Предложения по регулированию тарифов ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.
ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин:
1) ЖКХ должно обеспечить реализацию национально-государственных интересов потребителей, направленных на получение качественных услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……………….……..3
Раздел 1.Государственное вмешательство в политику повышения качества услуг ЖКХ………………………..………………………..…………………………..5
1.1.Повышение качества услуг - главная задача в сфере ЖКХ……………………………………………………………………….…….……..………………..5
1.2.Проблема роста тарифов и качества ЖКУ.…….….………………………….6
1.3.Допустимый реальный рост тарифов на ЖКУ. Качество и стоимость услуг ЖКХ……………………………………..……………………………………………….………………7

Раздел 2.Состояние тарифов ЖКХ в России и за рубежом. Сравнение. Анализ. Расчёты…………………………..………………………………………..…………….11

2.1.Тарифы в Европе………..……………………………………...……………………….…11
2.2. Тарифы в России…………………………………………………………………..……...13
2.3.Тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ. Доступность для потребителей…………………………………….………………………………………………………….14

2.4.Сравнение тарифов на электроэнергию в России и США. Графики.1990-2011г.г…………….……………………………………………….…………………….15
Доступность тарифов ЖКХ для населения……………..………………….……...17

Раздел 3.Предложения по регулированию тарифов ЖКХ………………...21
3.1.Инновационный подход к регулированию тарифов ЖКХ……….…..21
3.2.Сбережение ресурсов или новые технологии………………………….….22
3.3.Регулирование продвижения энергосберегающих технологий....23
3.4.Внедрение технологий в регионах..……………………………………………..24
3.5.Программа энергосбережения за рубежом……………………………………………………………………………………………..……….25
3.6.Альтернативное топливо…………………………..………………………………….28
3.7.Экологичное жилье. «Пассивные» дома………..…………………………...29
Заключение………………………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………..………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_ZhKKh_stoimost_i_kachestvo_uslug.docx

— 166.57 Кб (Скачать файл)

Качество коммунальных услуг – это прямая ответственность публичной власти: потребитель может по закону разобраться с нерадивой управляющей компанией, но не в состоянии сам модернизировать водоканал, построить новую котельную или снизить потери в теплосетях.

В ситуации, когда более 50 миллионов людей на территории России потребляют воду, не соответствующую установленным нормам, а в каждом субъекте десятки аварийных котельных, главной задачей реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на мой взгляд, является обеспечение повышения качества жилищно-коммунальных услуг.

Я считаю, что для предотвращения аварий, из-за которых наши граждане вынуждены оставаться без тепла, воды, электричества, необходимо срочно провести тщательный мониторинг соблюдения показателей качества и надежности систем коммунальной инфраструктуры и выявить «болевые точки» в каждом регионе. Рабочая группа по развитию ЖКХ готова содействовать и федеральным ведомствам, и региональным властям в проведении достоверного анализа надежности и эффективности работы систем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения в субъектах Российской Федерации для предоставления руководству страны реальной картины с качеством услуг и состоянием инженерных систем.

В субъектах Российской Федерации должны быть сформированы региональные программы модернизации коммунальной инфраструктуры с четкими целями, показателями качества и механизмами их достижения, ориентированные, прежде всего, на привлечение частных инвестиций и использование самых современных энергоэффективных технологий, и только такие программы должны получать софинансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

С учетом того, что ситуация в ЖКХ является ключевой проблемой, по мнению россиян, объем федеральной поддержки, направленной на модернизацию коммунальной инфраструктуры, ничтожно мал и составляет лишь 8 миллиардов рублей в год. Необходимо отметить, что на поддержание киноиндустрии из федерального бюджета выделяется больше средств. Для модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, износ которой составляет более 60% и от которой напрямую зависит качество коммунальных услуг, требуется, безусловно, кратно больший размер федеральной поддержки прежде всего на проекты в малых городах.

Потребитель должен знать, почему он платит именно столько и что он за  это получает. Отдельно хочу отметить, что нашими экспертами подготовлены предложения по корректировке Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на защиту прав потребителей и обеспечение прозрачной и открытой работы управляющих компаний. Одним из предложений является изменение порядка привлечения к ответственности за предоставление услуг ненадлежащего качества. Так, при нарушении качества услуги или некорректном расчете, управляющая компания не просто будет делать перерасчет стоимости, а платить дополнительно денежную компенсацию именно потребителю, вместо штрафа в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2.Состояние тарифов ЖКХ в России и за рубежом. Сравнение. Анализ. Расчёты

2.1.Тарифы  в Европе

 Если сравнить соотношение средней заработной платы и стоимости услуг ЖКХ, то окажется, что европейцы и американцы отдают ежемесячно 5-10 процентов доходов. Жители России отдают от 10 до 50 процентов. Если же оценить минимальный, а не средний доход, тогда на уплату счетов ЖКХ уйдет 72 процента! А минимально зарабатывающий немец потратит только 9 процентов. При этом нужно учитывать и качество предоставляемых услуг: западный потребитель не знает, что такое перебои в подаче воды, обветшалые дома и регулярное отключение света.

Рис.1.Тарифы ЖКХ в Европе

В Европе рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон – как самим рынком, так и государством. В самом начале отмечу, что вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и т. д.) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний. В каждой стране был найден свой собственный подход. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство или же сами компании. В других странах инфраструктура была передана частым компаниям, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но эти расходы входят в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой или обслуживают ее, регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен.

Для примера рыночного регулирования возьмем Великобританию, там каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т. п.), т. е. в этом компоненте все равны. Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то он очень легко может сменить поставщика. Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет (попробуйте вспомнить хоть одну пятилетку в России, в течение которой хотя бы раз не повышались бы тарифы). Примерно так же дела обстоят и в других европейских странах.

На рынке поставщиков электроэнергии ситуация в Европе ситуация обстоит еще интереснее. Счетчики электроэнергии оборудованы специальным ключом с микрочипом, который представляет собой некое подобие сим-карты, и этот чип привязан к электронному счету в определенной энергетической компании. Владелец такого ключа в любом терминале – в супермаркете или просто на улице – может пополнить этот счет. При этом хозяин жилья может иметь сразу несколько таких ключей (они унифицированы у всех компаний) и сам выбирать поставщика услуг хоть каждый месяц.

Похожая ситуация и с газоснабжением, с той лишь разницей, что для газовых счетчиков используется не ключ с микрочипом, а пластиковая карта – также со встроенным микрочипом. В остальном технология работы полностью такая же. Все эти технологии обеспечивают высокую конкурентность на рынке поставщиков услуг ЖКХ в Великобритании и в Европе в целом.

 

2.2. Тарифы в России 

В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена олигополия (есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру), которая и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги у нас централизованные, и, например, житель какой-нибудь московской многоэтажки не может использовать свой собственный котел и выбирать компанию-поставщика, как это делают во всем цивилизованном мире. Многие, возможно, будут удивлены тем, что во всех европейских странах в каждой квартире есть свое собственное отопление, свой бойлер, к которому подходит только холодная вода.

Например, в России очень часто случаются различные аварии и утечки, в результаты которых месячные счета конечных потребителей вырастают на размер утечки. И, к сожалению, такие утечки случаются весьма часто, а люди, естественно, недовольны, потому что платить за все приходится именно им, конечным потребителям. У недовольных такой ситуацией в домоуправлении (нормальное ТСЖ все еще редкость даже для Москвы) запрашивают документы о том, где и когда случилась утечка, сколько длилась и т. п. Естественно, таких документов ни у кого нет. Если человек подает в суд, забрасывает все дела и работу, занимается только этим, то через полтора-два года ему выплачивают мизерную компенсацию, поэтому люди предпочитают с этим не связываться, чем и пользуются те, кто хочет нажиться. На Западе же понятия утечек вообще не существует. Если таковая произошла, то вся ответственность за нее и все расходы по устранению ее причины ложатся исключительно на самого поставщика или на его страховую компанию, которая такие риски застраховала.

 

 

Сравниваем стоимость обслуживания квартиры.

Теперь подытожим наш небольшой анализ. Возьмем для сравнения среднестатистическую московскую двухкомнатную квартиру. Ежемесячно на оплату услуг в среднем уходит 4000–4500 руб., в зависимости от количества проживающих, т. е. примерно 100 евро в месяц. Если взять среднестатистический показатель по европейским странам, то сумма будет меньше на 60 %. При этом надо учитывать, что Европе приходится импортировать газ и частично электроэнергию. А если сравнивать с США, где, как и в России, нет необходимости импортировать газ и электроэнергию, то в штатах стоимость обслуживания дома или квартиры будет в 2 раза дешевле – на уровне 50–60 долларов. Хороший повод задуматься тем, кто колеблется между приобретением жилья в Москве или переездом за границу.

 

2.3.Тарифы на электроэнергию и  услуги ЖКХ. Доступность для потребителей

 Разумная, сбалансированная система тарифов должна давать достаточные ресурсы для надежной и безопасной работы энергетической инфраструктуры, не подстегивая инфляцию, не снижая жизненный уровень населения и не замедляя развитие предприятий.

Оценить, насколько сложившаяся за последние 20 лет тарифная система соответствует этим требованиям и доступны ли сегодня потребителям электроэнергия и в целом услуги ЖКХ, позволяет анализ данных Российского статистического агентства (Росстата).

В начале приведем сведения, характеризующие динамику тарифов и доходов населения. Так как в практике экономического анализа используется базовый 1990 г. – последний доперестроечный (дореформенный) год развития экономики, в статье цены пересчитываются с учетом дефлятора по годам (данные Росстата) – сводного индекса инфляции потребительских цен: I2011/1990 = 63,3. Таким образом, за период 1990–2011 гг. тарифы выросли (в сопоставимых ценах, т.е. ценах, исключающих инфляцию, приведенных к базовому 1990 г.):

  1. на электроэнергию на 32%;
  2. на тепловую энергию на 74%;
  3. на услуги ЖКХ (полные услуги: энергия, горячая и холодная вода, отопление, уборка мусора и др.) на 294%.

За период 1990–2011 гг. среднедушевой доход населения увеличился (в сопоставимых ценах) на 54%, с 215 до 332 руб./мес. (20990 руб. в ценах 2011 г.). Располагаемый душевой доход в России в 2011 г. составил 16597 руб./мес., или в ценах 1990 г. – 262 руб./мес.

 

2.4.Сравнение тарифов  на электроэнергию в России  и США. Графи-ки.1990-2011г.г

Сравним для примера тарифы на электроэнергию в России и в США. Для этого рассмотрим показатели цен по паритету покупательной способности национальных валют (ППС) в США и в России за 2011 г.

Сущность ППС заключается в количестве единиц национальной валюты для приобретения некоего стандартного набора товаров и услуг, которые можно купить за одну денежную единицу базовой страны, например США: в 2011 г. ППС составила 19 руб. / $1 США. Сопоставимый уровень цен рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу, например к доллару США: 19/30 = 0,63.

Из приведенных данных (табл. 1) следует, что в России в целом по стране тариф на электроэнергию на 38% выше тарифа на электроэнергию в США, а в промышленности – на 69% выше, чем в США.

Таблица 1. Сравнение тарифов на электроэнергию и паритета покупательной способности в России и в США за 2011 г. ($1 США = 19 руб.)

Показатели цен на электроэнергию

США

Россия

Россия/США

В среднем по стране

коп./кВт·ч

191

264

1,38

центы/кВт·ч

10,04

13,9

Промышленность

коп./кВт·ч

132

223

1,69

центы/кВт·ч

6,95

11,7

Население

коп./кВт·ч

224

219

0,98

центы/кВт·ч

11,81

11,5

Среднемесячная зарплата наемного работника (ППС)

$ США/мес.  
руб./мес.

3705 
70400

1067 
20000

0,29


Тарифы на электроэнергию для малого бизнеса (коммерческих предприятий) в России на 76% выше, чем в США:   = 1,91 руб. / кВт·ч ~ 0,063 цента / кВт·ч (по курсу $1 = 30 руб.);  = 3,36 руб./ кВт·ч.

Согласно табл. 1 тарифы на электроэнергию для населения в России и США практически одинаковые, однако в ближайшие 10 лет в США их уровень планируется сохранить, а в России ожидается рост тарифов на электроэнергию на уровне роста инфляции, т.е. за 5 лет – на 35–40%.

Таким образом, если ничего не менять, то к 2015 г. в России тарифы на электроэнергию для населения превзойдут соответствующий показатель США на 30% при доходе наемного работника в России в 3,5 раза ниже, чем в США.

Доля электроэнергии в услугах ЖКХ составляет 10,8%, в располагаемом доходе 0,8%, в потребительских расходах 7,7%.

ДОСТУПНОСТЬ ТАРИФОВ ЖКХ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ.

Проанализируем в целом доступность тарифов ЖКХ для населения. В 2011 г. полная стоимость услуг ЖКХ составила в текущих ценах 1271 руб./ мес., или 20,1 руб./ мес. в ценах 1990 г., что составляет рост к уровню 1990 г. – 20,1/5,1 = 3,94 раза.

Согласно Методическим указаниям Минрегиона РФ по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (приказ № 378 от 23.08.2010), если доля расходов семьи в ее доходе превышает в муниципальном образовании заданное значение уровня доступности расходов на коммунальные услуги, то необходим пересмотр тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств (субсидий) и мер социальной поддержки населению.

В приложении 2 к Приказу предельный уровень доступности расходов на оплату услуг ЖКХ составляет 8,6% от располагаемого дохода одного члена семьи. Анализ показал, что в 10-процентных (децильных) группах населения (табл. 2) за полные услуги ЖКХ в размере более 8,6% от дохода платит около 60% населения России (1–6 децильные группы) с доходом менее 13,3 тыс. руб. на человека в месяц, для которых оплата за ЖКХ относится к недоступному уровню (по критерию Минрегиона РФ).

Такое положение настораживает и требует принятия соответствующих мер, относящихся прежде всего к пересмотру тарифной политики государственного регулирования естественных монополий (сейчас это не учитывается в нормативных документах ФСТ России).

Необходимо изменить принципы тарифного регулирования, используя зарубежный опыт.

Таблица 2. Показатели расходов на услуги ЖКХ, среднедушевые располагаемые ресурсы и потребительские расходы населения за III квартал 2011 г.

Показатели

Среднее значение по РФ за III кв.  
2011 г.

Децильные группы населения*

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

Располагаемые ресурсы, руб./чел. в месяц

16 597

4572,1

6479,9

7931,1

9385,1

11 022,7

13 345,1

16 389,8

20 488,6

26 845,8

49 510

Потребительские расходы,  
руб./чел. в месяц

11 407,1

3661,5

5089,7

6145,9

7274,9

8177,3

10 064,7

12 255,2

14 534,9

18 711,4

28 155,5

То же в % от располагаемых ресурсов

68,7

80,1

78,5

77,5

77,5

74,2

75,4

74,8

70,9

69,7

56,9

Полные расходы на услуги ЖКХ и топливо (включая электроэнергию), 
руб./чел. в месяц

1270,9

599,9

748,2

865,9

940,9

1012,6

1148,3

1374,2

1843,1

2035,7

2140,6

То же в % от располагаемых ресурсов

7,7

13,1

11,5

10,9

10

9,2

8,6

8,4

9,0

7,6

4,3

Расходы на электроэнергию,  
руб./чел. в месяц

136,9

91,5

106,9

116,8

123,7

130,8

140,9

134,8

130,8

168,4

168,9

То же в % от полных расходов на услуги ЖКХ

10,8

15,3

14,3

13,5

13,1

12,9

12,3

9,8

7,1

8,3

7,9

Прожиточный минимум, руб./чел.мес.

6287

6287

6287

6287

6287

6287

6287

6287

6287

6287

6287

Отношение располагаемых ресурсов (доходов) к прожиточному минимуму

2,64

0,73

1,03

1,26

1,49

1,75

2,12

2,61

3,26

4,27

7,87


* В статистике термин  децильные группы (от дециль – десятая доля) используется для обозначения 10 групп, включающих в себя по 10% населения (домохозяйств), и выстроенных в порядке возрастания доходов (располагаемых ресурсов).

Раздел 3.Предложения по регулированию тарифов

3.1.Инновационный  подход к регулированию тарифов  ЖКХ

Мы неоднократно предлагали применить инновационный подход к государственному регулированию тарифов .Напомним еще раз основные тезисы концепции.

  • Приостановить (отменить) существующую «конвейерную» систему ежегодного поголовного установления тарифов на услуги естественных монополий.
  • Перейти на персонифицированное установление тарифов на услуги естественных монополий не чаще одного раза в 3–5 лет, как это делается за рубежом в развитых странах.
  • Предоставить субъектам естественных монополий право в любое время обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа при дефиците валовой выручки не менее 5–10%.
  • Заморозить на уровне текущего 2012 года на ближайшие два года рост тарифов на услуги естественных монополий и одновременно установить новый порядок финансирования регулируемых организаций на период замораживания тарифов в случае недостатка средств на их нормальное функционирование, сущность которого состоит в следующем: 
    – регулируемые организации при недостатке средств по итогам отчетного года в размере 5–10% (убытки) после проведения тщательной независимой аудиторской и экспертной проверки расчетов по обоснованию деятельности организации предоставляют материалы на согласование в орган государственного регулирования, под гарантию которого в финансирующем банке после проверки кредитором обоснованности расходов и платежеспособности клиента оформляется кредит на покрытие недостающих средств. В новом периоде регулирования выпадающие расходы регулируемых организаций учитываются для их возврата банку.
  • Усилить роль и ответственность регулирующих органов в части подготовки и быстрого утверждения необходимой нормативно-правовой и методической документации, обеспечения мониторинга и контроля за деятельностью регулируемых организаций естественных монополий.
  • При установлении тарифов на регулируемый период для обоснования конкретных статей расходов индекс потребительских цен (ИПЦ) принимать по среднему показателю (полугодовому показателю ИПЦ на прогнозируемый период). Это позволит обеспечить объективную оценку доходов и расходов в течение регулируемого периода.

Такой подход был предложен еще в 2007 г. бывшим министром финансов А. Кудриным, однако его теоретические обоснования не были реализованы в практической работе Федеральной службы по тарифам России, входившей в экономический блок правительства РФ, курируемый министром финансов.

3.2.Сбережение  ресурсов или новые технологии 

На сегодняшний день актуальна проблема снижения энергопотребления жилых домов, что также дало толчок для развития энергосберегающих технологий. На обогрев домов государствами тратится до 40% всех энергоресурсов страны, а в атмосферу в результате выбрасывается огромное количество углекислого газа, что приводит к развитию «парникового эффекта». Энергосберегающие технологии позволяют решить сразу несколько задач:

  • Экономия энергоресурсов
  • Решение многих проблем ЖКХ
  • Уменьшение загрязнения окружающей среды
  • Увеличение рентабельности предприятий
  • Энергосбережение в России

В настоящее время России в вопросе применения энергосберегающих технологий есть куда развиваться. По мнению специалистов, Россия имеет огромный потенциал, более 40% от всего уровня потребления энергии, повышения энергоэффективности. Российские дома обладают очень низкой энергоэффективностью, потери энергии огромные. По данным Госстроя, в России расход теплоэнергии (отопление, горячая вода) составляет 74 кг условного топлива на кв.м. в год, что в несколько раз выше, чем в Европе. Энергозатраты многих российских предприятий превышают аналогичные показатели в развитых странах примерно в два раза. И хотя в европейских странах энергосберегающие технологии становятся все более популярными, в России им до сих пор не уделяют должного внимания. Одной из основных из причин их медленного распространения считается отсутствие заинтересованности собственников жилья, им не разъясняются в должной мере все способы и средства по модернизации жилища. Самое большее, что сделает рядовой гражданин — это заменит электросчетчики на новые, с дифференциальным тарифицированием. Не проводится достаточной работы государственным аппаратом в стимулировании строительства энергоэффективных зданий. Например, льготы в налогообложении для строительных компаний, занимающихся строительством такого жилья.

3.3.Регулирование  продвижения энергосберегающих  технологий 

После принятия СНиПа 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» удается повысить энергоэффективность строящихся домов, но при недостаточном экономическом стимулировании многие компании продолжают инвестировать средства в строительство зданий с низким уровнем энергосбережения, это дает им возможность экономить за счет снижения затрат на энергоэффективное строительство. Данные строительные нормы и правила устанавливают требования к уровню теплозащиты зданий с целью экономии энергии. При этом должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы микроклимата помещений и оптимальные параметры долговечности ограждающих конструкций зданий и сооружений.

Также в 2009 году Государственной Думой был принят федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», согласно которому все здания, вводимые в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации, должны соответствовать требованиям по энергоэффективности и иметь приборы учета энергоресурсов. В законе определен комплекс мер по реализации возможности экономии за счет энергоэффективных товаров и услуг. Вводится запрет на производство и продажу ламп накаливания в 100 Вт и более, с 2013 года — ламп в 75 Вт, с 2014 года — ламп в 25 Вт. Должны проводиться энергообследования специальными организациями с целью составления мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности. Закон предусматривает долгосрочные методы тарифного регулирования, при котором у компаний коммунального комплекса возникает стимул сокращать затраты на энергоресурсы, повышать энергоэффективность в их использовании. Полученная экономия сохраняется у компании и может быть потрачена на любые цели.

Для предприятий и индивидуальных предпринимателей, внедряющих энергосберегающие технологии, предусмотрен механизм бюджетного субсидирования, предоставления налоговых льгот и возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов по внедрению технологий.

Также, помимо вышеназванного закона, правительство РФ утвердило программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 г.». По программе предусматривается экономия газа в объеме 330 млрд куб. м, электроэнергии — 630млрд КВт·ч, теплоэнергии — 1550 млн Гкал, нефтепродуктов — 17 млн тонн.

Как видно, правительство страны предпринимает шаги по внедрению энергосберегающих технологий. Дело, как говорится, за малым, чтобы на местах была осуществлена реализация и контроль над реализацией этих программ должным образом.

3.4.Внедрение технологий  в регионах

 Последнее время в некоторых регионах страны внедряют проекты по энергосберегающим технологиям. Например, в Екатеринбурге в 2009 году прошла презентация энергосберегающего оборудования для установки во всех домах района «Академический», а затем во всем городе. «Уральский приборостроительный завод» разработал блочно-модульный тепловой пункт, предназначенный для выравнивания параметров теплоносителя и предохранения от излишнего отопления в холодное время года. Оборудование позволяет сэкономить до 30% энергии и служит 20 лет.

Липецкие муниципальные энергетики посчитали, что с внедрением технологий (в основном за счет освещения улиц и зданий с меньшей токовой нагрузкой и потреблением электроэнергии) удалось сэкономить около 11 млн рублей за год.

В Ярославской области смонтировали когенерационную газопоршневую установку (вырабатывающую одновременно и электрическую, и тепловую энергию). Использование этой установки позволяет снизить стоимость обоих видов энергии почти в два раза. Тем не менее, чтобы добиться снижение энергопотребления на 40%, необходимо установить более сотни таких приборов.

В Нижегородской области были приняты поправки к закону о налоге на имущество предприятий, внедряющих энерго- и ресурсосберегающих технологий. Это должно повысить энергоэффективность производства на 30%.

Во многих регионах в домах вводят современную автоматизированную систему контроля и учета энергоресурсов, устанавливают счетчики дифференцированного тарифа оплаты электричества.

Как один из вариантов сбережения энергоресурсов в мире все больше стараются применять альтернативное топливо, например, биогаз. В Томской области планируют получать горючий биогаз из жидких и твердых отходов животноводческих комплексов. В настоящее время идет установка опытно-промышленной станции по выработке биогаза. В США уже две авиакомпании начали осуществлять перелеты на альтернативном топливе. Самолет, осуществивший перелет 7 ноября 2011 года по маршруту Хьюстон-Чикаго, был заправлен на 40% биотопливом. Подобное использование биотоплива позволяет уменьшить уровень загрязнения атмосферы на 80%, что в свою очередь сокращает расходы компаний на уплату налога за выброс углекислого газа (один из примеров стимуляции энергосбережения).

3.5.Программа энергосбережения за рубежом

Американские граждане, живущие в энергетически неэффективных домах, с недостаточно хорошей изоляцией, имеют право рассчитывать на государственную поддержку в лице Министерства энергетики США в оценке энергоэффективности жилья и предоставления услуг по дальнейшему его утеплению. На данный момент эта программа охватила более 5 млн семей. Она включает:

  • Энергоаудит
  • Изоляция стен и труб
  • Утепление дома
  • Усовершенствование системы климат-контроля (нагревание, вентиляция, кондиционирование)

Программа повышения энергоэффективности жилья позволит владельцам домов снизить счета за коммунальные услуги на 20%, что уменьшит бюджетные расходы семьи и внесет существенный вклад в улучшение экологической

обстановки.

Программа подразумевает 10%-ую налоговую скидку от стоимости изоляционных работ, установки окон, отвечающих новым требованиям. В итоге среднестатистическая семья имеет возможность сэкономить до $1500.

По программе налогоплательщики, занимающиеся повышением энергоэффективности жилья, могут рассчитывать на льготы в уплате подоходного налога.

Усовершенствование жилья включает:

  • Изоляцию
  • Установку двойных оконных рам
  • Установку двойных дверей
  • Окно в крыше
  • Энергоэффективная система климат-контроля
  • Теплоотражательная кровля
  • Энергоэффективные нагреватели воды

По одному из вариантов программы, которая предоставляет безлимитную 30%-ую налоговою льготу, владельцы жилья должны закончить работу по усовершенствованию до 2016 года. Программа подразумевает компенсацию стоимости материалов.

Она включает:

  • Установку тепловых насосов
  • Солнечные нагреватели воды
  • Фотогальванические энергосистемы
  • Опыт энергосбережения в Европе, Японии и Скандинавии

Уже на протяжении многих лет в Европе, странах Скандинавии используют энергосберегающие технологии при строительстве и реконструкции зданий. В этих странах создали необходимые законодательные нормы с учетом экономических интересов собственников жилья и инвесторов. Повышения уровня энергоэффективности добиваются с помощью применения эффективной теплоизоляции, установки теплонасосов, современных оконных рам и дверей, недопускающих утечки теплого воздуха, использования котельных установок с высоким КПД и приборов поквартирного регулирования температуры.

Рис.2.Энергоэффективное жильё

В Германии на реконструкцию домов с целью понижения энергопотребления было потрачено более 1,5 млрд евро. Более того, владельцам жилья, желающих провести реконструкцию дома, предоставляются налоговые льготы в размере 20% и банковские кредиты с низкой процентной ставкой. Являясь энергозависимой от поставок энергоносителей другими странами, Германия решает проблему энергетической безопасности путем энергосбережения и стимулирования развития альтернативных видов энергии. Более трети всего объема электроэнергии получают от ветроустановок. Инвесторы получат возможность разместить на крышах зданий солнечные батареи и подавать полученную энергию в городскую сеть.

В Австрии начало работать предприятие по производству биогаза. Биогаз, вырабатываемый из древесины, по качествам не уступает природному газу, его используют для отопления электростанций, автомобилей, работающих на смешанном топливе. Биогазовые установки способны вырабатывать около 100 куб.м биогаза в час. В настоящее время подобные проекты готовятся в Германии и Швеции.

Во Франции в 2005 году для семей, желающих использовать технологии экономии термической энергии в собственном жилище, ввели в действие программу налоговых льгот. При модернизации жилья им предоставляется кредит, право на возмещение до 50% расходов по установке систем терморегуляции, модернизации отопления и использования альтернативных источников энергии: биотопливо, энергия солнца и ветра.

В Японии энергосберегающая политика получила начало с 1973 года. Предпринимаются меры по снижению энергоемкости домов, усовершенствование конструкций зданий для снижения затрат на отопление и кондиционирование. Большое внимание уделяется обучению граждан в сохранении энергии в быту: частичный отказ от телевизионных пультов, от ночного подогревания воды для экономии времени на приготовление завтрака утром, временное отключение кондиционеров летом. Проведенный опыт на 200 семьях дал экономию энергии в 14,2% от обычного потребления энергии. Особое внимание уделяется развитию гелиоэнергетике. Использование солнечных батарей позволяет значительно снизить расходы на электроэнергию. Установка солнечных батарей на треть оплачивается правительством. Площадь крыши жилого дома в среднем составляет 120 кв.м. Даже, если половина крыши будет покрыта батареями, они дадут 6 тыс. кВт. ч энергии в год. В пересчете на нефтепродукты — это около 558 л нефти.

В Швеции за последние несколько десятилетий удалось существенно снизить зависимость от ископаемого топлива. В 1970 году 80% энергии вырабатывалось из природного топлива, в 2009 году этот показатель снизился до 37%, а значение биотоплива выросло, в 2009 году из него вырабатывалось 32% энергии. Шведы, как рачительный хозяин, пытаются интегрировать в один процесс все, что поддается интегрированию. Например, мусоросжигательный завод Ходгалена помимо переработки мусора, занимается комбинированной выработкой тепло- и электроэнергии. Одной из шведских особенностей в энергетической сфере является централизованное отопление и охлаждение помещений за счет использования станций тепловых насосов. Сырьем для таких станций является потенциал воды, атмосферы и земли. Например, станция в Стокгольме снабжает теплом 400 000 население города. Здесь продолжает расти число потребителей энергии, вырабатываемой тепловыми насосами, так как они весьма эффективны и снижают вредное воздействие на окружающую среду. На данный момент Швеция насчитывает более 500 000 тепловых насосов.

3.6.Альтернативное  топливо 

Сейчас в мире все больше внимания уделяется разработке и производству альтернативного топлива. Одним из видов альтернативного топлива являются топливные пеллеты. Их получают из древесных отходов и отходов сельского хозяйства: кора, опилки, щепа, солома, лузга и т.д. Преимущество такого топлива — большая теплотворность по сравнению с дровами или щепой, увеличивают КПД котельных, это экологически чистое топливо, менее подверженное самовоспламенению. Многие старны заняты производством топливных пеллет: в США работает более 60 компаний, производящих около 680 тыс. тонн в год, Китай планирует к 2020 году вырабатывать 50 млн тонн ежегодно, Великобритания за 2010 год произвела около 600 тыс. тонн пеллет. Европейский рынок топливных гранул растет на 20% в год. В России сельскохозяйственные отходы почти невостребованы. Масса накопления соломы составляет за год 80-100 млн тонн, чаще всего эти отходы сжигают либо используют лишь в животноводстве, для подстилки или в качестве прикормки. Тем не менее, по данным статистики, в России наблюдается некоторый рост в области производства топливных пеллет, хотя слабая информированность населения и руководителей предприятий о возможностях пеллет препятствует быстрому росту данной отрасли. Опыт европейских стран показывает, что основным стимулом в развитии альтернативной энергетики является государственная поддержка.

3.7.Экологичное  жилье. «Пассивные» дома 

За рубежом обеспокоенные экологической обстановкой люди все чаще занимаются превращением своего жилья в экологическое: термоизоляция стен, окон, дверей, крыши, установка батарей для использования альтернативных источников энергии. Для этих целей предлагают свои услуги специальные компании, занимающиеся не только заменой устаревшего оборудования, но и строительством экодомов. В таких домах, например, стараются расположить окна так, чтобы жильцы имели естественное освещение как можно дольше, создаются резервуары для сбора дождевой воды, монтируются современные системы отопления, экономного электроосвещения, системы эффективной сортировки мусора. Все начинания поддерживаются государственными субсидиями.

В нашей стране для изменения системы отопления, водоснабжения нужен ряд разрешений, чтобы собрать которые, надо обегать неимоверное количество инстанций. С установкой в подъездах ламп с датчиками движения жилищные компании тоже не торопятся, есть желание у жильцов установить — устанавливайте за свой счет.Понятие «пассивный дом» в нашей стране появилось сравнительно недавно. В таком жилище затраты энергии на отопление сводятся к минимуму за счет применения внутренних источников энергии. Отопление должно осуществляться за счет тепла, выделяемого бытовыми приборами, людьми, альтернативными источниками энергии. Концепция «пассивного дома» сводится к использованию приточно-вытяжной вентиляции (тепловых насосов) с употреблением рекуператоров, применяющих тепло выходящего домашнего воздуха для разогрева воздуха, идущего извне; использование природных источников энергии (солнце, ветер) для отопления и горячей воды. Практическим опытом возведения «пассивных домов» обладают европейские страны, в частности Германия. В настоящее время здесь возведено более 4 тыс. домов, отвечающих требованиям энергоэффективного дома:

Высокоэффективная теплоизоляция дома, не только стен, но и потолка, пола, чердака, подвала. Формируется несколько слоев теплоизоляции (внешняя и внутренняя), не позволяющие выпускать тепло и впускать холодный воздух. Теплопотери составляют 15 КВт на кВ.м. В обычном здании — 250-300 КВт на кВ.м.

Самые большие окна направлены на юг, откуда поступает максимальное солнечное излучение, что будет приносить больше тепла, чем терять.

 «Пассивные дома» удобны и комфортны для проживания, их возводят из экологических материалов, с тенденцией использования продуктов рециклизации неорганического мусора. В Германии созданы заводы по переработке бетона, стекла, метала в строительные материалы для «пассивных домов». Известно, что при отоплении жилья в атмосферу выбрасывается до 40% углекислого газа, образующегося при сжигании топлива, от всего объема выбросов. Для обогрева домов нового типа применяются в первую очередь альтернативные источники энергии.

Сдерживающим фактором строительства «пассивных домов» в России является их относительная дороговизна, они примерно на 8-10% выше стоимости обычных домов. Тем не менее, надо принять во внимание не только стоимость жилья, но и стоимость его дальнейшей эксплуатации. Затраты по эксплуатации «пассивного дома» в разы меньше затрат на обычное жилье, также стоит учесть постоянный рост цен на отопление, горячую воду и электроэнергию. В Москве уже построено несколько зданий с использованием технологий «пассивного дома» (жилой дом в Никулино-2), демонстрационный проект такого дома возведен под Петербургом.

Заключение.

В данной работе на основе исследованного материала была проанализирована система управления ЖКХ в России и зарубежом , а также представлены рекомендации повышения качества и снижения стоимости ЖКУ.

Совершенствование управления качеством ЖКУ должно являться результатом решения трех взаимосвязанных задач:

1. Создание системы качества, функционирующей на уровне всего  предприятия и охватывающей все  стадии жизненного цикла жилищно-коммунальной  услуги, а не только стадию  ее производства.

2. Реализация мероприятий  по обеспечению качества в  аспекте снижения частоты организационных факторов отказов, связанных с нарушением технологии осуществления работ.

3. Реализация мероприятий  по повышению качества в аспекте  внедрения различного рода инноваций: новой техники, модификаций комплектующих и материалов, модернизации технологии ремонта оборудования, эксплуатации и др. Решение этих задач предприятиями ЖКХ осуществляется посредством заключения договоров с другими организациями или субъектами малого предпринимательства, а также собственными силами. Реализация такой схемы позволяет минимизировать стоимость содержания жилой недвижимости и обеспечить необходимое качество услуг.

При работе над курсовой работой была отмечена очень слабая освещенность проблемы управления ЖКУ, не только на местом уровне, но и на региональном, федеральном особенно за последние несколько лет. Проблема хорошо освещена только в специализированных изданиях, политических статьях не известных широкому кругу населения. Недостаточная работа властей, малая просвещенность населения в данном вопросе является также одной из причин того, что соотношение качества и цены на услуги ЖКХ далеки друг от друга. Проблема качества и цен на услуги ЖКХ остро стоит перед Россией.


 

Список литературы:

1.Жилищный кодекс Российской  Федерации. По состоянию на 16.02.2011. - М.: Омега-Л, 2011.

2. Овсейчук В.А. Тарифы, инфляция, жизненный уровень. Экономические реформы 1990–2030 гг. // Новости ЭлектроТехники. 2011. № 5(71). С. 82–84.

3. Кутовой Г.П., Овсейчук В.А. Инновационный подход к системе государственного регулирования естественных монополий // Экономика и финансы электроэнергетики. 2010. № 4. С. 167–176.

4.Кутовой Г.П., Овсейчук В.А. Тарифы естественных монополий. Новый подход к системе государственного регулирования // Новости ЭлектроТехники. 2010. № 1(61). С. 16–17.

5.Источник: Российский союз инженеров

6.http://rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7778500-интернет ресурс

7.http://www.kurer-sreda.ru/2013/03/08/93420-интернет ресурс

8.http://gov.spb.ru/press/governor/29486/-интернет ресурс

9.http://www.kremlin.ru/assignments/17553-интернет ресурс

10.http://www.dailystroy.ru/news/196596.html-интернет ресурс

11.http://spravedlivo-online.ru/new/index.php/news/959-Regionyi/15207-spravedlivaya-rossiya-altaj-tarify-zhkkh-v-rossii-i-za-rubezhom-интернет ресурс

12.Четыре метода оценки удовлетворенности потребителя // Стандарты и качество // http://ria-stk.ru/ds/adetail. php? ID=8535.

13.Энергосберегающие технологии.

http://pronedra.ru/alternative/2012/04/09/energosberegayuschie-tehnologii/

14. Алыпевских А.Г. Новые подходы к реформированию отрасли // Жилищное и коммунальное хозяйство. — 2003. №4.

15.Кочегаров А.Д. Система управления  качеством в ЖКХ. ЖКХ для руководителей  и бухгалтеров.- 2005. № 10. 4.1.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предложения по регулированию тарифов ЖКХ