Принятие государственных решений в условиях неопределенности и риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

 

Кафедра ___ Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине__Принятие и исполнение государственных решений__

На тему: Принятие государственных решений в условиях неопределенности и риска

 

 

Выполнил: _Калимуллина Гульнара Адисовна_

(ФИО)

________________________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель: ______Шведов В.В.___

(ученая степень, звание, ФИО) 

_______________________________________________

(подпись)

 

 

Оценка: _______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений - это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с работы и тому подобное. Оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Эта проблема актуальна для всех предприятий, для стратегического принятия решения, для развития предприятия. Руководитель любой ступени должен быть грамотным и должен уметь принимать решения.

Ключевая цель данной работы - изучить теоретические вопросы по данной проблеме, то есть по разработке государственных решений в условиях неопределенности и риска.

 

  1. Процесс принятия государственных решений: модели, способы и основные этапы

 

 Значение процессов  принятия государственных решений  и для политической теории, и  для практической политики настолько  велико, что сама интерпретация  политической власти и административного  управления в западной политологии  сводится к реальному контролю  над принятием решений, тогда  как лиц, принимающих решения (ЛПР), особенно решения стратегического  характера, относят к властвующей  элите (А. Хиггли). Одним из первых, кто включил эту проблематику в политологию, был Г. Саймон, работа которого 'Административное поведение: Исследование процесса принятия решений в административных органах (1945) заложила основы специальной теории принятия государственных решений.

 В социальной теории  существует немало определений  категорий государственного и управленческого решений. Приведем лишь два варианта из числа наиболее распространенных и типичных определений этого научного понятия. Во-первых, в соответствии с постулатами теории 'рационального выбора' (rationalchoice) государственное решение связано с выбором модели поведения из ряда альтернативных вариантов. Политическое решение - это выбор одного изминимум двух возможных политических действий. Во-вторых, в рамках деятельностного подхода государственное решение определяется как идеальный результат деятельности и оптимальные средства ее достижения в работе органов публичной власти, цель, имеющая императивное значение в пределах своей компетенции.

 Существуют две наиболее  распространенные точки зрения, в рамках которых определяются  границы процесса принятия политических  решений: узкая и расширительная. Согласно первой версии процесс  принятия решений ограничен лишь  теоретико-аналитическими процедурами  и мыслительными операциями, завершающимися  выбором оптимальной модели решения  и ее достаточно жесткой формализацией. Вторая же позиция раздвигает границы этого процесса, включая в него и практические, технологические мероприятия по реализации решений. По сути дела, последняя позиция отождествляет весь процесс государственного управления и механизм государственной политики с осознанным принятием и осуществлением государственных решений. В известной степени это исключает из управленческого процесса спонтанные факторы и стихийные регуляторы политической жизни.

 В современной политологии  специальные концепции, в границах  которых интерпретируется процесс  принятия государственных решений, нередко подразделяются на два  основных типа: 1) описательный (дескриптивный) и 2) нормативный (прескриптивный). В чем же состоит различие между этими подходами к анализу государственных решений? Описательное направление исходит прежде всего из принципа эмпирического исследования и дескриптивного анализа государственного поведения лиц, принимающих решение (ЛПР), а также из взаимодействий политических субъектов в конкретной ситуации. В рамках дескриптивного подхода может быть описана и деятельность отдельного государственного лидера, связанная с мотивами и причинами принятия того или иного индивидуального решения. Например, анализ психологических факторов принятия решений Президентом США в условиях стрессовых ситуаций, типа Карибского кризиса, когда он берет на себя персональную инициативу и всю ответственность за последствия. Возможным вариантом служит также и изучение установок и мотивов группового поведения при принятии коллегиальных решений, когда, например, группа из 5-10 профессиональных политиков принимает государственное решение, касающееся судеб миллионов граждан, как это было в свое время с известными решениями о вводе советских войск в Афганистан или же российской армии в Чечню.

 В отношении специфики  нормативных теорий принятия  решений можно отметить их  концентрированное внимание к  разработке оптимальных правил и процедур, алгоритмов и формализованных моделей, в соответствии с которыми должен строиться целостный процесс принятия государственных решений. Эта концепция ориентирована на рационализацию политических решений, поскольку разрабатываемые в ее границах стандартные алгоритмы призваны повысить эффективность выбора целей и средств их достижения, фокусируемых в нормативной формуле оптимального для заданной политической ситуации решения. В то же время слабость нормативного подхода состоит в известном преувеличении роли 'идеальных типов', рациональных моделей решения, отвлекающихся от самих субъектов управления, их интересов, ценностей и установок лиц, принимающих решение (ЛПР), а также существующих иерархических отношений между ними.

 Одним из первых  исторических прецедентов возникновения  иерархии субъектов государственного  управления (ЛПР) является Древний  Египет эпохи фараонов, а именно, сформировавшаяся уже в Древнем  Царстве, 'египетская пирамида' так  называемых 'послушных призыву'. 'Послушные  призыву' - это те, кто должен был  непосредственно выслушать и  беспрекословно выполнить приказ  вышестоящего начальника или  своего господина. Одно и то  же лицо (ЛПР) могло обладать двойным  статусом: иметь своих 'послушных  призыву' и состоять одновременно  в группе 'послушных призыву' начальника  уже более высокого ранга, образуя  тем самым иерархию управленческих  страт. В одну из этих групп  могли входить лишь крупные  сановники, придворные фараона, в  другую, вместе со свободными - рабы, в третью - только рабы.

 Выше можно было  заметить, что существуют некие  принципы взаимоотношений между  субъектами и объектами государственного  управления, а именно, соответствие  субъекта объекту; обратная связь  объекта с субъектом, и соотносительность  и взаимообращаемость субъектов и объектов в процессе принятия политических решений. Первое правило связано с тем, что зона легитимных полномочий и властной компетенции, скажем, у парламентского комитета по социальной политике, должна покрывать область подготовки и проведения законопроектов по социальной сфере, не распространяясь специально на функциональное поле комитета по оборонной политике или непосредственно в область оперативного управления региональными биржами труда. Другими словами, объем властных полномочий и ответственности государственного субъекта, принимающего решения, в идеале должен соответствовать характеру интересов и приоритетов управляемого социального объекта. Принцип обратной связи и самокоррекции решений определяет порядок, при котором принимающие решения руководители или коллегиальные органы должны постоянно взаимодействовать со своим объектом управления (молодежь, безработные, представители малого бизнеса и так далее), периодически корректировать отдельные политические решения, а если возникнет необходимость, то и всю государственную стратегию, в зависимости от успеха или неудачи в осуществлении правительством социальной или экономической политики.

 Что касается последнего  принципа, то он напрямую связан  с уже рассмотренной иерархией  субъект-объектных уровней в государственной политике, а также с проблемой классификации политических решений, критерии которой обусловлены ролью субъекта принятия решения, так же как и объектом руководства, по поводу которого данное решение принимается, и наконец, самим характером их взаимодействия. Одна из интересных попыток типологизации политических решений была предпринята польским политологом Т. Клементевичем14. Он подразделяет политические решения по двум основаниям: кругу субъектов, участвующих в выборе государственного действия, и уровню интеграции сферы социальных интересов объекта руководства или адресата решения (табл. 3). Добавим также, что политические решения могут быть коллегиальными и индивидуальными.

 Нельзя не заметить, что в механизме принятия политических  решений выделяются формальные  и неформальные звенья, официальные  и неофициальные каналы его  выработки и подготовки. В качестве  иллюстрации можно привести схему  принятия политических решений  на общенациональном уровне в  современной Японии, имеющую несколько  официально-институциональных этажей  и 'теневых' (в этом смысле 'внеинституциональных') звеньев. Для подготовки и принятия нужных законодательных актов в японском парламенте заинтересованной корпоративной организации необходимо пройти довольно длинный путь. Вначале предпринимательская структура, промышленное или банковское объединение выходят на административно-исполнительный аппарат, государственных бюрократов, проходя при этом уровни сектора, департамента и руководства соответствующего отраслевого министерства. Проект решения в период правления Либерально-демократической партии Японии согласовывался с партийными функционерами в специальных Советах по общим и политическим вопросам, Комитете парламентской политики и с высшим руководством ЛДП, ее парламентской фракцией и внутрипарламентскимикокусами (так называемыми кланами 'дзоку'). И только лишь после этого законодательное решение выносится на дискуссию в парламент, попадая под критику и анализ оппозиционных политических партий и средств массовой информации, и после соблюдения определенной процедуры обсуждения и голосования принимается в качестве закона, нормативного акта.

 Возможно, что в чем-то  еще более сложен процесс принятия  решений на высшем уровне в  современной России. Правила игры  и социальные факторы в процессе  подписания президентских указов  примерно уже определились: тут  и лоббистское давление, и психологический  настрой Президента, и процедура  длительных согласований, которая  может заморозить на полгода - год подписание документа, а то  и просто, образно говоря, 'спустить  его с рельсов'. Руководители администрации, премьер, его заместители, а также другие высшие государственные руководители, согласование с которыми считается необходимым для визирования проекта указа, получают решающую возможность затормозить, а то и вообще остановить процесс принятия решений по тому или иному важному вопросу. В некоторых случаях для виз требуется несколько страниц. Таким образом, даже на первый взгляд сугубо персональные решения государственных деятелей несут и коллективно-групповой отпечаток (например, интересов и ориентации президентского окружения) и предполагают порой не один уровень проработки и согласования.

 Для принятия оптимального  решения в государственной политике  существует два основных способа  выбора альтернативного варианта  и определения согласованного  решения: консенсус и голосование. Первый из них - способ консенсуса (от латинского 'consensusomnium' - согласие всех) весьма эффективен в тех случаях, когда интересы участников принятия решения частично совпадают и лишь незначительно расходятся, поэтому решение принимается как компромисс между различными альтернативами, поддержанный всеми сторонами. Именно принцип 'согласия всех' используется для принятия ключевых решений в Совете Безопасности ООН. Но в то же время еще более распространенной является практика применения в государственной политике способа голосования для принятия стратегических решений. Этот способ выбора решений не ограничивается лишь формальной процедурой и техникой голосования, но включает в себя выяснение сильных и слабых сторон разных вариантов решения, уточнение позиций ЛИР, а также определение удельного веса и пропорций между большинством, меньшинством и промежуточными силами, участвующими в процессе голосования.

Процесс принятия государственных решений распадается на от дельные этапы и функциональные фазы. Существуют различные точки зрения на определение границ и числа основных этапов принятия управленческих решений. В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных  проблем и формирование политической 'повестки дня'. На этом начальном  этапе собирается, селектируется и анализируется предварительная информация, необходимая для принятия государственного решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются приоритетные проблемы, требующие своего решения и создается общественно-политическая 'повестка дня' для ожидаемых от правительства или других государственных органов действий.

2. Разработка и рассмотрение  альтернативных вариантов государственного решения общественных проблем. Выработка инвариантов решения связана как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, так и с субъективными устремлениями и давлением на процесс принятия решения различных социальных сил, часто конкурирующих между собой и пытающихся 'продавить' свой проект того или иного государственного решения.

3. Окончательный выбор, формулирование  и легитимизация государственного решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия решения, технологически осуществляемый субъектами государственного управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов голосования или получения консенсуса. Здесь решение приобретает общеобязательную форму для всех граждан, попадающих в сферу его компетенции.

Информация о работе Принятие государственных решений в условиях неопределенности и риска