Пути решения национальных проблем в Калининградcком регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Россия — страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации живут более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие — несколько десятков тысяч человек. Огромное количество этносов уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на имевшие место в прошлом и существующие ныне межнациональные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране в течение многовековой истории Российского государства были достаточно стабильными и скорее дружественными, чем враждебными.

Файлы: 1 файл

ReferatKonechn.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

БАЛТИЙCКАЯ ГОCУДАРCТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫCЛОВОГО ФЛОТА

 

Кафедра филоcофии, иcтории и cоциальных наук

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А  Т

 

 

На тему: “Пути решения национальных проблем в Калининградcком регионе”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Курcанты  1 курcа   группы  М-11

Cивер Макcим

Унивенко Владиcлав

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

Калининград - 2013

Оглавление

 

Введение

 

Россия — страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 83 % населения, в Российской Федерации живут более 170 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие — несколько десятков тысяч человек. Огромное количество этносов уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на имевшие место в прошлом и существующие ныне межнациональные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране в течение многовековой истории Российского государства были достаточно стабильными и скорее дружественными, чем враждебными.

 

В какой мере современные национальные движения, этническая консолидация объяснялись социальными, политическими, психологическими факторами, а в какой были конструкцией элитарных групп?

 

Последнее десятилетие было особым для жизни народов страны. Одни называли его временем "взбунтовавшейся этничности", другие — "нового национального возрождения". Совершенно очевидно, что становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью.

 

Причины возникновения межнациональных конфликтов

 

Одной из причин появления межнациональных конфликтов является скинхеды, с которыми сталкиваются люди из-за рубежа.

 

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов – различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является, и новой для России, и чрезвычайно важной. Это, с одной стороны, проблема нерусских диаспор и социальные конфликты с россиянами на территории РФ, а с другой стороны, проблема русских диаспор на территории других государств. Миллионы советских людей, проживающих на территории РФ, до распада СССР считали себя украинцами, грузинами, армянами, латышами и т.д. После образования на их территориях независимых и нередко националистических государств они с формальной точки зрения стали некоренными. Но психологически и культурно считают себя частью россиян: их предки жили в России, участвовали в развитии российского государства и общества, делили вместе с ним успехи и невзгоды.

 

В советской России проблемы национальных диаспор не было: все они имели свои национальные республики. Теперь наша страна столкнулась с ней лицом к лицу. Интеграция многочисленных (особенно в Москве) диаспор в духовную, политическую, экономическую жизнь России, увеличение численности чеченской, азербайджанской, армянской и других диаспор ставит ее в повестку дня центрального и регионального руководства России. В местах компактного проживания иноязычного населения (Москва, Петербург и др.) периодически возникают конфликтные ситуации и социальная напряженность.

 

Для инонациональных диаспор России главными являются проблемы, которые раньше, в советское время, не существовали: сохранение собственного языка, традиций, культуры, представительство в органах власти, бизнесе и т.д. Сейчас это внутреннее дело этих диаспор, которое решается не всегда правовым способом, что стимулирует развитие криминогенной ситуации в стране. Существует неявная практика отказа людям другой национальности в приеме на работу, в организации бизнеса, в преследовании в случае криминальной разборки и т.п.

 

 С древнейших времен  диаспоры играли большую роль в развитии обществ. Представители диаспор находятся на чужой земле, поиски безопасности вызывают у них повышенное стремление к успеху и личным достижениям. При этом они меньше коренных жителей считаются с существующими традициями и предубеждениями, ограничивающими их активность. «Чужаки» не подчиняются новому окружению, а развивают в себе способности, о которых у себя на родине даже не подозревали. Они дополняют сложившееся на новой родине разделение труда и добиваются успеха. Известно, что большинство китайских кули, привезенных для работы на плантации Малайи, стали миллионерами. То же происходит в РФ с армянской, азербайджанской, чеченской и иными диаспорами: они становятся не только причиной новых социальных конфликтов, но и прогресса в экономике России.

 

Коренное население относится к эмигрантам с подозрением, так как в его сознании негативные последствия прогрессивных преобразований и разрушение привычных ценностей и стереотипов поведения связываются с деятельностью чужаков. Увеличение темпов формационного развития не позволяет коренному простонародью в своей массе адекватно к нему приспосабливаться, в отличие от эмигрантов, имеющих для этого значительно более сильные мотивы. Возникает ненависть к чужакам, более сильная, чем к "своим" олигархам. Поэтому не случайно требования национального достоинства, социального обеспечения, экономического развития часто направляются против эмигрантов, даже и российских. Миграцию не славянских этнических групп трудно скрыть. За прошедшие после распада Советского союза 14 лет миграция увеличилась. Диаспоры выросли, многие в 10 раз: грузинская с 25 до 70 тыс., армянская с 50 тыс. до 500 тыс., азербайджанская – почти до миллиона. В то же время (после распада СССР) в России формировалась новая общность – людей, считавших себя россиянами. При этом, несмотря на распад союза, Россия остается многонациональной страной. Автономные округа и республики ищут новые пути встраивания в систему страны.

 

Этнические процессы и национальный вопрос

 

Дискуссия, связанная  с этническими вопросами, начала развиваться  с начала 70-х годов XX века. Обычно ее связывают с ситуацией в мире — распадом колониальной системы, образованием новых государств, обострением межэтнических отношений в самих индустриальных странах.

 

"Краткий словарь по социологии" определяет этнос, как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими качествами, особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание).

 

Ряд ученых, например, Ю. В. Бромлей, рассматривают этнос, как социокультурное явление, как общность, обладающую этническим самосознанием, т.е. обладающими общими чертами, стабильными особенностями культуры и психологического склада, сложившимися на определенной территории.

 

Социобиологическое понятие этноса представлено в отечественной науке концепцией Гумилева Л. Н. По его мнению, этнос — биологическое понятие, феномен биосферы, целиком относящиеся к явлениям природы. Источником развития, по Гумилеву, является пассионарный толчок. По существу, ученый продолжил развитие идей, сформулированных в начале XX в. С. М. Широкогоровым, хотя культуру, сформированную этносом, он понимал как социальное явление.

 

Во всем мире сейчас проживают около 5000 народов, причем более 90 % из них находятся в составе многонациональных государств. Роль национального фактора за последнее время значительно возросла: она неоднозначна в разных частях мира.

 

В Африке до сих пор наблюдаются жесточайшие столкновения с огромным числом жертв, на почве национальных вопросов, хотя в целом эти конфликты носят очень сложный характер.

 

В Европе происходит одновременно два процесса: экономическое и политическое сближение в Западной и суверенизация Восточной, где во многом национализм определяет политические движения.

 

Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. Распад Чехословацкой федерации на Чехию и Словакию, распад СССР на национальные государства, попытка создания многих небольших государств на территории Украины, Молдавии, Северного Кавказа протекали и протекают одновременно с подъемом национальных отношений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, а севера Италии от остальных территорий. Разнообразны национальные и межэтнические проблемы в США, где отмечены противоречия между белыми и черными гражданами, но и объединение их против экспансии "желтых" (погромы корейских магазинов и т.д.)

 

В это же время в Европе удалось преодолеть ряд межнациональных конфликтов, существовавших столетия: спор об Эльзасе с Лотарингией между Францией и Германией, примирение фламандцев и валлонов в Бельгии и т.д.

 

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пульсирующий характер: разделение протекает так же бурно, как и консолидация, или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

 

Протекает процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с численно преобладающим этносом. В рамках многонационального государства находится межэтническая интеграция, т.е. экономическая, социальная и другие формы взаимодействия народов в рамках общей государственности.

 

В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов во имя самосохранения.

 

Современная политология определяет национальный вопрос, как проблему неравноправных отношений и борьбу за их социально-политическое и социально-экономическое разрешение. Эти отношения пронизывают все структуры общественной жизни, поэтому любая проблема может принять национальную окраску.

 

Народы европейской части России

 

Большая часть народов Российской Федерации принадлежит к пяти языковым семьям: индоевропейской — 79,4 % всего населения (в т. ч. славянская группа 71,8 %); алтайской — 16,2 % (в т. ч. тюркской группа 15,9 %); уральской 1,6 %; картвельской — 1,4 %; северокавказской — 1,2 %.

 

Динамика численности не доминирующих народов (без учета русских, украинцев и белорусов) представляет исключительный интерес в силу своей неоднородности. Мы можем выделить народы, как с практически не изменившейся численностью, так и с ее огромными колебаниями.  Выделяют три группы: народы с не изменившейся (или мало изменившейся) численностью; народы убывающие; народы увеличивающиеся.

 

К первой группе относятся: чуваши, башкиры, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы.

 

Ко второй: финны, поляки, цыгане, немцы, мордва, татары.

 

К третьей: саами, вепсы, ненцы, калмыки.

 

Причиной убывания народов второй группы очень просты. Огромное количество немцев проживало в Казахстане. То же самое происходит и с остальными: поляки жили в Украине; цыгане — практически во всех отделившихся союзных республиках; татары — в Крыму; финны — в Прибалтике. Даже не обладая данными за 1992 год о численности народа венгров, не трудно догадаться, что он попадет именно во вторую группу. Мордва — быстро ассимилируется из-за своей достаточно сильной рассеянности по территории РФ.

 

Рост народов третьей группы объясняется разными факторами. Саамы и ненцы — малочисленные народы, и, хотя, по переписи численность их увеличивается (только в процентном отношении), на самом деле положение этих этносов нельзя назвать беспроблемным. Многие социологи сходятся во мнении, что такие малочисленные народы скоро вымрут. Всему виной — алкоголь. Почти аналогичную ситуацию мы могли наблюдать с американскими индейцами. На рост калмыков влияет демографический фактор. Ситуация же с вепсами достойна, называться комичной. Дело в том, что ближе к последней переписи (имеется в виду 1992 г.) у вепсов произошел пассионарный толчок. Интеллигенция этого народа обвинила русских в ущемлении своих прав, как национальности. В вепсских газетах печатались статьи, в которых говорилось, что на протяжении долгих лет русские рубили леса, принадлежавшие вепсам, загрязняли воду. Распространился слух, что вепсам будет выплачена компенсация за причиненные "неудобства".  Люди, которые имели хоть какое-то отношение к вепсам, записались и сами вепсами. Естественно, что компенсаций никто не выплатил, сам народ не увеличился — только еще раз подтвердилась поговорка "бумага все стерпит".

 

Самая большая и самая интересная — первая группа. Чуваши и башкиры — народы тюркской группы — ассимилируются очень медленно (даже тот факт, что чуваши приняли православие, не играет никакой роли) и поэтому общая численность их изменяется слабо. На изменение численности остальных народов, в основном, влияет демографический фактор. У коми-пермяков и карелов заметна естественная убыль. Численность марийцев и удмуртов увеличивается, но всего лишь на 3,5—4,5 %.

 

Уникальным субъектом по национальному составу населения является Москва. На 1 января 1997 г. в ней проживали представители более 130 наций и народностей, в том числе 8 млн русских, 253 тыс. украинцев, 175 тыс. евреев, 157 тыс. татар и др.

 

В Москве произошло скопление беженцев и вынужденных переселенцев. Первыми прибыли в Москву пострадавшие в ходе землетрясения в Армении и армяне — жертвы погромов в Сумгаите и Баку, приехавшие в 1989—1991 гг. Позже к ним добавились выходцы из зон военных конфликтов на Кавказе, в Таджикистане и Молдове — люди самых разных национальностей. Значительную их часть составляет русскоязычное население, приехавшее из государств Балтии.

 

К тому же нет точного учета той огромной группы лиц различных национальностей, которая приезжает в Москву в поисках заработка на некоторое время или даже на постоянное место жительства из стран ближнего зарубежья. Ориентировочное число таких лиц в Москве и Московской области — примерно миллион или более (но их число также постоянно возрастает). За счет этой категории значительно стал меняться национальный состав населения МСР. Хотя сюда прибывают представители всех республик бывшего СССР, все же преобладают выходцы из южных, восточных и юго-восточных регионов.

Информация о работе Пути решения национальных проблем в Калининградcком регионе