Система управления персоналом муниципального предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - разработка направлений по совершенствованию системы управления персоналом в МУП «Водоканал» г.Екатеринбурга.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы управления муниципальным предприятием;
- охарактеризовать деятельность муниципального предприятия;
- изучить основные аспекты работы с кадрами муниципального предприятия
- предложить методы совершенствования системы управления персоналом муниципального предприятия «Водоканал».

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Основы деятельности муниципальных унитарных предприятий.
1.1 Законодательные основы функционирования муниципальных предприятий 6
1.2 Муниципальные унитарные предприятия в системе муниципального хозяйствования 16
1.3 Система управления персоналом муниципальных унитарных предприятий. 20
Глава 2. Исследование систему управления персоналом муниципального унитарного предприятия на примере МУП «Водоканал» г. Подольск. 32
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия. 32
2.2 Исследование системы управления персоналом организации. 38
2.2.1 Характеристика персонала. 38
2.2.2 Подбор и отбор персонала. 40
2.2.3. Адаптация персонала. 44
2.2.4 Управление кадровым резервом. 45
2.2.5 Система аттестации. 47
2.2.6 Характеристика системы мотивации. 50
2.2.7 Процесс повышения квалификации. 53
2.3 Выявление проблем в системе управления персоналом. 57
Глава 3. Совершенствование системы управления персоналом предприятия МУП «Водоканал"
3.1 Разработка программы адаптации сотрудников. 3.2 Разработка системы управления трудовой карьерой. 73
3.3 Разработка правил корпоративного поведения. 79
Заключение. 88
Список использованных источников. 93
Приложение. 95

Файлы: 1 файл

Ветошкина курсовой проект.docx

— 82.36 Кб (Скачать файл)

 

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет 18-20%, на образование – 28-34%, на здравоохранение – 15%, на промышленность, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 8-10%, на функционирование местного самоуправления – 6-7%, на социальную политику – 7-8%, на культуру,  искусство и кинематографию – 3% от общей суммы расходов местных бюджетов. Такое долевое соотношение расходов в среднем остается практически неизменным на протяжении последних 5 лет[10].

 

На протяжении последних лет в промышленности вес муниципального сектора экономики составляет – менее 1%. Наиболее крупными в муниципальном секторе являются предприятия, действующие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По-прежнему основную долю объема производства в муниципальном секторе промышленности  вырабатывают муниципальные тепловые и электрические сети. В муниципальной собственности находятся, как правило, предприятия, производящие продукцию социальной направленности, у большинства из них сохраняется достаточно сложное финансовое состояние, которое характеризуется отсутствием собственных оборотных средств для обновления номенклатуры продукции и устаревших технологий, высоким износом активной части основных производственных фондов (свыше 70%), низкой платежеспособностью  потребителей продукции, наличием задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

 

Основной задачей промышленной политики органов местного самоуправления является повышение эффективности управления муниципальными предприятиями.

 

Доля инвестиций муниципального сектора в основной капитал в общем объеме инвестиций по субъектам Российской Федерации составляет стабильно 4 - 5%.

 

Муниципальные инвестиции по-прежнему сохраняют социальную направленность. Порядка 60-70% всего их объема будет направлено на строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Самый весомый объем инвестиций – 40-50% - вкладывается в жилищно-коммунальное хозяйство, 20-25% - в социальную сферу. Основными объектами инвестирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства являются котельные, сети водопроводов, канализации, газо- и теплоснабжения. Основные объекты инвестирования в социальной сфере – это образовательные и медицинские учреждения. В охрану окружающей среды вкладываются средства, направляемые на реконструкцию и строительство очистных сооружений и объектов по утилизации бытового мусора. Инвестиции по отрасли «транспорт», по большей части идут на обновление парка пассажирского электро- и автотранспорта[11].

 

Основными приоритетами инвестиционной политики является реализация программных мероприятий, входящих в состав федеральной целевой программы «Жилище» и соответствующих региональных жилищных программ (что позволит активно развивать ипотечное жилищное кредитование), а также программ благоустройства, водоснабжения и газификации муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации.

 

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, связанные с ростом объема инвестиций в стоимостном выражении, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности. Инвестирование в отрасль будет ограничено ресурсами бюджетной сферы и, следовательно, развитие отраслей социальной сферы за счет привлечения средств инвесторов малоперспективно. Недостаточная активизация инвестиционных средств населения связана, в основном, с ухудшением структуры потребления и снижением накоплений, вызванного, в первую очередь тем,  что в течение ряда лет в реформировании жилищно-коммунального хозяйства существовала единая схема: за счет опережающего роста цен на услуги ЖКХ для населения добиваться повышения доли платежей в оплате услуг естественных монополий.[12]

 

 

 

1.3 Система управления  персоналом муниципальных унитарных  предприятий

 

Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. [13]

 

Современное управление персоналом - это система идей и приемов                   эффективного построения и управления организациями. Эта система складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран и в настоящий момент достигнуто понимание того  факта, что управление персоналом не может быть представлено в  виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В   нем находит отражение понимание того, что мы живем в очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир                   существует и развивается[14] .

 

Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта - функциональный и организационный. В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы[15] :

 

· определение общей стратегии;

 

· планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

 

· привлечение, отбор и оценка персонала;

 

· повышение квалификации персонала и его переподготовка;

 

· система продвижения по службе (управление карьерой);

 

· высвобождение персонала;

 

· построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;

 

· политика заработной платы и социальных услуг;

 

· управление затратами на персонал.

 

В организационном отношении управление персоналом охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.

 

Система управления персоналом – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнение однородных функций[16]. Рассмотрим сущность системы управления персоналом через описание ее функций, целей и задач.

 

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие[17].

 

Цели управления персоналом можно представить в виде следующей схемы ( рис.1.1)

 

Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида: экономические, научно – технические, производственно – коммерческие, социальные. Каждый из названных видов имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.

 

Экономическая цель – получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис.1. 1 Укрупненное дерево целей системы управления персоналом организации[18]

 

 

 

Научно – техническая цель – обеспечение заданного научно – технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии.

 

Производственно – коммерческая цель – производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью.

 

Социальная цель -  достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

 

Следует, выделить функции управления:[19]

 

· планирование, т.е. координация ожидаемых результатов и способов их получения;

 

· организация и регулирование, т.е. координация фактических действий по достижению результатов;

 

· учет и контроль, т.е. обратная связь от объекта к субъектам для получения информации и получения результатов;

 

· стимулирование, т.е. распределение финансовых ресурсов между звеньями.

 

Все перечисленные общие функции управления в неразрывном единстве присутствуют в деятельности руководителей подразделений всех уровней.

 

К числу основных задач управления персоналом относят[20] :

 

1. Помощь фирме в достижении  цели.

 

2. Обеспечение фирмы квалифицированными  и заинтересованными работниками.

 

3. Эффективное использование  мастерства и способностей персонала.

 

4. Совершенствование систем  мотивации.

 

5. Повышение уровня удовлетворенности  трудом.

 

6. Развитие систем повышения  квалификации и профессионального  образования.

 

7. Сохранение благоприятного  климата.

 

8. Планирование карьеры, то  есть продвижение по службе, как  вертикальное, так и горизонтальное.

 

9. Поднималась творческая  активность персонала.

 

10. Совершенствование методов  оценки деятельности персонала.

 

11.   Обеспечение высокого  уровня условий труда и качество  жизни в целом.

 

Все службы управления персоналом формируются исходя именно из этих целей и задач.

 

Общей и главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных (способности, мотивация, свойства личности) и количественных характеристик целям организации.

 

Система управления персоналом организации – это система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает в себя подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

 

Система управления персоналом  предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений[21].

 

Основные элементы системы управления персоналом мы можем представить в виде следующей схемы (см. рис 1.2).

 

 

рис. 1.2 Элементы системы управления персоналом[22]

 

 

 

Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.

 

Функциональные подсистемы объединяют однородные, близкие по содержанию функции по важнейшим направлениям работы с персоналом. Носителями функций этих подсистем являются отдельные функциональные подразделения и должностные лица : руководители данных подразделений, их заместители, специалисты, другие служащие.[23]

 

Новые экономические условия выдвигают перед руководством рос­сийских организаций необходимость радикальных изменений в моти­вационном механизме на основе согласованного и разумного использо­вания комплекса средств воздействия на работников для достижения общих и личных целей. На практике эти средства управленческого воздействия находят выражение в различных методах управления.

 

В научной литературе рассматриваются различные классифика­ции методов управления в деловой организации, но уже традицион­ным стало их разделение на три основные группы: административно­ - организационные, экономические и социально-психологические.

 

Административно-организационные методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга. При этом используется управленческое воздей­ствие через наказание и поощрение.[24]

 

Административное наказание эффективно только тогда, когда его воздействие на работника достаточно сильно и быстро следует за на­рушением производственной дисциплины или некачественным исполнением обязанностей, а также, когда наказание сосредоточивает­ся больше на деятельности, чем на человеке, когда сопровождается комментариями и происходит в атмосфере доброжелательности. Эффект от наказания в конечном счете труднее оценить, чем эффект от поощрения, так как дисциплинарные санкции лишь делают менее ве­роятными те нарушения поведения, против которых они направлены, но при этом они могут порождать новые формы отклонений.

 

В качестве административно-организационных методов воздейст­вия в современных деловых организациях выступают должностные инструкции, правила внутреннего распорядка для служащих, кото­рые не только описывают обязанности работников, принципы взаимо­отношений на всех уровнях управления, нормы поведения, но и явля­ются своего рода «рабочими директивами». С другой стороны, введение контрактов, должностных инструкций при авторитарном управлении ограничивает возможности произвола и волюнтаризма со стороны руководителей в отношении своих подчиненных.[25]

 

Однако в преуспевающих компаниях развитых стран сегодня aк­тивно внедряются квалификационные карты, или карты компетент­ности как набор квалификационных и социально-нравственных ха­рактеристик, которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность, а также широко распространяются  та­кие прогрессивные персонал -технологии, как управление по резуль­татам, управление по целям, рамочное управление, управление с помощью делегирования полномочий. [26]

 

На протяжении последних десятилетий традиционные админист­ративно-организационные методы дополняются более современными: социально-психологическими и экономическими, которые носят кос­венный характер управленческого воздействия. Приоритетная роль в механизме управления персоналом в российских организациях при­надлежит экономическим методам, с помощью которых осуществля­ется материальное стимулирование коллективов и отдельных работ­ников. Схематично методы управления персоналом представлены на рис.1.3.

Информация о работе Система управления персоналом муниципального предприятия