Состояние местного самоуправления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе. Действующая Конституция нашей страны определила местное самоуправление как один из элементов основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Кроме того, она закрепила важное положение в отношении местного самоуправления: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторические аспекты становления городского самоуправления в России
1.1. Городское самоуправление в дореволюционной России
1.2. Государственная власть и управление в городах в советский период
Глава 2. Общие основы и полномочия городского самоуправления в Российской Федерации
2.1. Конституционно - правовые основы городского самоуправления
2.2. Полномочия городского самоуправления
Глава 3. Система городского самоуправления
3.1. Формы непосредственного участия населения в осуществлении городского самоуправления
3.2. Органы и должностные лица городского самоуправления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

мун.управ..doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном  этапе, в условиях демократизации и  реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации  местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений - между органами государственной  власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной  организации местного самоуправления имеет следующие организационные  формы для ее осуществления:

 

1.Путем референдума,  выборов и др. форм прямого  волеизъявления граждан;

2. Через выборные  и др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное  общественное самоуправление;

4. Через созданные  союзы и ассоциации органов  местного самоуправления и органы  территориального общественного  самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным  отличием современной модели от советской является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих  функций:

  • решением вопросов административно-территориального деления;
  • полномочий в области экономики и финансов;
  • решение вопросов социального развития территории;
  • развитие культуры и искусства,

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан. Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации местного самоуправления, в отличии от централизованной системы  управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого  механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в современной России типа органов  местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами  прямого волеизъявления граждан. Современная  модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан. Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу. Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей  и задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы. Серьезной  проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование  требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов, они должны стать  более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует  реформирования и система взаимоотношений  органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают  на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами. Проведенный анализ работы и организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

1. Нормативные  акты 

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный  закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995.№ 35, Ст. 3506.

3. Федеральный  закон «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. с изменениями  от 22 июня 1998 Г.//СЗРФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

4. Федеральный  закон "Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" от 19 сентября1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

5.Федеральный  закон "О финансовых основах  местного самоуправления Российском Федерации" от 10 сентября 1997 г,//Российская газета от 30сентября f997 г.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 Г.//СЗ РФ.1998. № 3f. Ст. 3823.

Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I.//C3 РФ. 1994. № 32.Ст. 3302.

8.Конституция  РСФСР 1918 г. 

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция РСФСР 1978 г.

12..Закон СССР "Об общих началах местного  самоуправления и местного хозяйства  в СССР" от 9 апреля 1990г.//Ведомости  Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267,

13.Закон РСФСР  "О местном самоуправлении  в РСФСР" от 6 июля 1991г.//Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 1991. №29. Ст. 1011.

14.Постановление  ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" от 5 марта 1971 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12.

15.Указ Президиума  Верховного Совета СССР "Об  основных правах и обязанностях  районных Советов депутатов трудящихся"//Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 12. Ст. 132.

16.Указ Президиума  Верховного Совета СССР "Об  основных правах и обязанностях  городских и районных в городах  Советов депутатов трудящихся"// Ведомости Верховного Совета  СССР. 1971. № 12, Ст. 133.

17.Городовое  положение 1785 Г.//ПСЗ. Собрание I. 1830. Т. 22. № 16187.

18.Положение  о губернских и уездных земских  учреждениях 1864 Г.//ПСЗ.Собрание II. Т. 39. № 40458.

19.Городовое  положение 1870 Г.//ПСЗ. Собрание II. Т. 45. Отделение I. №48498.

20.Городовое  положение 1892г У/ПСЗ. Собрание III. 1895. Т. 12. № 8708.

21.Закон Временного  правительства "О производстве  выборов гласных городских дум  и об участковых городских  управлениях" от 15 апреля 1917г.//Сборник  указов и постановлений Временного  правительства. Выпуск № 1.Петроград, 1917.

22.Постановление  Временного правительства "Об  изменении действующих Положений  об общественном управлении городов"  от 9 июня 1917гУ/Сборник указов и  постановлений Временного правительства.  Выпуск № 2.Петроград, 1918,

23.Положение  о Советах губернских, уездных  и заштатных городов и поселков  городского типа 1922 Г.//СУ РСФСР. 1922. № 10. Ст. 90.

24. Положение  о городских Советах от 7 декабря  1925 г.//СУ РСФСР, 1925. №91. Ст. 662.

25. ФЗ РФ от 6.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

26. ФЗ РФ от 21.07.2007г № 187-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в ст. 53 ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 

27. ФЗ РФ от 1.12.2006г № 198-ФЗ «О внесении  изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

28. ФЗ РФ от 15. 02.2006г № 24-ФЗ «О внесении  изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ» 

29. ФЗ РФ от 18.07.2006г № 120-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

30. ФЗ РФ от 29.06.2005г № 69-ФЗ «О внесении  изменений в ст. 80 ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан РФ» и в ст. 83 ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

31. ФЗ РФ от 18.04.2005г № 34-ФЗ «О внесении  изменений в ст. 85 ФЗ «О внесении  изменений в ст. 32 ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»

32. ФЗ РФ от 28.12.2004г № 186-ФЗ в ФЗ «О  внесении изменений в ст. 32 ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 

2. Монографии  и статьи 

33. Авакьян С.А.  Городской Совет и предприятия  вышестоящего подчинения.М., 1979.

34. Авакьян С.А.  Состояние, проблемы и перспективы  местного самоуправления в России//В  сб.: Местное самоуправление в  России: состояние, проблемы и  перспективы. М., 2004.

35. Авакьян С.А.  Местное самоуправление в Российской  Федерации: концепции и решения нового Закона//Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 1996. № 2.

36.Антонова Н.А.  Правовые вопросы организационной  деятельности представительных  органов местного самоуправления  в РФ.Дис.канд.юрид.науж. М., 2005.

37.Бабун Р.  Готов ли народ к самоуправлению?//Российская Федерация. М.,1994, №17.

38.Барабашев  Г.В. Муниципальные органы современного  капиталистического государства.  М., 1971,

39. Барабашев  Г.В. Районный, городской Совет  на современном этапе. М.,1975.

40. Барабашев  Г.В. Принятие решений местными органами власти и управления. Мм 1983.

41.Барабашев  Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

42.Барабашев  Г.В., Шеремет К.Ф. КПСС и Советы  народных депутатов. М.,1978.

43.Бланкенагель А. Местное  самоуправление против государственного  управления в РФ//Конституционное право: восточноевропейское обозрение.1997. № 1.

44.Болтенкова Л.Ф. Упразднение  органов местного управления  и создание Советов» М., 2006.

45.Бондарь Н.С., Зинченко  СП. Городской совет и администрация:  проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности// Гос. И право. М. 1993, № 3.

46.Васильчиков А.В. О  самоуправлении. Сравнительный обзор  русских и иностранных земских  и общественных учреждений. СПб., 1869.

47.Виноградов В.А. Местное  самоуправление. Российский вариант: научно --аналитический обзор. М., 2005.

48.Выдрин И.В., Кокотов  А.Н. Муниципальное право России. Учебник. Екатеринбург, 2006.

49. Габричидзе Б.Н. Материал  к лекции на тему: "XXIII съезд  КПСС о повышении роли Советов  депутатов трудящихся в коммунистическом строительстве". М., 1967.

Информация о работе Состояние местного самоуправления в России