Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:59, шпаргалка

Описание работы

1. Муниципальное право - отрасль права
3. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
4. Нормы и источники муниципального права
5. Муниципально-правовые отношения
...
61. Депутатский запрос

Файлы: 1 файл

0260230_13EE5_otvety_po_municipalnomu_pravu.doc

— 880.50 Кб (Скачать файл)

 Согласно ст. 51 ФЗ "Об общих принципах МСУ в РФ"  органы местного самоуправления от имени МО самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами

Имущество, находящееся  в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом (ст. 294 ГК РФ). Муниципальные предприятия и учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ними имущества в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Органы местного самоуправления также могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Муниципальное  образование как социально-экономический  комплекс.

Муниципальное образование - городское  или сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения

Отличительными признаками муниципального образования являются:

– населенная территория;

– осуществление на ней местного самоуправления;

– обособленная муниципальная собственность;

– местный бюджет;

– выборные органы местного самоуправления.

С организационной точки  зрения муниципальное образование  можно определить как социальную систему, существующую на определенной территории, наделенную собственной  компетенцией по решению ряда вопросов местного значения под свою ответственность.

Каждое муниципальное  образование должно иметь выборный орган местного самоуправления- представительный орган -, обладающий правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования.

Компетенцию муниципальных образований  составляют вопросы местного значения.

 

34. Муниципальное  хозяйство - совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования (МО) хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения

элементы в структуре  муниципального хозяйства:

-органы МСУ, осуществляющие  нормативное и экономическое  регулирование деятельности хозяйствующих  субъектов на территории МО, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения МО;

-предприятия, учреждения  и организации, находящиеся в  муниципальной собственности. Органы  МСУ определяют цели, условия  и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию;

-предприятия, учреждения  и организации, не находящиеся  в муниципальной собственности.  Органы МСУ имеют право координировать  деятельность этих субъектов  в комплексном социально-экономическом  развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Муниципальные предприятия  все свои результаты, будь то прибыль  или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены  участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Органы МСУ – выполняют  функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

При построении отношений  между населением муниципального образования  и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно  иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

  • Виды муниципального хозяйства

  • 1. Коммунальная модель  муниципального хозяйства.

    Характеризуется тем, что  основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

    2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

    Данная модель предусматривает  участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через  предоставление ограниченных прав в  финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

    3. Муниципально-рентная  модель муниципального хозяйства.

    Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

    вид муниципального хозяйства  зависит от

    1.Объема компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

    2. Наличие и характер  основных ресурсов территории.

    3. Наличие квалифицированных  кадров в органах местного  самоуправления и муниципальных  предприятиях.

    1. Налогоспособность населения.

     

     

     

     

     

    35. Ресурсы муниципального  образования.

    Под ресурсами понимают совокупность возможностей той или  иной территории. Применительно к  хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

    Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит  эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру  производственной деятельности и благосостояние населения

    Сама деятельность невозможна без  основного ресурса - кадрового потенциала территории.

    Не менее важным ресурсом является тот объем полномочий, которым  наделен хозяйствующий субъект  по закону -определенный правовой ресурс.

    Значительную роль в играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные

    Основной границей, отделяющей ресурсы  муниципального образования от иных видов ресурсов, расположенных на территории муниципального образования, является закон.

    В связи с этим под ресурсами муниципального образования понимают некую совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

    Общепринято выделять следующие  основы местного самоуправления.

    1. Правовая (законодательная)  основа. Включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии  прав местного самоуправления.

    2. Финансовая основа  местного самоуправления. Включающая  в себя весь комплекс финансовых  ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

    3. Экономическая основа. Включающая в себя ресурсы,  связанные с участием муниципальных  образований в хозяйственной  деятельности; ключевым вопросом  здесь является управление муниципальной  собственностью.

    4. Управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

     

     

    е входит в состав территории муниципального района;

     15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

     16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

     Наделение городского  поселения статусом городского  округа осуществляется законом  субъекта Федерации при наличии  сложившейся социальной, транспортной  и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий.

     К территориям с  низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     39.Изменение границ МО.

     Муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа Законом КК от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа".

    Изменение статуса МО город Краснодар  осуществляется законом КК с согласия населения, выявленного путем голосования  о преобразовании МО город Краснодар.

    Рассмотрение вопроса об изменении  статуса МО город Краснодар допускается  по инициативе населения, органов МСУ, органов государственной власти Краснодарского края и федеральных  органов государственной власти.

    Границы муниципального образования город Краснодар установлены Законом Краснодарского края от 10.03.2004 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделении его статусом городского округа".

    Изменение границ МО город Краснодар, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется законом КК с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования об изменении границ муниципального образования город Краснодар.

    Изменение границ МО город Краснодар, не влекущее отнесение территорий отдельных  входящих в его состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется законом  КК с учетом мнения населения, выраженного городской Думой Краснодара. Решение об изменении границ считается принятым, если за него проголосовало, с учетом результатов опроса населения муниципального образования город Краснодар, не менее 2/3 от установленной численности депутатов городской Думы Краснодара.

     

    40. Основания для упразднения МО

    Упразднение МО - процесс прекращения существования МО. Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых МО. Однако порядок упразднения принципиально совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании МО. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения МО, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например, по причине выезда людей в другую местность. В случаях исчезновения местных сообществ, населенных пунктов решения об упразднении соответствующих МО, включении их территории в территорию других МО, вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ.

    Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"