Развитие системы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности. Актуальность темы обусловлена тем, что под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных ,юридических гарантий и прав социальных учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Файлы: 1 файл

курсовая по сму (Автосохраненный).docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)

Четвертое направление социальной защиты - социальная защита семьи. Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно - правовыми основами социальной защиты населения в РФ.[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные принципы предъявляемые к муниципальному управлению в сфере развития социальной защиты населения.

 

Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования.

Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:

- комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;

- социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;

- дома инвалидов и престарелых;

- детские дома;

- центры психолого - педагогической помощи населению и так далее.

Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров[19].

Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого - человек, его права и свободы.

Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, много - аспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.

Становление местного самоуправления - задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.[22]

Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение[1].

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально - экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп - классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.

Задача местного самоуправления - обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл и предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Федеральное и областное законодательство,  муниципальные и государственные нормативные акты, регулирующие отношения в развитии социальной защиты населения.

2.1 Полномочия в сфере социальной защиты населения

Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, закрепленных юридическими документами. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких сферах местной жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа той или иной области муниципальных отношений в данный период времени.

Впервые понятие «полномочия органов местного самоуправления» упоминается в ст.12 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.[1]

Полномочия местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для решения задач и реализации функции местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности и на территории муниципальных образований.

В компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы обеспечения социальной поддержки населения. Местные органы вправе устанавливать доплаты к пенсиям, пособиям за счет собственных средств.

 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[3] определяет права органов местного самоуправления по созданию муниципального сектора социального обслуживания. В него входят местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.(приложение 1)

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль над соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделяют площади для создания специализированных производств, для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.[23]

Органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные центры социального обслуживания на подведомственных территориях. Муниципальные центры социального обслуживания организуют практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 36 утверждено Примерное положение о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с ним этот центр является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения. Он осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории муниципального образования. Центры создаются, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории.[5]

Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально - консультативную помощь[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Законодательство  Свердловской области в сфере  социальной защиты населения.

 

Социальная помощь - это "система общественных отношений, складывающихся между гражданами (семьями), имеющими средний доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам (семьям) денежных выплат, натуральных выдач и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др., с целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей".

Социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. [16]

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» социальная поддержка входит в предмет ведения местного самоуправления.

В Свердловской области принят ряд законов, в которых устанавливаются полномочия органов местного самоуправления в области социального обеспечения населения. Областной закон «Об оказании в Свердловской области государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан и предоставлении социальных гарантий малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам». в редакции от 29 октября 2007 года N 126-ОЗ (с изменениями на 4 февраля 2013 года) где на органы местного самоуправления возлагается практическая работа по сбору информации для областного банка данных о нуждающихся в социальной помощи. Эта работа должна осуществляться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными администрацией области. Социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;[8](приложение 2)

Совершенствование законодательного регулирования механизма реализации полномочий органов местного самоуправления в области социальной защиты будет способствовать повышению роли местного самоуправления в осуществлении социальной политики российского государства.

Информация о работе Развитие системы социальной защиты населения на государственном и муниципальном уровнях