Содержание избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать избирательное право и избирательную систему в Российской Федерации.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
• раскрыть понятие и содержание избирательного права и избирательной системы;
• описать основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации;
• исследовать современную избирательную систему Российской Федерации: ее историю, развитие и особенности.

Файлы: 1 файл

КП.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Немало избирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.

Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.

Проанализировав проблемы современного российского избирательного права, стоит отметить необходимость дальнейшего реформирования избирательной системы России. Однако несомненно, что подходить к реформированию избирательных отношений необходимо максимально обдуманно и взвешенно, опираясь на выявленные эмпирическим путем тенденции демократического развертывания российской избирательной системы, избегая «революционных» скачков в развитии электорального законодательства. В развитии правовой культуры населения огромную роль играют средства массовой информации, которым необходимо постоянно включать в свою работу ролики и передачи, разъясняющие важность избирательного права по отношению к каждому гражданину. Кроме того следует улучшить работу правоохранительных органов, путем совершенствования подзаконных актов контролирующих ведомств этих органов.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.

Знание своих прав, способность их реализовать, при необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.

Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствования в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //"Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный закон РФ  от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 24.

3. Федеральный закон РФ  от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации» // Рос. газ. - 2003. - 16 янв.

4. Федеральный закон РФ  от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // СЗ РФ. - 2002. - №51.

5. Федеральный закон РФ  от 26.11.96 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. - 1996. - № 49.

Специальная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. 587 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. – М.: НОРМА, 2007. 368 с.

3. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учеб. пособие. – Тамбов: изд-во ТГТУ, 2005. 675 с.

4. Головин А.Г. Избирательное право России . – М.: НОРМА, 2007. 379 с.

10. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. – М.: ЭКСМО, 2008. 258 с.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. 638 с.

12. Конституционное право  России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. 654 с.

13. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. 456 с.

14. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. – М.: Книжный, мир, 2006.432 с.

15. Постников А.Е. Система российского избирательного законодательства// Журнал российского права, 2007, № 1. 123 с.

16. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008. 342 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конституционный Суд Российской Федерации

Определение

от 1 марта 2010 г. № 239-О-Р

Об отказе в удовлетворении ходатайства гражданина Хрипунова Геннадия Михайловича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.Д. Князева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства гражданина Г.М. Хрипунова,

установил:

1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 2 июля 2009 года № 1006-О-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.М. Хрипунова на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. В основу данного решения был положен вывод о том, что оспариваемое законоположение само по себе не нарушает конституционное право заявителя на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, вследствие чего его жалоба в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является недопустимой.

Из ходатайства Г.М. Хрипунова о разъяснении указанного Определения и приложенных к нему документов следует, что на основании этого Определения он обратился в Воронежский областной суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения данного суда от 15 мая 2008 года, которым пункт 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был, по его мнению, истолкован в смысле, расходящемся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, положенной в обоснование доводов об отказе в принятии его жалобы к рассмотрению. Решением Воронежского областного суда от 30 ноября 2009 года в удовлетворении этого заявления Г.М. Хрипунову было отказано со ссылкой на то, что Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О не является итоговым решением Конституционного Суда Российской Федерации, в котором оспариваемая норма была признана неконституционной или был выявлен ее конституционно-правовой смысл, а потому оно не влечет пересмотр вступивших в законную силу судебных решений в соответствии с пунктом 5 части второй статьи 392 ГПК Российской Федерации.

Г.М. Хрипунов просит дать официальное разъяснение Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О, ответив на следующие вопросы:

должно ли оспаривавшееся им законоположение, которое не было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, применяться в конституционно-правовом смысле, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О;

имеет ли указанное Определение Конституционного Суда Российской Федерации обратную силу в отношении вынесенных по его делу судебных решений, т.е. подлежат ли они пересмотру, и если да, то в каком порядке - с учетом того, что такой пересмотр пунктом 5 части второй статьи 392 ГПК Российской Федерации непосредственно не предусмотрен;

является ли препятствием для пересмотра указанных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам то, что решение было вынесено Конституционным Судом Российской Федерации не в виде постановления и в его резолютивной части не указывается на выявленный конституционно-правовой смысл оспариваемого законоположения?

2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение по вынесенному им решению, не подменяя само это решение и не выходя за рамки его содержания; ходатайство о даче такого разъяснения не может быть удовлетворено, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения, предполагают необходимость формулирования новых правовых позиций или же связаны с несогласием заявителя с толкованием решения Конституционного Суда Российской Федерации правоприменительными органами, включая судебные, при разрешении конкретного дела заявителя (Определения от 8 февраля 2001 года № 15-О, от 5 февраля 2004 года № 78-О, от 2 октября 2007 года № 715-О-П, от 5 марта 2009 года № 400-О-Р и др.).

2.1. Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы Г.М. Хрипунова на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2009 года № 1006-О-Оуказал, что полномочия сформированного в полномочном составе представительного органа муниципального образования могут быть прекращены, когда в результате выбытия отдельных депутатов остается менее двух третей от их установленной численности и осуществление таким органом принадлежащих ему полномочий становится невозможным. Вместе с тем оспариваемое законоположение не предполагает, что признание неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования может быть обусловлено избранием состава данного органа в количестве менее двух третей от установленной численности его депутатов; такие результаты проводимых по мажоритарной избирательной системе муниципальных выборов означают для представительного органа нового созыва, что он не вправе приступить к исполнению своих полномочий, поскольку не сформирован в полномочном составе, и влекут назначение и проведение повторных выборов по тем округам, где остались незамещенные депутатские мандаты.

Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что осуществление контроля за действиями судов общей юрисдикции, применивших оспариваемое законоположение в конкретном деле Г.М. Хрипунова, проверка законности и обоснованности принимаемых ими решений, правильности применения законов при разрешении конкретных дел не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Как следует из содержания ходатайства, обращение заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации обусловлено не неопределенностью или неясностью выводов, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О. Формально требуя его разъяснения, Г.М. Хрипунов, по существу, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о том, может ли правовая позиция, сформулированная им в данном Определении в обоснование своего вывода о недопустимости жалобы, рассматриваться в качестве конституционно-правового истолкования оспоренной нормы.

Между тем, отказывая заявителю в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации использовал указанную правовую позицию только для обоснования этого решения, не рассматривал вопрос о соответствии оспаривавшейся нормы Конституции Российской Федерации и, как следствие, не выявлял ее конституционно-правовой смысл. При таких обстоятельствах Конституционный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения ходатайства гражданина Г.М. Хрипунова о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 1006-О-О, поскольку поставленные в нем вопросы не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в удовлетворении ходатайства гражданина Хрипунова Геннадия Михайловича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 1006-О-О.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

Информация о работе Содержание избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации