Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать историю российского парламентаризма;
проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
выявить структуру Федерального Собрания;
охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........ 3
1. Федеральное Собрание, как один из органов государственной власти, принципы деятельности и функции……………………………………………. 5
2. Порядок избрания Государственной Думы……………………....... 9
3 . Порядок формирования Совета Федерации РФ……......................... 18
4. Компетенция парламента РФ………………………………………... 24
Заключение.…………………………………………………………….... 28
Список литературы……………………………….…………………....... 30

Файлы: 1 файл

Копия 0053161_0BAD7_federalnoe_sobranie_rossiyskoy_federacii_i_ego_pravovoy_stat.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации, избранный или назначенный от субъекта РФ, наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента вступления в силу соответствующего решения об избрании (назначении).

Представитель субъекта РФ в Совете Федерации может быть отозван  досрочно органом, которым он был  назначен (избран).

За свою 13-летнюю историю  Совет Федерации Федерального Собрания РФ – палата российского парламента, представляющая регионы РФ, уже трижды меняла порядок своего формирования. Конституция РФ 1993 г. (ст. 95) запретила общий принцип, согласно которому в Совет Федерации Федерального Собрания РФ входят по два представителя от субъекта федерации – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования данного органа остался за пределами регулирования Конституции19.

Формирование Совета Федерации  первого созыва в 1993 г. регулировалось тем, что жители каждого субъекта федерации непосредственно избирали двух членов Совета Федерации от субъекта; причем выборы в первый Совет Федерации проходили еще до вступления в силу Конституции 1993 г. и не были урегулированы ни конституционно, ни законодательно.

Лицо, избранное главой субъекта РФ или его представительного органа, автоматически становилось членом Совета Федерации, а верхняя палата парламента фактически стала "клубом губернаторов" — редкий случай в мировой практике. Руководители субъектов — члены Совета Федерации — работали в парламенте на непостоянной основе, совмещая парламентскую деятельность с руководством регионом, что негативно сказывалось на качестве работы всего парламента, а с другой стороны - укрепляло позиции региональных руководителей20.

Федеральный закон "О  порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 03.12.2012 № 229-ФЗ установил принципиально иную систему формирования Совета Федерации:

- упразднен принцип членства в Совете Федерации по должности и совмещения должности главы субъекта федерации или главы представительного (законодательного) органа с должностью члена СФ;

- Совет Федерации формируется из представителей регионов, работающих в парламенте на постоянной основе и не являющихся главами субъектов или их представительных органов;

- одного представителя субъекта РФ в Совете Федерации назначает глава субъекта, другого — избирает представительный (законодательный) орган.

Реформирование Совета Федерации (постепенная замена в нем глав регионов на представителей от регионов) было осуществлено до 01.01.2002.

Главный результат реформы  Совета Федерации — разделение функций  члена парламента и руководителя субъекта федерации, что соответствует мировой практике.

В то же время, установленный  с 2000 г. порядок формирования Совета Федерации имеет и свои минусы. Новая система дала возможность пройти в Совет Федерации множеству случайных людей, которые:

- не известны избирателям;

- не имеют:

    • политического опыта;
    • отношения к региону, который они представляют (не проживают в нем, не работают и т. д.);

- реально занимаются не парламентской работой, а бизнесом.

Особенно это касается той половины Совета Федерации, которая назначена главами субъектов РФ. Она наименее профессиональна, наиболее коррумпирована и далека от региона (в т.ч. и в прямом смысле — значительная часть членов Совета Федерации проживает в Москве).

Особенно явственно  недостатки данной системы высветились  в ходе коррупционных скандалов 2006 г:, когда сразу несколько "сенаторов", недобросовестно относящихся к своим обязанностям и замешанных в коррупции, с позором были отозваны из Совета Федерации21.

В настоящее время  все идет к тому, что порядок  формирования Совета Федерации будет изменен вновь (уже в 4-й раз за 13 лет). Поскольку такой порядок не закреплен в Конституции, его можно вновь поменять законом.

В СМИ все чаще предлагается избирать членов Совета Федерации населением субъектов РФ напрямую (так, как обычно избирается верхняя палата парламентов других стран). Однако пока это только проекты.

Кроме того, для прямых выборов имеется и конституционное препятствие. Конституция РФ 1993 г. содержит норму о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти22.

Таким образом, двухпалатная структура государственной власти РФ занимает относительно важную роль в политико-идеологическом развитии страны.

Возникающие на современном этапе сложности во много связаны с развитием и плодотворной работой политической системы государства, для преодоления накопившихся проблем. Важно отметить, что дальнейший рост и перспективы эволюционного развития двухпалатной структуры государства позволило развязать многие сложные узлы. Вместе с тем, чувствуется несовершенство законодательной базы, но работа в данном направлении продолжается. Госдуме и Совету Федерации приходится решать большое количество вопросов, которых не становится меньше, наоборот, требует огромной отдачи и профессионализма в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Компетенция парламента

Российской Федерации

Компетенция парламента – это объем полномочий, через  которые раскрываются основные функции  данного органа государственной  власти. Компетенция устанавливается  Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочий исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Обычно парламенты имеют три  главные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

  1. Принятие законов;
  2. Утверждение государственного бюджета;
  3. В определенных формах контроль за исполнительной властью.

Две первые функции практически  нигде и никогда не подвергались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. В федеративных государствах определение предметной компетенции – дело более сложное, поскольку власть разделена не только по горизонтали, но и по вертикали, т.е. между федерацией и ее субъектами23.

Различают два вида компетенции:

- общая – направленность  деятельности парламента в целом;

- специальная – вопросы  исключительного ведения, как  правило, закрепленные в Конституции.

В РФ предметная законодательная  компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и  системно не установлена. Главные ориентиры  для определения этой компетенции содержаться в ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ, в компетенцию Президента РФ, следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов РФ24.

Помимо вопросов специальной компетенции, Федеральное Собрание решает ряд  вопросов общей компетенции. Наиболее важные направления общей компетенции:

- финансы;

- оборона и безопасность;

- международная политика.

Предметная компетенция определяет как  бы общую направленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же неодинакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Госдумой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст. 106). По другим вопросам рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Госдумой, не обязательно, по истечении определенного срока они могут быть переданы Госдумой Президенту РФ на подпись и обнародование и без одобрения Советом Федерации (ч. 4 ст. 105).

Вопросы ведения Совета Федерации установлены в ряде статей Конституции РФ (ст. 102) и федеральных  законов. Регламент Совета Федерации  предусматривает специальный порядок  рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы:

  1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
  3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
  4. Назначение выборов Президента РФ;
  5. Отрешение Президента РФ от должности;
  6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ;
  7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ;
  10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

В компетенцию Государственной Думы входят следующие вопросы25:

  1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  2. Выражение недоверия Правительству РФ;
  3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  6. Выдвижение обвинения против Президента РФ;
  7. Объявление амнистии;
  8. Обращение в Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция, кроме того, предусматривает исключительное право одной палаты принимать  решение по тому или иному вопросу  в полном объеме. Например, только Государственная Дума вправе собственным решением объявить амнистию. Только Совет Федерации может назначить выборы Президента РФ26.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает  в ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий:

- президента РФ;

- Конституционного Суда  РФ;

- выступлений руководителей иностранных государств.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В качестве вывода хотелось бы сказать, что данная тема нуждается в более полном и глубоком изучение. Многие столетия, с момента зарождения государства, человечество занято поиском идеальной модели государственного устройства, при котором соблюдался бы баланс всеобщего и личного блага, общенациональных и индивидуальных интересов. С этой целью испробовали разнообразные сочетания форм государства и политических режимов: монархии и республики, олигархии и демократии, деспотии и диктатуры. Менялись системы государственных органов и их полномочия. Выборность их населением заменялась принципом назначения, варьировалась степень участия народа в государственно-общественных делах. Парламентаризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти. Опыт демократических реформ в России свидетельствует, что в нашу действительность уже достаточно прочно вошли и стали неотъемлемыми многие демократические ценности, накоплен интересный и полезный опыт парламентской деятельности. С другой стороны - в функционировании российского парламента существует немало проблем. Решение этих проблем должно быть увязано со следующими выводами-уроками из политической практики:

1. Только парламентаризм способен обеспечить мирную, эволюционную модернизацию государства и общества. Но чтобы выполнить свою миссию, парламент не должен быть ни "центром власти", ни "пустой говорильней", а парламентаризм - лишь рекламной вывеской или средством манипулирования общественным мнением в интересах узкой части общества.

2. Парламент, лишенный  права формирования исполнительной  власти и влияния на деятельность  правительства, не есть полноценный  парламент. Поэтому в Конституцию  РФ необходимо внести изменения,  сутью которых должно быть: ограничение политической и административной власти президента; право формирования парламентом исполнительной власти, опирающейся на парламентское большинство; повышение политической ответственности партий, заседающих в парламенте, и прежде всего партий большинства, за деятельность правительства.

3. Совет Федерации  - высшая палата Федерального  собрания должна на деле стать  палатой регионов и следить  за соблюдением базисного принципа "единства в многообразии", для чего необходимо законодательно перейти на выборную систему его формирования.

Информация о работе Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации