Проблемы взаимодействия России и ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть проблемы взаимодействия России и ВТО.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
определить, каким образом проходили переговоры на протяжении всех этапов;
выявить, какие экономические позиции вызывают наибольшие противоречия сторон;
рассмотреть положительные и отрицательные моменты вступления России в ВТО.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………… 3.
1. Россия и ВТО: проблемы взаимодействия и перспективы
Этапы переговоров России и ВТО…………………………………………5.
Информационно-ознакомительный этап 1995 – 1998 гг…………………6.
1.1.2. Переговорный этап 1998 – 1999 гг………………………………………….7.
1.1.3. Этап полномасштабных систематических переговоров 2000 – 2006 гг…..8.
1.1.4. Этап рассмотрения частных вопросов присоединения 2007 – настоящее время.…………………………………………………………………….…………10.
Оценка позитивных и негативных последствий …………………………13.
Заключение…………………………………………………………………………18.
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

На тридцатом заседании Рабочей группы по присоединению России к ВТО в марте 2006 г. были согласованы еще три раздела доклада. Наряду с этим продолжились двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с делегацией США. Рассмотрены также некоторые спорные вопросы между Россией и Грузией.

1.1.4 Этап рассмотрения частных вопросов присоединения 2007 – настоящее время.

 

Согласно правилам ВТО, каждый из 153 членов этого блока имеет право заблокировать решение о вступлении новой страны в организацию. Так что новый кандидат должен вести двусторонние переговоры с той страной, которая накладывает на новичка вето. Так в 2008 г. Грузия блокировала переговоры под предлогом проблемы пропусков на абхазском и югоосетинском участках границы. Также он неё поступала требование отмены решения о сближении с Абхазией и Южной Осетией12. Это связано с введением запрета на ввоз из Грузии растительной продукции (с 19 декабря 2005 г.) вина и виноматериалов (с 27 марта 2006 г.) и минеральной воды (с 7 мая 2006 г.). По данным Минэкономразвития, товарооборот между Россией и Грузией в 2007 г. составил всего 647,1 млн. долл. Импорт сократился на 18,7 % и составил всего 61, 1 млн. долл.13.

Новый член ВТО – с 16 мая 2008 г. Украина вошла в состав рабочей группы по вступлению России в ВТО, и в свою очередь предъявила несколько претензий к российской стороне. В первую очередь это коснулось таких товаров, как сахар, табак, трубы большого диаметра, на котором действуют ограничения на российском рынке.

Основной проблемой, мешающей присоединению к ВТО, в это время считались высокие экспортные пошлины на лес, которые давали России хороший экономический эффект14.

В апреле 2008 г. состоялся ряд многосторонних встреча, на которых обсуждались вопросы по сельскому хозяйству, и были уточненные таблицы по объемам поддержки за 2000 – 2006 гг. Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев, принимавший в них участие, представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству. Также он заявил о необходимости согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития по его развитию и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Обсуждаемая сумма составила  9 млрд. долл. в год. Было принято решение о продолжения работы для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке15.

В июне-июле 2008 г. состоялось обсуждение новой версии доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО, включающая результаты переговоров с 2004 г. На ряду с этим были проведены консультации с делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. В результате восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка. Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г.  состоялось многостороннее обсуждение  этого документа16.

В 2011 г. продолжаются двусторонние переговоры со странами, наложившие вето на вступление РФ в Всемирную торговую организацию. Так проходящие в Швейцарии переговоры между делегациями Грузии и России прошли успешно. Грузинская сторона отстаивает свои принципиальные требования. В первую очередь это касается контроля официального Тбилиси над пропускными пунктами на абхазском и югоосетинском участках грузино-российской границы. Россия выступает против. Грузинская сторона предложила компромиссный вариант: осуществление мониторинга на обоих пунктах не представителями Грузии, а с помощью миссии наблюдателей Евросоюза. Российская сторона рассматривает эту возможность. Возможно, третий раунд переговоров, назначенный на конец мая, завершит переговоры и Россия приблизиться ещё на один шаг к вступлению в ВТО17.

Чтобы способствовать  вступлению России в ВТО, администрация США добивается от конгресса отмены поправки Джексона-Вэника. Это было подтверждено на слушаниях бюджетного комитета палаты представителей конгресса спецпредставитель США по вопросам торговли Роном Керком.  
Ограничительная в отношении России внешнеторговая поправка Джексона-Вэника была принята американским конгрессом в 1974 г. с целью ограничения торговлю с СССР. Таким образом США показывали свой протест против отсутствия в Советском Союзе свободы эмиграции. На сегодняшний день поправка формально продолжает действовать в отношении государств-правопреемников СССР. С 1989 года США ежегодно вводили мораторий на действие поправки, однако конгресс официально ее не отменял18. 

Россия в мае 2011 г. столкнулась с сопротивлением  стран ЕС. Они высказали свое недовольство касательно действующего в России режимом промсборки автомобилей. Россия просит сохранить временно льготы для инвесторов, заключивших соглашения о промсборке по новым, принятым весной правилам. Если удастся урегулировать этот вопрос и отдать документы на ратификацию в Госдуму летом, то РФ успеет в этом году вступить в ВТО19.

Следует отметить, что Россия, ведет переговоры о присоединении к развивающемуся международному правовому механизму. В начале XXI в. появились новые соглашения в таких областях, как финансовые, основные телекоммуникационные услуги, информационные технологии, в частности электронная торговля, а также договоренности по ряду других важных направлений. В итоге ВТО 2001 г. стало более сложным экономическим, правовым и административным механизмом, чем ВТО 1995 г. Это сильно усложняет переговоры о присоединении. Поэтому чем дальше в будущее будет «уходить» момент присоединения, тем более сложными могут оказаться его условия20.

    1. Оценка проблем, связанных с вступлением России

 

Вопрос о том, что больше получит Россия: преимущества или обязательства вызывает беспокойство. Итак, положительные моменты от присоединения к ВТО:

1) Выведение российское законодательства на правовые мировые нормы, на основе которых осуществляется почти 100% мировой торговли; что в свою очередь будет способствовать укреплению предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров. Законы Российской Федерации в области внешней торговли станут гласными, ясными и стабильными; исполнение законов не сможет менять их содержание, поскольку подзаконные акты, ведомственные инструкции будут точно укладываться в их содержание. Россия должна будет регулярно проходить своеобразный международный экзамен на соответствие своего законодательства правовым нормам ВТО, так как каждая страна-участница, входящая в ВТО регулярно сообщает в Секретариат организации обо всех изменениях в своем внешнеторговом законодательстве по 178 позициям21. Но следует отметить, эта мера приведет к значительными финансовыми расходами внутри страны для реализации результатов всех обязательств, которые возьмет на себя Россия. Прежде всего, потребуются значительные финансовые расходы для пересмотра внутреннего законодательства, на федеральном и региональном уровнях22.

2) Присоединение к ВТО обеспечит более легкий доступ российских производителей на зарубежные рынки, что будет способствовать развитию вывоза в первую очередь таких отраслей экономики, как металлургия и химическая промышленность, на которые есть ряд ограничений23.

3) В среднесрочной перспективе одним из последствий для российского рынка должно стать снижение цен на товары и услуги, расширение наименований и повышение их качества, не только продукции потребительского назначения, но и комплектующих, полуфабрикатов, оборудования, которые могут помочь российским предприятиям повысить конкурентоспособность товаров в стране.

4) Улучшение притока в страну инвестиций за счет общего улучшения инвестиционного климата, так и в связи с либерализацией рынка услуг за счет зарубежных поставщиков.

5) Повышение у отечественных предпринимателей дополнительного стимула к улучшению качества товаров.

6) Снижение коррупции за счет повышения уровня прозрачности и предсказуемости хозяйственной среды24.

В ходе публичных дискуссий и обсуждений иногда выдвигаются критические замечания и опасения в связи с членством России в ВТО. Российская экономика столкнется с рядом проблем, для решения которых будет необходимо принять соответствующие меры. Итак, отрицательно могут сказаться такие факторы, как:

1) Существование недостаточно конкурентоспособных отраслей в Российской Федерации, для которых присоединение к ВТО приведет к усилению конкуренции товаров на национальном рынке России и захвату части этого рынка иностранными предпринимателями. Для решения этой проблемы обычно предлагают либо растянуть переходный период на 10-15 лет, либо обеспечить достаточно высокую государственную поддержку таким отраслям производства. Наиболее активно в этом качестве выступают представители машиностроительной промышленности (автомобили, самолеты), отрасли легкой промышленности и некоторые другие. Однако при этом упускается из виду, что членство в ВТО не лишает страну возможности защищать национальные отрасли производства. Но уровни закупок автомобилей за рубежом с свидетельствуют о серьезных проблемах и без вступления в ВТО. Так в 2005 г. импорт возрос на 35,6 % по сравнению с предыдущим. И эта тенденция продолжается25.

2) Необходимость защиты новых развивающихся отраслей производства, еще недостаточно конкурентоспособных в условиях растущей иностранной конкуренции. В практическом плане защита таких отраслей – это вопрос тактики, стратегии и существа переговоров об условиях доступа на российский рынок. Правила ВТО разрешают защиту таких отраслей, и вопрос заключается в том, чтобы эта проблема была обозначена в протоколе о доступе товаров на рынки России.

3) Соображения национальной экономической безопасности, исключающей захват иностранными поставщиками товаров и услуг ключевых позиций в стратегически важных отраслях на российском рынке. Однако меры, разрешенные правилами ВТО, особо оговаривают возможность защиты производства товаров и услуг по данному вопросу26.

4) Полное открытие национального рынка. Но после присоединения к ВТО Россия сохранит довольно высокий уровень тарифной защиты и сможет использовать целую систему чрезвычайных защитных мер против добросовестной и недобросовестной конкуренции. Кроме того, сохраняются и другие технические возможности ограничения импорта.

5) На региональном уровне в худшем положении окажутся те субъекты, для которых характерна узкая специализация низкоконкурентоспособных отраслей. А в плане занятости уязвимыми окажутся районы с неконкурентоспособными отраслями промышленности и сельского хозяйства, в которых не развит малый бизнес, например, в Ивановской, Нижегородской, Псковской областях.

6) Проблема сельского хозяйства – возможность широкого урона за счет поступления дешевых импортных товаров. Но у стран, входящих в ВТО, высокий уровень защиты аграрного сектора. Расходы на поддержку данной отрасли в  России значительно ниже, чем в целом по ВТО. Обсуждаемый максимум в 16 млрд. долл. в год после вступления превышает современный уровень субсидий27.

7) Определенные финансовые минусы ожидают и потребителей – так РФ буде обязана присоединиться и выполнять соглашение ТРИПС – то должна будет усилить контроль с контрафактной продукцией, а также прилагать усилия для защиты прав европейской и американской интеллектуальной собственности, вследствие чего возможны повышение цен на ряд товаров и услуг28.

8) Потеря экономического суверенитета России. Но членство в ВТО немногим отличается от участия в других международных организациях, любая из которых налагает на своих членов определенные обязательства. Главное обязательство, которое возьмет на себя Россия в рамках ВТО – это обязательство регулировать внешнюю торговлю товарами и услугами, руководствуясь правилами ВТО. Россия сохраняет все суверенные возможности формулировать и осуществлять суверенную внешнеэкономическую политику при условии соблюдения правил ВТО. Это ограничительное обязательство – общее для всех стран-членов29.

9) Ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, правительству придется, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов30.

 

Заключение

 

Переговоры о присоединении России к ВТО – самые сложные переговоры по экономическим вопросам за всю постсоветскую историю. Делегация России должна отстоять интересы российской экономики и выйти на формулировки и решения, носящие компромиссный характер.

За 16 лет переговоров решены многие сложные и спорные вопросы. Однако до завершения переговоров предстоит найти развязки многих  и довольно сложных узлов  противоречий. Проблема отношений с ЕС, соглашения о поставках газа, сельское хозяйство – эти вопросы являются наиболее острыми и вызывают большинство противоречий. Поэтому плюсы и минусы участия России в ВТО могут быть оценены только при условии ясного представления, что РФ хочет получить, и от чего она должна себя защитить. Следует отметить, Россия в ходе переговоров о присоединении должна придерживаться достаточно жесткой политики, чтобы условия присоединения не нанесли ущерба интересам российских производителей и потребителей и не поставили под угрозу национальную экономическую безопасность страны.

Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на это правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита; и целому ряду торгово-политических преимуществ, которые в конечном итоге будут содействовать организованному вхождению России в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом.

Информация о работе Проблемы взаимодействия России и ВТО