Предложения по регулированию тарифов ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.
ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин:
1) ЖКХ должно обеспечить реализацию национально-государственных интересов потребителей, направленных на получение качественных услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..……………….……..3
Раздел 1.Государственное вмешательство в политику повышения качества услуг ЖКХ………………………..………………………..…………………………..5
1.1.Повышение качества услуг - главная задача в сфере ЖКХ……………………………………………………………………….…….……..………………..5
1.2.Проблема роста тарифов и качества ЖКУ.…….….………………………….6
1.3.Допустимый реальный рост тарифов на ЖКУ. Качество и стоимость услуг ЖКХ……………………………………..……………………………………………….………………7

Раздел 2.Состояние тарифов ЖКХ в России и за рубежом. Сравнение. Анализ. Расчёты…………………………..………………………………………..…………….11

2.1.Тарифы в Европе………..……………………………………...……………………….…11
2.2. Тарифы в России…………………………………………………………………..……...13
2.3.Тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ. Доступность для потребителей…………………………………….………………………………………………………….14

2.4.Сравнение тарифов на электроэнергию в России и США. Графики.1990-2011г.г…………….……………………………………………….…………………….15
Доступность тарифов ЖКХ для населения……………..………………….……...17

Раздел 3.Предложения по регулированию тарифов ЖКХ………………...21
3.1.Инновационный подход к регулированию тарифов ЖКХ……….…..21
3.2.Сбережение ресурсов или новые технологии………………………….….22
3.3.Регулирование продвижения энергосберегающих технологий....23
3.4.Внедрение технологий в регионах..……………………………………………..24
3.5.Программа энергосбережения за рубежом……………………………………………………………………………………………..……….25
3.6.Альтернативное топливо…………………………..………………………………….28
3.7.Экологичное жилье. «Пассивные» дома………..…………………………...29
Заключение………………………………………………………………………………………….31
Список используемой литературы…………………………………………..………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_ZhKKh_stoimost_i_kachestvo_uslug.docx

— 166.57 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……………….……..3

Раздел 1.Государственное вмешательство в политику повышения качества услуг ЖКХ………………………..………………………..…………………………..5

1.1.Повышение качества услуг - главная задача в сфере ЖКХ……………………………………………………………………….…….……..………………..5

1.2.Проблема  роста тарифов и качества ЖКУ.…….….………………………….6

1.3.Допустимый  реальный рост тарифов на ЖКУ. Качество и стоимость услуг ЖКХ……………………………………..……………………………………………….………………7

 

Раздел 2.Состояние тарифов ЖКХ в России и за рубежом. Сравнение. Анализ. Расчёты…………………………..………………………………………..…………….11

 

2.1.Тарифы  в Европе………..……………………………………...……………………….…11

2.2. Тарифы в России…………………………………………………………………..……...13

2.3.Тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ. Доступность для потребителей…………………………………….………………………………………………………….14

 

2.4.Сравнение тарифов на электроэнергию в России и США. Графики.1990-2011г.г…………….……………………………………………….…………………….15

Доступность тарифов ЖКХ для населения……………..………………….……...17

 

Раздел 3.Предложения по регулированию тарифов ЖКХ………………...21

3.1.Инновационный  подход к регулированию тарифов  ЖКХ……….…..21

3.2.Сбережение ресурсов или новые технологии………………………….….22

3.3.Регулирование продвижения энергосберегающих технологий....23

3.4.Внедрение технологий в регионах..……………………………………………..24

3.5.Программа энергосбережения за рубежом……………………………………………………………………………………………..……….25

3.6.Альтернативное топливо…………………………..………………………………….28

3.7.Экологичное жилье. «Пассивные» дома………..…………………………...29

Заключение………………………………………………………………………………………….31

Список используемой литературы…………………………………………..………...32

 

 

 

Введение.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество его функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и создать сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

ЖКХ в хозяйстве России занимает особое место в силу ряда объективных и субъективных причин:

1) ЖКХ должно  обеспечить реализацию национально-государственных  интересов потребителей, направленных на получение качественных услуг и соответствующего качественного уровня их жизнедеятельности;

2) наличие  командно-административной и управленческой  структуры ЖКХ, функционирующей  изолированно от пространственно-временных  координат качества развития  ЖКХ и препятствующей формированию  совпадений потребителей в качестве услуг ЖКХ с национально-государственными интересами, направленными на повышение качественного уровня благосостояния потребителей;

3) формирование  процессов повышения качества  услуг ЖКХ осуществляется на  фоне центробежных (негативных) тенденций, не учитывающих объективные законы  и закономерности развития ЖКХ;

4) снижение  качества рабочей силы в системе  ЖКХ вследствие низкой профессиональной квалификации, что существенно снижает мотивационные возможности заработанной платы и потребительский спрос населения за счет оплаты дополнительных затрат ЖКХ, сдерживает экономический рост, усиливает социальную напряженность в обществе;

5) отсутствие  институтов социального партнерства  ЖКХ и целенаправленного влияния  государства и регионов, обеспечивающих  интегрально качественный уровень  и динамику реформирования и  развития ЖКХ;

6) современное  ЖКХ не обеспечивает свою социально-экономическую  эффективность. Противоречия между существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики отображаются также в том, что у предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема, режима потребления получаемых услуг.

Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется также тем, что в настоящий момент их экономические интересы не требуют повышения качества функционирования на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существовании в их деятельности .

Данные инерционные процессы препятствуют качеству развития ЖКХ по формированию поля качества непрерывной сетевой сферы жизнеобеспечения потребителей и экономических отношений в нем. Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития ЖКХ.

Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 годы. Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, обеспечения их качества и повышения качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества.

Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, причем проведение международных конференций по реализации стратегии TQM (Total QualityManagement - Глобальный Менеджмент Качества) на базе открытых международных стандартов качества товаров, продукции и услуг ИСО 9000 и ИСО 14000 даёт представление о том, что в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг ЖКХ является актуальной для зарубежных организаций и отечественного ЖКХ.

Объект исследования: сфера ЖКХ, соотношение цены и качества на услуги.

Цель исследования курсовой работы: формирование «прозрачного» механизма управления ЖКХ ,повышение качества и оптимальный рост цен на жилищно-коммунальные услуги, внедрение новых технологий.

 

Раздел 1.Государственное вмешательство в политику повышения качества услуг

1.1.Повышение  качества услуг - главная задача  в сфере ЖКХ

15.02.2013 г. в Москве под председательством губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко состоялось первое заседание рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг».

Георгий Полтавченко возглавляет рабочую группу по поручению Президента Владимира Путина. На ее первом заседании был рассмотрен проект структуры доклада о ситуации в жилищно-коммунальном комплексе и мерах для решения важнейших задач развития отрасли, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Доклад был представлен  Государственному Совету в апреле этого года.

Открывая заседание, Георгий Полтавченко отметил, что проблемы ЖКХ сегодня – одни из самых актуальных и самых болезненных для нашей страны. «Россияне возмущены ростом тарифов и коммунальных платежей, озабочены состоянием имеющегося и дороговизной нового жилья, недовольны качеством жилищно-коммунальных услуг», – сказал губернатор. Он  подчеркнул, что Президент России определяет наведение порядка в ЖКХ и обновление жилищного комплекса как приоритет для властей всех уровней, один из главных  критериев успешной деятельности региональных команд. Эта работа должна быть построена на основе долгосрочных системных решений.

«Чтобы исключить разного рода злоупотребления управляющих компаний, чтобы и людям, и власти было легче их контролировать, нужно установить единые отраслевые стандарты и создать единое информационное пространство в сфере ЖКХ», – сказал Георгий Полтавченко. Для решения проблемы неплатежей предлагается создать механизм их автоматического «расщепления», исключив саму возможность управляющих компаний «залезать и в карман граждан, и в карман ресурсоснабжающих организаций». При этом в дальнейшем совершенствовании нуждается вся соответствующая законодательная и нормативная база.

Георгий Полтавченко отметил, что руководством страны сегодня ставится задача более активного привлечения инвестиций в ЖКХ – в модернизацию и реновацию жилья, в реконструкцию старых и ввода в строй новых теплотрасс и водоканалов, энергетических сетей и котельных, для внедрения в жилищно-коммунальный сектор новых энергосберегающих и экологичных технологий. Для усиления элементов государственного и гражданского контроля, планируется вводить новые формы содействия государства решению жилищного вопроса, развития системы государственного арендного жилья.

Георгий Полтавченко подчеркнул, что Президент ставит задачу сделать максимально эффективной работу государственных жилищных инспекций, а также поддерживать создание общественных организаций, которые будут контролировать работу управляющих компаний, следить за коммунальными тарифами в регионах.

Кроме того, отметил Георгий Полтавченко, от тесного взаимодействия государственных органов и общественных организаций, от уважительного отношения и доверия наших граждан ко всем властным институтам зависит и успех в борьбе с коррупцией и другими правонарушениями в сфере ЖКХ.

Подводя итоги заседания, Георгий Полтавченко сказал, что доклад, который будет представлен на Госсовет, нужно разделить на четыре части. Первая и главная – повышение качества услуг ЖКХ. При этом важно обратить внимание на подготовку кадров и новые технологии в  ЖКХ.

Второй блок – финансирование мероприятий по улучшению качества услуг ЖКХ и вопросы формирования тарифов.

Третий блок – нормативная база. Губернатор отметил, что необходимо разработать программу и блок законов для развития этой сферы на ближайшие пять-десять лет.

Четвертый блок –  обеспечить доступ на рынок ЖКХ компаниям, которые оказывают качественные услуги.

 

1.2.Проблема  роста тарифов и качества ЖКУ 

В целом по России коммуникации изношены на 70-80%. Как считают эксперты, деньги от роста тарифов необходимо вкладывать в модернизацию сетей.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению роста среднегодовых тарифов на коммунальные услуги в пределах 6% в 2013 году. Поручение опубликовано 7 марта на сайте правительства РФ.

«Российский союз инженеров»:

- Работа  по осуществлению конкретных  шагов в сфере снижения роста  тарифов на услуги ЖКХ началась 25 февраля текущего года, когда  в ходе совещания президент  РФ Владимир Путин выразил  возмущение ростом тарифов в  ряде регионов на 200 и более  процентов. Тогда же им было  сообщено, что в отношении чиновников, допустивших такой произвол, будут предприняты ответные меры.

Российский союз инженеров поддерживает стремление властей к формированию социально-ориентированной политики ценообразования в отрасли ЖКХ, это является важной частью мер, направленных на улучшение качества жизни населения и повышение его благосостояния. Известно, что в стране по-прежнему достаточно большое число граждан с низким достатком, сокращение роста тарифов приведет к существенному снижению нагрузки на семейные бюджеты.

Несмотря на то, что имеются исключения для муниципальных образований с преобладанием платы за электроэнергию и газ, там рост может достигать 15%, в общей сложности темпы роста финансовой нагрузки на население сократятся. В последующие годы предельный порог для роста тарифов может увеличиваться в зависимости от экономической обстановки, уровня инфляции и иных объективных факторов, но эти изменения будут возможны лишь в незначительных пределах.

 

1.3.Допустимый  реальный рост тарифов на ЖКУ. Качество и стоимость услуг ЖКХ.

 В целом, рост тарифов действительно допустим, однако должен иметь под собой реальные основания. С одной стороны, основания есть – это высокий уровень износа инфраструктуры ЖКХ. Общий износ сетей в России оценивается примерно в 70%, а в отдельных регионах сети просто перестали устойчиво функционировать. Все это выливается в аварии и ЧП в сфере ЖКХ. Помимо аварийности высокая степень износа инженерных коммуникаций ведет и к существенному снижению эффективности работы сетей – потерям воды, тепла электричества в производстве и транспортировке до потребителей.

Так, суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб составляют 10-15%. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период. Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60%.

Очевидно, что основания для роста тарифов в ЖКХ весьма существенные – инженерные коммуникации требуют вложений. Однако, если посмотреть, то за последние 12 лет тарифы ЖКХ выросли очень существенно. Стоимость услуг по эксплуатации домов с 2001-го по 2013 год увеличилась более чем в 15 раз, отопление и холодная вода подорожали более чем в 14 раз, стоимость горячего водоснабжения – почти в 19 раз. То есть темпы роста тарифов были весьма значительны. Однако к существенному улучшению качества этих услуг это не привело: перебои с горячим водоснабжением, электроэнергией, периодические аварии на инженерных сетях – это обычная практика и сегодня. То есть пока совершенно не ясно, куда уходят средства, полученные коммунальщиками от населения.

Поэтому ключевым фактором повышения тарифов должна стать прозрачность этого повышения. Не исключено, что сохранение социальной стабильности возможно и при более высоких, чем указанные 6%, темпах роста тарифов ЖКХ. Однако для этого необходимо, чтобы население чувствовало и рост качества услуг ЖКХ.

Электроэнергию и газ население должно получать без перебоев, холодная вода должна быть надлежащего качества, а температура горячей соответствовать принятым нормам. Безусловно, аварии могут случаться по причинам, не зависящим от коммунальщиков, однако они должны быстро ликвидироваться. Если повышение предельного порога будет сопровождаться обновлением материально-технической базы ЖКХ, регламентные работы будут осуществляться добросовестным образом, а коммуникации обновляться, это повышение будет восприниматься населением довольно лояльно.

Для этого необходимо проведение специальных мероприятий, внедрение информационных систем, обращаясь к которым потребители услуг смогли бы контролировать отрасль. Не будет лишним и осуществление централизованной системы сбора информации о наиболее проблемных участках, благодаря которой по результатам жалоб граждан будут расставляться приоритеты в проведении работ по модернизации коммуникаций, узлов и систем.

Информация о работе Предложения по регулированию тарифов ЖКХ