Реформа муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть значимость развития российской системы образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть роль образования в России;
2. Рассмотреть значение государства в развитии сферы образования;
3. Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Российская система образования
1.1 Роль образования в развитии российского общества
1.2 Структура российской системы образования
1.3 Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Глава 2. Государство и образование
2.1 Приоритеты образовательной политики
2.2 Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональном образовании
2.3 Значение региональных органов власти в модернизации образования
Глава 3. Пример внедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области
3.1 Механизм внедрения инноваций на уровне муниципальных образований
3.2 Механизм привлечения инвестиций в образование
3.3 Оценка эффективности инновационного развития образования
3.4 Управление инновационным развитием образования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реформа мун.системы образ-я.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Получила развитие интеграция образовательных и научных учреждений, производственных предприятий различного вида учебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решать задачи преемственности  образовательных программ разного  уровня, усилить связь образования, науки и промышленности, более  полно и эффективно использовать имеющиеся материально-техническую  базу, преподавательские кадры, финансовые ресурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских  комплексов, восстанавливающих и  развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации  системы образования.

Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база образования. Утверждены типовые  положения всех основных видов образовательных  учреждений, государственные образовательные  стандарты начального, среднего и  высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования, хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечение самостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференции образовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуется существенное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферы образования.

Складывается и уже  активно функционирует система  общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних  специальных учебных заведений, Ассоциация «Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.

Происходящие в образовании  изменения отражаются в сложившейся  к настоящему времени системе  образовательной статистики, которая  содержит многие сведения, характеризующие  состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашли свое отражение новые явления и процессы в сфере образования (создание негосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебных заведениях, появление новых видов учебных заведений, формирование многоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятся показатели, отвечающие международным требованиям.

Тем не менее, сегодняшняя  образовательная статистика характеризует  главным образом количественные аспекты системы образования  и образовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качества образовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватного отражения  кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационной структуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя, объективная  оценка процессов модернизации образования  требует реализации соответствующих  систем мониторинга и статистики образования.

 

1.3 Состояние российской  системы образования и необходимость  ее модернизации

 

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать  академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность  образовательных программ, развитие многонациональной российской школы  и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение  и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном  законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Однако произошедший в 90-х  годах общесистемный социально-экономический  кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено  было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное  содержание школьного образования  не обеспечивает выпускникам общеобразовательной  школы фундаментальных знаний, важнейших  составляющих стандарта образования  наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и  отбор информации), русского и иностранных  языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и  права).

Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в  должной мере решить проблему "кадрового  голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования  не могут найти себе работу, определиться в современной экономической  жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы  образования усугубились неравным доступом к качественному образованию  в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические  проблемы не за счет экономии на общеобразовательной  и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее  страны, в котором участвуют государство  и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в  качественном образовании.

В этой связи предстоит  обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования  и усиление стимулирования качества и результативности педагогического  труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования  для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает  ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях  рационализации сети общеобразовательных  учреждений, поддержки инновационных  школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной  поддержки образования будут  сочетаться с усилением роли органов  государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно  с общественностью высокого и  современного качества работы образовательных  учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, систематическом  анализе перспективных потребностей рынков труда.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может  осуществляться как ведомственный  проект. Интересы общества и государства  в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а  потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты  государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной  цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных  гарантий доступности и равных  возможностей получения полноценного  образования;

- достижение нового современного  качества дошкольного, общего  и профессионального образования;

- формирование в системе  образования нормативно-правовых  и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального  статуса и профессионализма работников  образования, усиление их государственной  и общественной поддержки;

- развитие образования  как открытой государственно-общественной  системы на основе распределения  ответственности между субъектами  образовательной политики и повышения  роли всех участников образовательного  процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной  политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически  каждую российскую семью. Суть изменений  в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного  мнения должны пристально изучаться  органами управления образованием и  руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Глава 2. Государство  и образование

2.1 Приоритеты  образовательной политики

 

Конституция Российской Федерации  гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной  социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

- равного доступа всех  граждан России к образованию  разных уровней вне зависимости  от места жительства и уровня  доходов семьи;

- получения образования  в соответствии с установленными  государственными образовательными  стандартами, гарантирующими необходимое  для общества качество образования.

Доступность качественного  образования означает также государственные  гарантии:

- обучения на учебно-материальной  базе с использованием современного  учебно-лабораторного оборудования  и учебной литературы;

- обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности  обучающегося в образовательном  процессе, его психологическую и  физическую безопасность;

- социально-педагогической  и психолого-педагогической помощи  семье, ранней диагностики резервов  развития ребенка (физических  и психологических);

- бесплатного пользования  учащимися и студентами фондами  государственных, муниципальных  и учебных библиотек.

Обучающиеся должны иметь  информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о  качественном уровне получаемого образования  и его соответствии государственным  образовательным стандартам.

Для повышения объективности  итоговой аттестации выпускников общеобразовательной  школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего  профессионального образования  предстоит осуществить изменение  сложившейся системы выпускных  экзаменов в общеобразовательных  учреждениях и вступительных  испытаний в высшие и средние  специальные учебные заведения  с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных  заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие  определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также  реализующих учебные программы  повышенной сложности, могут быть установлены  дополнительные требования к приему.

Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших  классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне  зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет  разработан и реализован комплекс социально-экономических  мер по обеспечению доступности  образования на всех его ступенях. В числе этих мер:

- разграничение полномочий  и ответственности между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления;

Информация о работе Реформа муниципальной системы образования