Система органов государственной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Государственный и муниципальный заказ.
С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок и государственного заказа. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в рыночной среде.
У государственного чиновника по сути дела практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становится питательной средой для злоупотреблений и коррупции.

Файлы: 1 файл

m4_gmu.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Формирование институционального механизма государственного управления социально-экономическим развитием региона в целом и системой государственных закупок, в частности, осуществляется под сильным воздействием политических и экономических факторов, зависит от характера экономико-политических взаимосвязей. Сложившаяся система управления государственными закупками в российских регионах в настоящее время характеризуется, как правило, преобладанием доли закупок, осуществляемых методом запроса котировок и закупок у единственного источника; несовершенством системы планирования; несвоевременностью и не полным финансированием государственного и муниципального заказа; нарушениями и ошибками в организации и проведении конкурсных процедур; ограниченностью информирования поставщиков о проводимых конкурсах; нарушениями сроков представления статистической отчетности,  множеством ошибок в отчетах.

 Основными причинами, снижающими эффективность региональной системы закупок являются: несовершенство правовой базы в сфере размещения государственного заказа; недостаток информации у заказчика о конъюнктуре рынка закупаемой продукции; отсутствие заинтересованности  заказчиков; стремление получить личную выгоду при размещении государственного заказа; неэффективность контроля за формированием и размещением государственного заказа; отсутствие квалифицированных специалистов, знаний и опыта участия в конкурсах у поставщиков; неразвитость в большинстве муниципальных образований области институтов рыночной экономики и конкурентной среды; нескоординированность деятельности по организации закупок администрации области и муниципальных образований.

Повышение эффективности организации размещения государственного заказа на региональном уровне обеспечивается формированием целостной институциональной системы управления государственными закупками, включающей (рис. 1):  политический механизм (концептуальные решения государства по формированию государственного заказа и расходования бюджетных средств, отражаемые в бюджете региона; последовательная государственная политика институционализации конкурсного порядка размещения государственного заказа; жесткость мер по борьбе с коррупцией в органах власти); правовой механизм (законодательное регулирование формирования и размещения государственного заказа и согласование нормативно-правовых актов всех уровней власти; организация контроля за соблюдением законодательства); финансовый механизм (эффективное финансовое планирование, своевременное финансирование; разработка механизма стимулирования экономии бюджетных средств, организация четкого финансового контроля); организационный механизм (модернизация организационной структуры управления государственным региональным заказом с четким разграничением полномочий участников; привлечение внешних закупочных организаций; составление сводного плана государственного регионального заказа; создание библиотеки конкурсной документации для региональных заказчиков; разработка методик оценки квалификации поставщиков и их предложений по видам продукции; привлечение профессиональных консультантов; систематический контроль и качественная, оперативная отчетность); информационный механизм (создание специализированного издания по государственным и муниципальным закупкам; организация обучения государственных заказчиков и поставщиков; формирование положительного отношения местного сообщества к конкурсным закупкам).


Рисунок 1.   Институциональное окружение  государственных закупок

Предложенные структура институционального окружения и институциональный механизм управления системой государственных закупок представляют собой универсальную модель, которая отражает все элементы и процессы системы. В зависимости от условий применения в данной модели субъектами и объектами выступают конкретные органы власти, законодательство   Российской Федерации в целом (федеральный уровень), либо различных регионов России (уровень субъектов РФ).

При использовании данной институциональной модели управления системой государственных закупок на региональном уровне необходимо учитывать специфику регионального управления. Кроме того, каждый регион, внедряя данную модель, должен создавать свой механизм управления системой региональных государственных закупок с учетом территориальной разбросанности региона, геополитических условий, существующей системы органов государственного управления региона, уровня экономического развития, финансового состояния, уровня развитости рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, уровня моральной готовности населения к восприятию складывающейся рыночной системы экономики.

Опыт регионов страны, Германии, Франции показывает целесообразность использования т.н.  института фирм-аутсорсеров, осуществляющих техническую поддержку проведения конкурсов. Очевидно, что модернизация институциональной структуры пространственной экономики в сфере региональных закупок осуществляется не в направлении углубления рыночных основ ее функционирования. Следует признать справедливым характеристику формирующихся институтов как государственно-капиталистических, обеспечивающих сращивание бизнеса и власти. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что, зачастую, представители даже высших звеньев управления региональной экономикой идут на поводу у агрессивно настроенных представителей регионального бизнеса, активно пользующихся неформальным институтом «крыши». Все эти процессы приводят к пространственной монополизации рынка госзакупок, для входа на который для внешних поставщиков взращены практически непреодолимые институциональные барьеры – более 98% победителей конкурсов по региональному заказу являются местными фирмами.    

Таким образом, развитие пространственной институциональной структуры государственных закупок осуществляется в сторону централизации, что противоречит самой идее рыночной системы конкурсных закупок.  Это в значительной мере обусловлено отсутствием федерального закона, регулирующего процедуру закупок на региональном и муниципальном уровне, вследствие чего она институционализируется региональным законодательством или по-прежнему используется достаточно противоречивый указ Президента № 305.  Селекция неэффективных нерыночных институтов детерминируется отсутствием государственной институциональной политики, стремлением прописать в законодательстве о закупках «все случаи жизни», затягивающем на долгие годы принятие удовлетворяющего всех участников федерального закона о региональных и муниципальных закупках,  в отличие от рыночного принципа определения лишь правил игры. 

 

 

 


 

 

 

 

 

3.Органы исполнительной власти региона России, осуществляющие государственную политику (на примере Красноярского края)

В Красноярском крае обеспечивают создание условий для комплексного социально-экономического развития края, регионального развития края, в том числе северных территорий края следующие органы исполнительной власти: 

  • министерство экономического и регионального развития;
  • агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края;
  • агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края;
  • агентство государственного заказа Красноярского края;
  • агентство труда и занятости населения Красноярского края.    

Министерство экономики и регионального развития Красноярского края  - орган исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет:

  1. нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в областях комплексного социально-экономического развития края, регионального развития края, в том числе северных территорий края, развития малого и среднего предпринимательства, государственной поддержки инвестиционной деятельности, организации и проведения региональных лотерей, содействия занятости населения, а также в сферах трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, управления государственной собственностью, земельных отношений, ценообразования, отношений, связанных с организацией розничных рынков, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, применения контрольно-кассовой техники, формирования государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, налогов и сборов, за исключением изменения сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по региональным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам;
  2. оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также в сферах трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, за исключением охраны труда, отношений, связанных с организацией розничных рынков;
  3. контроль в областях организации и проведения региональных лотерей, содействия занятости населения, а также в сферах технического обслуживания контрольно-кассовой техники, ценообразования, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных органов исполнительной власти края.

Агентство государственного заказа Красноярского края - орган исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет государственной собственностью в сфере формирования государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края - орган исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области регионального развития края в части северных территорий края и сфере защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края - орган исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в сферах управления государственной cобственностью и земельных отношений.

Агентство труда и занятости населения Красноярского края - орган исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в областях охраны труда, содействия занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Система органов местного самоуправления

4.1. Общие  положения

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления — это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.

Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления — это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.

Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.

Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.

Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 6) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем согласно данному Закону (ст. 14), осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).

Информация о работе Система органов государственной и муниципальной власти