Реализация принципа профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации1 провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную2. В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону3, прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на территории Российской Федерации. Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………............3
1.Современное состояние муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………………11
2. Правовые особенности и сущность должностей современной муниципальной службы ………………………………………………...
3. Реализация принципа профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих…………………………14
Заключение………………………………………………………………...24
Список использованных источников………………………………….....26

Файлы: 1 файл

Это Уфа реализация принципа госслужбы.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Реализация принципа профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих

Статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ обязывает государственного (муниципального) служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения государственный (муниципальный) служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника.

В свою очередь представитель нанимателя (руководитель, лицо им уполномоченное), если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Под конфликтом интересов принято понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и интересами третьих лиц, способное привести к причинению вреда.

Основным конфликтогенным признаком выступает наличие или возможность возникновения противоречия между личными интересами государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации или ее субъекта.

В целях реализации механизма урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе образованы соответствующие Комиссии.

  1. владение (приобретение) государственным или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов14;

Гражданское законодательство под владением ценной бумагой предполагает фактическое обладание ею, что создает для обладателя возможность непосредственно воздействовать на нее, реализовывать права, предоставленные фактом владения ценной бумагой. Гипотеза норм действующего законодательства позволяет государственному и муниципальному служащему владеть ценной бумагой, но при наличии определенных условий. К таким условиям относится: а) владение ценной бумагой не должно приносить доход; б) владение ценной бумагой не должно порождать конфликт интересов, но в тоже время законодательство запрещает  приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (п. 4 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ).  В этой связи предполагается, что правомерным поведением служащего является факт приобретения ценной бумаги до поступления на службу, либо в рамках принятия наследства непосредственно находясь на службе. В последнем случае законодатель, к сожалению, не предусмотрел возможность для служащего принять соответствующее наследственное имущество с последующей его передачей в доверительное управление.

10) замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому15.

  1. несоблюдение запретов и ограничений при уходе (увольнении) лица с государственной или муниципальной службы16. К таковым относятся:

а) замещение бывшим государственным или муниципальным служащим, перечень должностей которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы должности в коммерческих, и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов;

б) привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом17;

в) несообщение в десятидневный срок работодателем при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

В целях исключения возникновения конфликта интересов бывшего служащего по новому месту трудовой деятельности, законодательство запрещает трудоустройство гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, в течение 2-х лет после увольнения с места службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности этого служащего. Поскольку объективно предполагается, что служащий может обладать информацией, сведениями различного рода и содержания, социальными связями и т.п. с прежнего места работы (службы), что в свою очередь реально или потенциально нанесет вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства. Между тем, несмотря на наличие условий, не дающих право служащему трудоустроиться, он может получить такое право, обратившись в  Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и получив согласие Комиссии. Процедура обращения в Комиссию и получение согласия определена в Указе Президента РФ18.

Ограничения и запреты, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора установлены в ФЗ19и Федеральным Законом20. Несмотря на то, что Законом о муниципальной службе таких ограничений не установлено, такие ограничения распространяются и на муниципальных служащих.

Неисполнение требований норм законодательства, устанавливающего ограничения на трудоустройство бывшего служащего образует состав  правонарушения коррупционной направленности:

1. Незаконное  привлечение к трудовой деятельности  государственного служащего (бывшего  государственного служащего) – ст. 19.29 КоАП РФ. Основанием для привлечения  к ответственности служит факт  заключения работодателем, с бывшим служащим, трудового договора без уведомления об этом бывшего работодателя служащего. Такое уведомление новый работодатель обязан представить письмом по последнему месту службы гражданина в 10 – дневной срок со дня заключения трудового договора21.

В свою очередь, бывший служащий не имея согласия на трудоустройство от Комиссии, также нарушает требования законодательства о противодействии коррупции, что в соответствии с ТК РФ22 является основанием прекращения трудового договора.

При этом указанный гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового договора.

Работодатель в свою очередь в соответствии23 при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 12 данного Закона);

  1. незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией24;
  2. замещение должности гражданской (военной и правоохранительной) службы в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза25, замещение должности муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы; избрания или назначения на муниципальную должность; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, аппарате избирательной комиссии муниципального образования26;
  3. осуществление предпринимательской деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ);
  4. выступление государственного служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной службы (п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

18.1) выступление  муниципального служащего в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ);

19) получение государственным или муниципальным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки стоимостью свыше трех тысяч рублей, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), а равно непередача подарков стоимостью свыше трех тысяч рублей, полученных в связи с официальными мероприятиями и признаваемых государственной или муниципальной собственностью, в орган, в котором государственный или муниципальный служащий состоит на службе27.

По поводу последнего правонарушения следует дополнительно отметить, что дарением признается безвозмездная передача или обязательство передачи другой стороне (одаряемому) вещи в собственность либо имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу либо освобождение или обязательство освободить от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом28.

В контексте этого нарушения подарок можно рассматривать как безвозмездную передачу государственному или муниципальному служащему физическим или юридическим лицом материальных и имущественных ценностей, а также освобождение государственного или муниципального служащего от имущественных обязательств. Указанный запрет также включает в себя оказание каких-либо услуг служащему, предоставление кредитов и ссуд по заниженным процентам, передачу в пользование квартир, домов, автомобилей, оплату отдыха и лечения и другие виды вознаграждения.

Следует обратить внимание, что государственный (муниципальный) служащий может принимать подарки как частное лицо, т.е. не в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей.

Вознаграждение считается принятым в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей в следующих случаях:

если в документах, сопутствующих вознаграждению (договор дарения, договор на приобретение имущества и другие документы), или подарке будет указана должность государственного (муниципального) служащего;

если вознаграждение вручено по месту работы или во время мероприятий, на которых служащий представляет соответствующий государственный (муниципальный) орган;

если установлена прямая или косвенная взаимосвязь между интересами дарителя и действиями государственного (муниципального) служащего в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Получение указанных вознаграждений близкими родственниками (супруги, родители, дети) в связи с должностным положением муниципального служащего также может быть расценено как нарушение установленного запрета.

Если передача подарка сопряжена с выполнением каких-либо конкретных действий (бездействия) государственным (муниципальным) служащим с использованием своего служебного положения в интересах дарителя, то получение такого подарка образует состав уголовно наказуемого деяния и необходимо рассмотрение вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Нужно иметь в виду, что ГК РФ29 говорит именно о дарении (договоре дарения), которое не предусматривает «встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства»30 со стороны лица, принимающего подарок. Отсюда следует, что независимо, от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействие) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения со стороны должностного лица; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица, попустительство или покровительство с его стороны, т.е. его «встречное обязательство». В тех же случаях, когда вознаграждение должностному лицу носит характер подарка, оно становится взяткой, когда вручено должностному лицу не в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом размер вознаграждения не имеет значения для признания содеянного преступлением.

В связи с этим при наличии признаков преступления, предусмотренных   УК РФ31 (Злоупотребление должностными полномочиями) и УК РФ32 (Получение взятки), материалы в отношении государственного и муниципального служащего направляются в порядке УПК РФ33 в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании;

  1. выезд, в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц34;
  2. нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного и муниципального имущества, а также передача их другим лицам;
  3. разглашение или использование в целях, не связанных с государственной или муниципальной службой, сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей35;
  4. принятие без письменного разрешения представителя нанимателя (главы муниципального образования) наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных и религиозных объединений, если в должностные обязанности служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями36;
  5. использование преимущества должностного положения для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, а равно использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных и религиозных объединений и иных организаций (пп. 12, 13 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ; пп. 11, 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ);
  6. незаконное создание (содействие созданию) в органах государственной власти и местного самоуправления структур политических партий, других общественных и религиозных объединений37;
  7. незаконное вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций38;
  8. занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением установленных законом случаев39.

Информация о работе Реализация принципа профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих