Совершенствование системы управления муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – выявление путей совершенствования процесса управления муниципальной собственности г.Тюмень.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы системы управления муниципальной собственностью;
2. Рассмотреть систему управления муниципальной собственностью в г.Тюмень;
3. Выявить проблемы эффективности управления муниципальной собственностью в г. Тюмень и предложить пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы системы управления муниципальной собственностью…………………………………5
1.1. Понятие муниципальной собственности: сущность, цели, объекты……...5
1.2. Система управления муниципальной собственностью……………………9
1.3. Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью………………………………………………………..13
Глава 2. Система управления муниципальной собственностью в г.Тюмень..19
2.1. Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью в г. Тюмени……………………19
2.2. Повышение эффективности управления собственностью г.Тюмени……………31
Глава 3. Проблемы эффективности управления муниципальной собственностью в г. Тюмень и пути их решения……...34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Совершенствование системы управления муниципальной собственностью.docx

— 95.13 Кб (Скачать файл)

Будут введены дополнительные технические характеристики объектов муниципальной собственности, проведена инвентаризация недвижимого имущества на основе изготовленных технических паспортов, что позволит:

- обеспечить гибкую систему контроля за соблюдением порядка использования и содержания этих объектов;

- контролировать, в соответствии с действующим законодательством, имущественные отношения, связанные с использованием объектов муниципальной собственности;

- выявить факты незаконного использования или отчуждения объектов муниципального имущества, принять необходимые меры, исключающие злоупотребления;

- выявить объекты недвижимого имущества, нуждающиеся в реконструкции и капитальном ремонте, определить порядок их дальнейшей использования.

В состав муниципальной собственности города входят:

- земли, расположенные в  пределах городской черты, не  отнесенные к государственной  собственности либо собственности  граждан и юридических лиц (муниципальные  земли);

- средства бюджета города, деньги и ценные бумаги, а также  иное муниципальное имущество, не  закрепленное за муниципальными  предприятиями и учреждениями (городская  казна);

- муниципальные имущественные  объекты, предприятия, учреждения;

- муниципальные жилищный  фонд и нежилые помещения;

- другое муниципальное  движимое и недвижимое имущество. средства бюджета, а также имущественные  права городского округа Тюмени.

Особое внимание администрацией города будет уделяться вопросам экономической стратегии, разработке производственно-финансовых планов муниципальных предприятий, их защите и контролю за выполнением намеченных планов на ежеквартальных заседаниях балансовых комиссий.

Основным фактором совершенствования системы управления имуществом муниципальных предприятий является анализ итогов финансово-хозяйственной деятельности в целях получения достоверной информации о финансовом состоянии, о целесообразности их существования в данной организационно-правовой форме, определения размера ежегодных отчислений от прибыли в городской бюджет за использование муниципального имущества, причин их убыточности и выявления резервов повышения эффективности использования муниципальной собственности.

В целях обеспечения эффективного управления муниципальным сектором экономики введен в практику работы и используется отчет руководителей по показателям экономической эффективности муниципальных предприятий и предприятий с муниципальной долей собственности в их уставных капиталах.

В 2013 году продолжается работа по оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий. При создании новых МУПов учитывается анализ ситуации, сложившейся на рынке товаров и услуг муниципального образования и экономическое обоснование целесообразности создания муниципальных предприятий с учетом сложившихся потребностей населения города.

В плановом порядке осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

От имени города его права собственника в отношении муниципального имущества, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Комитет по управлению имуществом города Тюмени как городской орган по управлению имуществом, входящий в структуру администрации города, другие уполномоченные органы, а в случаях, предусмотренных законом области, население города непосредственно (через референдум).

Расходы бюджета за 2011 год составили 10 млрд.55 млн. рублей, дефицит бюджета - 336 млн. рублей. Почти половину расходов бюджета составили выплаты заработной платы.

На образование было потрачено 3 млрд. 821 млн. руб., на ЖКХ - 2 млрд. 700 млн. руб., на здравоохранение 914 млн. руб.

Безвозмездные поступления имели большую долю в общих поступлениях в 2008 году, далее прослеживается четкая тенденция уменьшения с каждым годом. В итоге получаем, что 2008 г. - 40,1% 5 в общих доходах, 2011 г. - 12,6%. Объем средств, полученных Тюменью из вышестоящих бюджетов в 2011 году, по сравнению с 2009 годом сократился более чем на 2 млрд. рублей.

Резкое сокращение объемов безвозмездных поступлений в городской бюджет получил широкий резонанс в обществе.

За 2009 год администрацией городского округа получены кредиты от кредитных организаций в сумме 1 млрд. 400 млн. рублей и бюджетный кредит от Министерства управления финансами области в сумме 70 млн. рублей".

За этот период погашено кредитов в сумме 1 млрд. 640 млн. рублей.

За 2010 год в бюджет поступило 14 млрд. 168 млн. рублей. В том числе: 11 млрд. 599 млн. рублей (81,9%) - налоговые и неналоговые доходы, 2 млрд. 569 млн. рублей (18,1%) - безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов.

Общее поступление денежных средств по сравнению с 2009 годом увеличилось в 1,2 раза. А по сравнению с аналогичным периодом 2008 года поступления возросли в 1,5 раза.

Доходы бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составили 1 млрд. 800 млн. рублей.

В 2011 году доходы от прибыли муниципальных учреждений в городском бюджете возросли и составили 124,1 млн. рублей. Для сравнения в 2009 году поступления в бюджет данных отчислений составили всего 20 млн. рублей. Поступления по данной статье доходов возросли в связи с решением, принятым городской Думой, об увеличении отчислений в городской бюджет от прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных платежей, муниципальных предприятий с 10 до 20%.

Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось почти на 31% по сравнению с 2009 годом. Это связано с активизацией работы по легализации "теневой" заработной платы.

Успешная работа городской власти по наращиванию налогового потенциала и повышению собираемости налогов самым благоприятным образом сказалась на пополнении областной казны.

За четыре последних года удельный вес поступлений из Тюмени в федеральную и областную казну постоянно увеличивался.

В 2011 году столица губернии обогатила областной бюджет на 41 млрд. рублей да еще 46,9 млрд. ушло в федеральную казну. Из собранного с городских налогоплательщиков Тюмени на расходы осталось только 8,8 млрд рублей (9,1%).

Расходы бюджета Тюмени за 2011 год составили 13 млрд. 177 млн. рублей. Объем расходов, по сравнению с 2010 годом, увеличился на 21%.

За 2011 год администрацией городского округа Тюмени погашены кредиты в сумме 1 млрд. 382 млн. рублей, в том числе.

"Бюджет в 2011 году не  был исполнен на 100%. Счетная палата  Городской думы, анализируя данные  показатели, сочла исполнение бюджета  за прошлый год неудовлетворительным".

Доходы в 2011 году составили 12 млрд. 400 млн. рублей или 95,4% к утвержденному годовому плану.

В структуре доходов бюджета в 2011 году 87,4% составляют налоговые и неналоговые поступления и только 12,6% - безвозмездные поступления. Сумма налоговых и неналоговых поступлений составила 10 млрд. 867 млн. рублей.

Процент исполнения бюджета оказался очень низок. Так, план по доходам от аренды муниципального имущества выполнен всего на 81%, а "выпадающие доходы" по данному направлению оцениваются в сумму около 30 млн. рублей.

Доходы от аренды муниципального имущества в 2011 году составили 1млрд. 230 млн. рублей. Снижение поступлений этого вида доходов по сравнению с прошлым годом составило 569,7 млн. рублей.

По налогу на имущество физических лиц план года перевыполнен более чем на 50%. По сравнению с 2010 годом поступление налога увеличилось почти на 63%. Доходы от земельного налога составили 1,8 млрд. рублей, что на 22% больше, чем в 2008 году. Снижение наблюдается по поступлению НДФЛ.

Расходы сложились в сумме 13 млрд. 400 млн. рублей или 91,3% от годового плана. Объем расходов городского бюджета в прошлом году увеличился по сравнению с 2010 годом на 246 млн. рублей или на 1,9%. В списке направлений, на которые было потрачено больше всего средств - образование, здравоохранение, экономика. На эти строки приходится 80% от всех расходов бюджета.

Рассмотрим исполнение плана приватизации муниципального имущества в 2009, 2010, 2011 гг. и прогнозный план приватизации на 2012 г.

Из 1076 муниципальных объектов, заложенных в плане приватизации на 2007 год, мэрия реализовала 190.

Согласно отчету департамента управления имуществом, в результате приватизации городу в 2010 году удалось выручить 525,2 млн. рублей за 190 объектов нежилого фонда муниципального имущества общей площадью 27,7 тысячи кв. м.

По четырем объектам итоги торгов аннулированы, 14 объектов сняты с аукциона в связи с реконструкцией.

Объектов передано в уставный капитал ОАО "Тюмень - Городские информационные системы". Таким образом, за прошлый год администрацией города не было реализовано 886 объектов муниципальной собственности. С учетом оспаривания в судах 81 заключенной сделки по аукционам, проведенным в конце декабря прошлого года, количество реализованных объектов может уменьшиться еще в два раза.

"Спорным моментом стала  начальная стоимость проданных  объектов. Цена любого помещения  формируется при учете нескольких  факторов: местонахождения объекта, относится ли он к памятникам  архитектуры, и других. Соответственно, разброс цен на объекты недвижимости  от 10 до 100 тысяч рублей - явление  закономерное. По закону право  определения стоимости одного  квадратного метра помещения, участвующего  в торгах, закреплено за независимой  организацией ООО "Конфиаудит"".

Всего в план было включено 108 объектов нежилого фонда. А выставлена была на аукционы только половина - 55 объект, из которых продали 22. Их общая площадь - 1241,5 кв. м.

В 2010 г. исполнение плана приватизации было практически сорвано - вместо запланированных 100 млн. руб. городской бюджет сумел выручить от продажи имущества 28,7 млн. руб.

Из 19 объектов по 16 оплата в казну муниципалитета со стороны покупателей произведена вовремя. Деньги чиновники увидели на счете мэрии только в январе текущего года.

Официально признан факт неудачи, а именно - аннулирована сделка купли-продажи по адресу: ул. Партизанская, 58. Покупатель так и не заплатил 4 млн. рублей за помещение площадью 67,3 кв. м.

Таким образом, доходы по линии Департамента управления имуществом в 2010 году от приватизации имущества составили всего 28,7 млн. руб.

Изучая отчет об исполнении прогнозного плана приватизации за 2012 год, констатируем: факт приватизации произошел чуть ли не в последний момент. Так, 6 объектов из 16 были приватизированы 25 ноября, еще 9 помещений - 16 декабря, и одно - 23 декабря 2012 года. Разница между запланированной (начальной) стоимостью объектов и суммарной ценой сделок составила небольшую величину - всего 2,39%.

Таким образом, за истекший год Департамент управления имуществом выполнил прогнозный план приватизации примерно на 15% (16 приватизированных к 108 запланированным).

В 2011 году департамент управления имуществом провел четыре аукциона по продаже муниципального имущества, еще три аукциона были признаны несостоявшимися.

Если в 2010 году из 55 выставленных на торги объектов были проданы 22, то в 2011 году удалось продать лишь 12 из 47 объектов.

По итогам приватизации 2011 года городской бюджет не получил 184,3 млн. рублей. Доход бюджета от реализации недвижимости в прошлом году составил 28,7 млн. рублей, то в 2011 году бюджет получил всего 12 млн. рублей.

"При этом, в бюджет  поступило лишь 5 млн. рублей, а остальные 7 млн. рублей числятся как долг. Представители мэрии заявляют, что  неосвоение бюджетных средств, в  первую очередь, связано с последствиями  экономического кризиса".

Теперь нераспроданное имущество, согласно закону, будут пытаться реализовать посредством публичного предложения. "Максимальный размер поступлений от продажи муниципального имущества посредством публичного предложения может составить 26,9 млн. рублей, минимальный - 13,4 млн. рублей", - попрогнозами Департамента управления имуществом Тюмени.

В конце декабря прошлого года администрация областного центра планировала компенсировать недополученные доходы из-за неэффективной реализации прогнозного плана приватизации муниципального имущества, получив прибыль за счет продажи пакетов акций в ОАО "Сити" (49%) и ОАО "Тюменский хлебозавод № 4" (100%).

Уставной капитал ОАО "Сити" сформирован из 11 муниципальных нежилых объектов. Эти помещения расположены на первых этажах зданий центральных районов города от ул. Ленинградской до ул. Советской Армии общей площадью в несколько тысяч квадратных метров. Начальная стоимость пакета акций общества составляла 43,3 млн. рублей.

ОАО "Тюменский хлебозавод № 4" является убыточным, расположенном в районе Тюмени.

Игроков рынка предложение городских властей не заинтересовало. Оба аукциона признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.

Проблема была в том, что на аукцион был выставлен не контрольный пакет акций ОАО "Сити" и не было представлено открытой информации об аукционах, не проводилось никаких рекламных мероприятий.

Отсутствие интереса к приобретению выставленного на торги имущества, в том числе акций в ОАО "Сити", может быть обусловлено низкой рентабельностью предлагаемого бизнеса. В аукционе на приобретение акций ОАО "Сити" не стал участвовать даже собственник 51% общества - ООО "Тюменский центр предпринимательства".

По мнению экспертов по недвижимости, неуспех в реализации муниципального имущества объясним качеством объектов, выставленных на торги, и в целом ситуацией на рынке.

Информация о работе Совершенствование системы управления муниципальной собственностью