Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:20, реферат

Описание работы

Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2

1. Сущность свободы совести.
1.1.Понятие свободы совести по Конституции РФ…………………………..4
1.2.Государственно-правовое регулирование свободы совести…………….5
2. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства
2.1. Закрепление принципа светского государства и свободы совести в Конституции России………………………………………………………………6
2.2.Отношения государства и религиозных объединений…………..…………8
2.3. Правовая основа создания и деятельности
религиозных объединений в Российской Федерации…………………………11
2.4.Создание религиозной организации
на территории Российской Федерации. ………………………………………..13
2.5.Гарантии конституционно–правового
статуса религиозных объединений в РФ………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………………..…20

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Magomedova_M_4_kurs.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение………………………………………………………………………2

 

 

1. Сущность свободы совести.

1.1.Понятие свободы совести  по Конституции РФ…………………………..4

1.2.Государственно-правовое  регулирование свободы совести…………….5

 

2. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

2.1. Закрепление принципа  светского государства и свободы  совести в Конституции России………………………………………………………………6

2.2.Отношения государства  и религиозных объединений…………..…………8

2.3. Правовая основа создания  и деятельности 

религиозных объединений в Российской Федерации…………………………11

2.4.Создание религиозной  организации

 на территории Российской  Федерации. ………………………………………..13

2.5.Гарантии конституционно–правового 

статуса религиозных объединений в РФ………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………19

Список литературы…………………………………………………………..…20

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 10-12 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим положительным изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и закреплены в ныне действующем законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997)1.

С принятием в 1990 г. закона “О свободе вероисповеданий” в России установился режим практически неограниченного религиозного плюрализма. В декабре 1993 г. основы свободы совести и религиозного плюрализма были закреплены в Конституции РФ: не только подтверждены принципы отделения религиозных организаций от государства и свободы совести, но зафиксировано равноправие религиозных объединений перед законом (ст. 14 п. 2).

С другой стороны, быстрый рост новых религиозных движений, а также известных, но малораспространенных ранее в России религиозных организаций, вызывал серьезное беспокойство у части общества, по тем или иным причинам не принимающей столь широкого религиозного плюрализма. Это привело, начиная с 1993 г., к серии попыток ограничить свободу индивидуальной и организованной публичной религиозной деятельности. Такие попытки были кодифицированы нормативными актами, принятыми во многих регионах.2

Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания и деятельности религиозных организаций в Российской Федерации. Предметом работы являются правовые нормы, посвященные регулированию данной области правоотношений, материалы судебной практики, учебные и доктринальные источники.

Целью работы является комплексная характеристика конституционно-правового статуса религиозных организаций в Российской Федерации. Задачи работы:

- определение конституционного  принципа светского государства и свободы совести в России;

- характеристика международных  стандартов обеспечения равенства  религиозных организаций в отношениях с государством;

- анализ правовой основы  деятельности религиозных организаций в России;

- изучение процесса создания  религиозной организации на территории России;

- определение статуса  имущества религиозной организации;

- изучение понятия «религиозная деятельность»;

- характеристика проблемы  незаконных и традиционных религиозных  организаций по законодательству  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность свободы совести.

 

1.1.Понятие  свободы совести по Конституции  РФ.

 

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…. Исходя из названной формулировки, получается, что на конституционном уровне теперь свобода совести хотя формально и связывается со свободой вероисповедания, однако не отождествляется с ней, как это было ранее. Следовательно, согласно Конституции, это самостоятельные понятия, каждое из которых должно иметь специфическое юридическое наполнение.

В соответствии со статьей 28 "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". 3Ст. 14 декларирует "1. РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Ч. 2 ст. 19 органично дополняет ст. 14 и ст. 28. Она гласит: "Государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от…отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств".

Кроме того, Конституция Российской Федерации, подтвердила в качестве правовой основы такие нормы, как идеологическое многообразие (ч. 2 ст. 13), равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от их отношения к религии, убеждений, запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, мировоззренческих свобод. Свободу вероисповедания следует рассматривать не только составной частью свободы совести, но и в качестве поглощенной ею.4

 

 

 

1.2.Государственно-правовое регулирование свободы совести.

 

Правовые основания свободы совести содержит ряд международных правовых документов, среди которых следует выделить такие, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.

Декларация 1948 г. послужила моделью при определении стандартов прав человека для новейших конституций, принятых во многих странах мира, в т.ч. РФ. Взяв курс на построение правового государства в конце 80-х г., Российская Федерация обязалась привести свое национальное законодательство в соответствие с положениями международно-правовых документов.

О приверженности России общепризнанным принципам и нормам международного права свидетельствует ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".5

Подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституция РФ закрепила в качестве правовой основы такие цивилизованные нормы, как свобода совести (ст.28) и светскость государства (ст.14).6

 

 

  1. Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства

 

2.1. Закрепление  принципа светского государства  и свободы совести в Конституции  России

 

Конституционный принцип светского государства лежит в основе всяких отношений государства с религиозными объединениями и проведения государственной политики в мировоззренческой сфере общества, и этим принципом обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, граждане, должностные лица и общественные объединения.

Конституционный принцип светского государства необходимо рассматривать в системной связи с иными базовыми положениями действующей Конституции РФ:

- провозглашение России  демократическим федеративным правовым  государством с республиканской  формой правления (ч. 1 ст. 1);

- провозглашение положений  о том, что человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью; признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); права и свободы человека и гражданина признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18);

- употребление термина  «многонациональный народ» (преамбула, ч. 1 ст. 3);

- признание идеологического  многообразия; никакая идеология  не может устанавливаться в  качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13);

- запрет создания и  деятельности общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное  изменение основ конституционного  строя и нарушение целостности  РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной  и религиозной розни (ч. 5 ст. 13);

- признание равенства  всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

- гарантии каждому свободы  совести, свободы вероисповедания (ст. 28).

Из этого следует, что демократическое правовое Российское государство признает права и свободы человека, в том числе свободу совести, высшей ценностью, равенство всех перед законом и судом, идеологическое многообразие, тем самым задается система координат определения понятия и содержания светского государства в России.7 Нельзя не согласиться с Г. П. Лупаревым, что огромное значение в формировании светского государства, его основ и признаков имеет либерально-правовая парадигма.8

Отечественные авторы определяют светское государство, главным образом основываясь на отношениях государства к религии и религиозным объединениям. Например, в учебной литературе с таких подходов светское государство рассматривают О. Е. Кутафин, М. В. Баглай, С. А. Авакьян и др.9 Например, такое определение есть у И. В. Понкина: «Светское государство - это государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии» .10

 

 

2.2.Отношения  государства и религиозных объединений

 

 

Россия является светским государством, поэтому не может быть религий в качестве государственных, обязательных. Закрепленное в ст. 14 Конституции правило о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, надо полагать, устраивает не только государство, но и сами религиозные объединения. Как раз при таком положении проявляется и обеспечивается их юридически равное положение в обществе и государстве.

Было бы неправильно спешить с выводом о том, что повышенное внимание опять же зависит от масштабности вероисповедания. Порой бывает прямо обратное: у больших конфессий в целом есть понимание своего места в государстве и в жизни людей; проблемы как раз возникают на отдельных территориях.

Федеральный закон устанавливает, что на основании конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, последнее не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии с убеждениями указанных лиц и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Оно не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Конечно, отношения государства и религиозных объединений нельзя представить как движение абсолютно не пересекающихся объектов. Поскольку между ними не могут не возникать различные контакты, государство обязано четко определить свое принципиальное исходное положение для всех возможных случаев.

Особенно важны следующие позиции.

Государство – единственная нормативно регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.

Далее, государство – и достоинство нового Федерального закона в том, что он четко говорит об этом, – свойственными ему средствами создает условия нормальной деятельности религиозных объединений. В частности, в ч. 3 ст. 4 Закона установлено, что государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.11

Информация о работе Принцип светского государства и свободы совести как конституционная основа взаимоотношений религиозных организаций и государства