Государство и церковь в РФ: основы взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

целями работы являются:
1. Исследование взаимоотношения между государством и церковью в современной России;
2. Установление характера взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации;
3. Особенности их взаимоотношений;
4. Распределение функций между государством и церковью.
Задачами моей работы являются:
1. показать государственно-церковные отношения как важный и актуальный объект научного исследования и рассмотреть основные этапы развития отношений;
2. охарактеризовать и оценить вероисповедную политику современного российского государства.
Взаимоотношения государства и церкви не могут не повлиять на состояние и общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… С.3
Глава I. История развития взаимоотношений государства и церкви…... С.5
Глава II. Церковь и государство в современной России………………... С.10
§1. Их взаимоотношение в наши дни……………………………………. С.10
§2. Опрос: «Россия – светское государство?»…………………………... С.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. С.18
Список использованной литературы……………………………………... С.20

Файлы: 1 файл

andrey.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ 

Удмуртский  Государственный Университет

Институт  права, социального управления и  безопасности 

Кафедра теории и истории государства  и права  
  
  
  
  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

Тема: «Государство и церковь в РФ: основы взаимоотношений »  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Город Ижевск 2011г.  
  
 

СОДЕРЖАНИЕ  
  
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… С.3

Глава I. История  развития взаимоотношений государства  и церкви…... С.5

Глава II. Церковь  и государство в современной  России………………... С.10

§1. Их взаимоотношение  в наши дни……………………………………. С.10

§2. Опрос: «Россия  – светское государство?»…………………………... С.15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. С.18

Список  использованной литературы……………………………………... С.20  
  

 

 

  
 

Введение  
 

Государство и  церковь в наши дни имеют свой аспект деятельности. У каждого элемента взаимоотношений свой круг прав и обязанностей. По Конституции 1993 года церковь отделена от государства. Но так ли это?

Выбрав данную тему, я бы хотела коснуться актуальной на сегодняшний день проблемы. Является ли действительно Российское государство светским? Каковы пределы взаимоотношений церкви и государства в нашей стране?

В последнее  десятилетие наблюдается резкий подъем интереса к религии. Всё больше людей обращаются в православную веру, хотя вчера еще могли быть атеистами.

Одной из причин является экономический кризис. Появляется все больше религиозных сект. Также  есть люди, которые верят в запредельное,  недостижимое, запредельное. Но религиозность  ли это?

Я считаю, что  религия пронизывает все сферы  человеческого бытия. Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы, высшего существа и поклонение ему.

Православие ассоциируется  с национальным образом жизни; это  символ национального своеобразия.

Не возможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса. Сотрудничество государственных структур и Православной церкви стало привычным фактом.

Объектом в  моей работе являются государство и  церковь.

Предметом –  их взаимоотношение.

Итак, целями моей работы являются:

  1. Исследование взаимоотношения между государством и церковью в современной России;
  2. Установление характера взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации;
  3. Особенности их взаимоотношений;
  4. Распределение функций между государством и церковью.

Задачами моей работы являются:

  1. показать государственно-церковные отношения как важный и актуальный объект научного исследования и рассмотреть основные этапы развития отношений;
  2. охарактеризовать и оценить вероисповедную политику  современного российского государства.

Взаимоотношения государства и церкви не могут не повлиять на состояние и общества в целом.  

 

 

 

Глава I. История развития взаимоотношений  государства и церкви. 

Для начала я  бы хотела дать определения, а что же такое государство, церковь и какое государство является светским.

Государство – это  особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным  аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Понятие церкви может  быть растолковано двояко:

  1. Церковь как архитектурное сооружение для религиозных служб, обычно для христианского богослужения;
  2. Церковь-организация, то есть единство верующих, объединенных общей верой, таинствами и священноначалием.

А что же такое светский характер государства?

Светское государство  — это государство, в котором  церковь, религиозные объединения  отделены от него и не вмешиваются  в деятельность государственных  органов, имея собственную сферу  деятельности, куда не вмешивается  государство.

Коснемся истории  нашей Православной церкви и взаимоотношений  государства с древнейших времен.

История Русской  Православной Церкви имеет периодизацию в тысячелетия.  Распространению  христианства способствовало ее соседство  с Византией. Так, в 954 году приняла крещение княгиня Ольга, что положило корни к крещению всей Руси в 988 году князем Владимиром. Стоит упомянуть о том, почему именно христианство выбрал князь.  Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

В 1051 году впервые  на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион. В этом же году началось широкомасштабное строительство монастырей, где велись летописи, которые сохранились и до наших дней, развивались иконопись и искусство книжного писания.

В эпоху феодальной раздробленности Церковь была единственным носителем идеи целостности русского народа. Уже в XII веке мы видим, что Церковь старается помочь сохраниться государству, не допустить большего развала.

Так, в XIV веке Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.

В 1448 году Русская  Православная церковь стала независимой  от Византии.

Вырос авторитет  Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом.

Отличительной чертой управления Московской Церкви по сравнению с прочими патриархатами  было отсутствие при Патриархе постоянно  действующего собора епископов — Синода, который к тому времени уже сложился как один из органов власти в прочих поместных Церквах.

При правлении  Михаила Федоровича Патриархом на Руси был его отец Филарет. Это тоже показывает, что взаимодействие государства и Церкви были очень сильными.

В 1654 году произошел  раскол. Царь поддержал нововведения: крещение тремя перстами, исправление богослужебных книг.

В 1721 году Петр I учредил  коллегиальное высшее церковное  управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение  почти двухсот лет.

Велось строительство  новых и восстановление старых храмов.

Начало ХIХ  века ознаменовалось деятельностью  замечательных богословов. Немало сделали  русские церковные ученые и для  развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.

В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

В 1917 году взаимоотношения  государства и Церкви резко изменились. Для большевиков, пришедшим к  власти, она явилась главным врагом. Многие священнослужители были подвергнуты  репрессиям, а кто-то и расстрелян.

К началу II Мировой  войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. Но война показала, что без поддержки церкви не поднять дух армии и народа. Тогда Сталин открыл храмы для богослужений и вернул многих епископов из лагерей.

Прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя  митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) можно считать кульминацией процесса сближения государства и Церкви.

Но все же, Церковь находилась под контролем  государства. Расширение ее деятельности встречало сильный отпор со стороны власти, хотя период в истории государства знаменовался как «оттепель». Были закрыты тысячи церквей.

В 1988 году состоялось празднование Тысячелетия Крещения Руси. Начался новый этап государственно-церковных взаимоотношений. Власть признала огромную роль Церкви и ее вклад в развитие нации.

Все трудности  за последний период времени не сломали  служителей Богу. Народ потянулся  в Церкви.

Предстояло восстановить множество храмов, возродить многие традиции.

10 июня 1990 года  состоялась интронизация Святейшего  Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.

Архиерейский  Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 года принял особое определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», в котором подтвердил «непредпочтительность»  для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти. Собор также постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом». 

Архиерейский  Собор Русской Православной Церкви 18 - 23 февраля 1997 года. Собор подтвердил незыблемость церковной позиции по вопросу недопустимости участия Церкви и ее служителей в политической борьбе.

Из этого можно  сделать вывод, что сама Церковь поняла, что не нужно вмешиваться в дела государства, что народ сам должен решить исповедовать ли ему какую-либо религию.

История взаимоотношений  показала, что в зависимости от того, кто пришел к власти, зависят и взаимоотношения государства и Церкви.

Но, также и  то, что государство нуждается  в теплых взаимоотношениях, так как  Церковь может повлиять и на состояние  общества в целом, как и само государство.  

 

 

 

Глава II. Церковь и государство в современной  России

§1.Их взаимоотношение  в наши дни 

Взаимоотношения государства и Церкви в наши дни  взаимосвязаны, но они имеют строгие  рамки.

Церковь призывает  молиться за государство, чтобы «жить  тихо и безмятежно».

Целью Церкви является вечное спасение людей, цель же государства  является обеспечение благополучия людей.

Что касается задач, то они могут совпадать – осуществление  спасения.

По ст. 14 Конституции  Российской Федерации 1993 года Россия является светским государством. То есть, функции  двух этих институтов разграничены. Церковь не может вмешиваться в проводимую политическую программу, применять насилие за несоблюдение религиозных норм, постов, не должна разглашать исповедь людей в государственных целях. Государство же не должно вмешиваться в литургическую жизнь, менять содержания священных книг и так далее.

По ст. 28 Конституции  Российской Федерации каждому гарантируется  свобода совести, вероисповедания. То есть, государство не может устанавливать  какую-либо религию в качестве государственной, обязательной. Так же, оно не может заставить человека отказаться от    какой-либо то ни было религии.

Эскрива: «Для веры опасно лишь ошибочное толкование свободы  – без цели, без меры, без закона и ответственности. Узнаете? Совершенно верно: это – своеволие. К несчастью, у него много защитников. А ведь именно притязание на вседозволенность и есть истинное покушение на веру. Поэтому было бы ошибкой говорить о свободе совести, как бы оправдывая с моральной точки зрения тех, кто отвергает Бога» [7, c. 47].

Накануне начала 2006/07 учебного года многие СМИ со ссылкой  на авторитетные источники распространили сообщения о том, что в школах четырех регионов России (Белгородская, Калужская, Смоленская и Брянская области) с 1 сентября вводится обязательное преподавание «Основ православной культуры» (ОПК).

О необходимости  религиозного компонента в школьном образовании, в частности преподавания «Закона Божия», руководство Русской православной церкви заговорило в начале 90-х годов. И в некоторых учебных заведениях действительно стали его преподавать.

Как отмечает ряд  исследователей, уже после 1997 года в  общеобразовательных школах нескольких регионов России начали вводить курс обучения православной вере. Назывался он по-разному: «Основы православной культуры» (Курск), «Основы и ценности православия» (Белгород), «Основы православной культуры и нравственности» (Смоленск, Новосибирск), «История Церкви» (Воронеж, Ростов на Дону), факультатив по «Основам православия» (Кемерово) и «Закону Божьему» (Воронеж, Калининград) и т. д. По данным прессы, особенно активно эта работа велась в Курской области. Отмечалось, что здесь «Основы православной культуры» преподавались в 300 из 800 школ области.

Информация о работе Государство и церковь в РФ: основы взаимоотношений