с  наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности  народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для  консолидации общества, сохранения единого  социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.

Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского  самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки  образования со стороны государства  система образования должна обеспечить эффективное использование своих  ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

1.2 Структура российской  системы образования

 

За последние десять лет  система российского образования  претерпела значительные изменения  в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным  в результате последовательной реализации законодательных актов в области  образования, других нормативных документов.

В соответствии с Законами «Об образовании» и «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании» развивается автономия образовательных  учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. В рамках этого  процесса к настоящему времени статус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднего образования.

Становление автономии образовательных  учреждений сопровождается развитием  их вариативности. Так, в составе учреждений дошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкий спектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.; ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центры развития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.

В системе общего образования  получили широкое развитие школы  с углубленным изучением предметов  – около 15 % от общего количества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.

В начальном профессиональном образовании сформировались учебные  заведения повышенного типа, в  основном, профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных  кадров рабочих. Они составляют 23,9 % от общего числа учебных заведений  этого уровня.

В процессе обновления системы  государственных учреждений среднего профессионального образования  развились новые виды учебных  заведений – колледжи, доля которых  составляет около 40% от всего количества учреждений данного уровня. В колледжах  ведется подготовка специалистов для  работы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществления  других видов деятельности, требующей  от работников высокого уровня интеллектуального  развития.

В составе высших учебных  заведений получил развитие университетский  сектор – 50 % от общего числа государственных  вузов. Около 30 % составляет доля академий.

Развитие вариативности  учебных заведений профессионального  образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее их отраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами, обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием  региональных рынков труда.

В значительной мере расширилась  сама сеть профессиональных образовательных  учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы, их структурные подразделения  стали значительно более доступными жителям даже самых отдаленных районов  страны. Постепенно формируется система  открытого (дистанционного) образования.

Одним из существенных изменений  в деятельности образования стало  развитие вариативности образовательных  программ, что способствует возможности  выбора обучаемым уровня и вида образования  и большей ориентации образования  на требования рынка.

С развитием вариативности  образовательных программ значительно  расширился спектр издаваемой учебной  литературы. Возникла и усиливается  конкуренция авторов и авторских  коллективов, возросла возможность  отбора наиболее качественных материалов для издания.

Значительным импульсом  для развития образования стала  возможность предоставления образовательных  услуг на платной основе. С одной  стороны, это расширило возможность  выбора обучающимся уровня и вида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условиях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

В результате число студентов  в вузах страны составляет в настоящее  время около 4800 тыс. человек, или 327 человек на 10 тысяч населения.

Помимо личных средств обучаемых, в систему образования начали поступать значительные объемы финансовых средств из других внебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканального финансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениям частично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.

Одним из результатов перестройки  деятельности профессионального образования  явилось значительное изменение  структуры подготовки кадров по отдельным  профессиям, направлениям, специальностям. Эти изменения были обусловлены  усилением ориентации образования  как на личные потребности обучаемых  в получении профессии, специальности, так и на спрос рынка труда  в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационных технологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. В начальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессий рабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональном образовании на основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшем образовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены в рамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этих изменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровней образования.

Информация о работе Реформа муниципальной системы образования