Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследовать историю российского парламентаризма;
проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
выявить структуру Федерального Собрания;
охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………........ 3
1. Федеральное Собрание, как один из органов государственной власти, принципы деятельности и функции……………………………………………. 5
2. Порядок избрания Государственной Думы……………………....... 9
3 . Порядок формирования Совета Федерации РФ……......................... 18
4. Компетенция парламента РФ………………………………………... 24
Заключение.…………………………………………………………….... 28
Список литературы……………………………….…………………....... 30

Файлы: 1 файл

Копия 0053161_0BAD7_federalnoe_sobranie_rossiyskoy_federacii_i_ego_pravovoy_stat.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Кандидатом в депутаты Госдумы  может быть только гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, и имеющий право участвовать в выборах (ст. 97 Конституции РФ)10.

Не могут быть депутатами Госдумы  граждане РФ:

- признанные судом  недееспособными;

- по приговору суда отбывающие условное наказание в виде лишения свободы;

- в отношении которых  вступил в законную силу приговор  суда о лишении их права занимать государственные должности в течение определенного срока (если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока);

- имеющие одновременно  с российским гражданство иностранного  государства (двойное гражданство) либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства11.

Выдвижение кандидатов и окончательное формирование партийного списка (включая очередность в нем) осуществляются на съезде (конференции) политической партии.

При этом законодательство допускает возможность самовыдвижения кандидатов внутри партии (с целью  попасть в партийный список).

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией.

В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью  членами политической партии она  должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального  отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее, чем через 10 дней и заканчивается не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) о назначении выборов депутатов Госдумы12.

До выборов политическая партия вправе:

- отозвать выдвинутый ею федеральный список кандидатов по решению уполномоченного на то органа политической партии, подав письменное заявление в Центризбирком в любое время, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. Указанное заявление не подлежит отзыву;

- исключить отдельных  кандидатов из выдвинутого ею  федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного)  Центризбиркомом (не позднее,  чем за 15 дней до дня голосования).

Не допускается:

- дополнительное включение кандидатов в федеральный список кандидатов;

- и их перемещение  в указанном списке (за исключением  случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия отдельных кандидатов).

Выборы депутатов Госдумы  нового созыва назначаются Президентом РФ.

Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором  истекает конституционный срок, на который была избрана Госдума  предыдущего созыва. Конституционный  срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Госдумы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть (на выбор партии):

- поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы;

- обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (в размере 15% максимальной суммы избирательного фонда).

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать (по России в целом) не менее 200 тыс. подписей; при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тыс.

Политическая партия вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов, если ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы13.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

- Центральная РФ (Центризбирком);

- субъектов РФ;

- территориальные:

    • районные;
    • городские;
    • муниципальных образований;

- участковые.

Ключевой этап выборов  — предвыборная агитация.14 В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

- призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

- выражение предпочтения:

    • какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;
    • какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать;

- описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

- распространение информации (в сочетании с позитивными либо негативными комментариями), в которой явно преобладают сведения:

      • о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов;
      • каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах);

- распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

- деятельность, способствующая формированию положительного или  отрицательного  отношения  избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Предвыборная агитация может проводиться:

- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

- путем выпуска и  распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, допускается только с письменного согласия данного физического лица.

Проведение предвыборной агитации запрещается в день:

- предшествующий дню  голосования;

- голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования15.

Конституция РФ предусматривает  возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания – Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

- трехкратного отклонения  Госдумой кандидатур, предложенных  Президентом РФ на должность  Председателя Правительства РФ;

- двукратного в течение двух месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

- вынесения Госдумой  недоверия Правительству РФ, если  вопрос о доверии был вынесен  по инициативе Правительства  РФ16.

Роспуск Государственной Думы невозможен в течение:

- 1 года со дня ее  избрания;

- 6 месяцев до окончания  полномочий Президента РФ, с момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

- в период действия  в РФ военного или ЧП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Порядок формирования Совета Федерации

Российской Федерации.

 

Если Государственная Дума Федерального Собрания представляет все население РФ, то Совет Федерации, часто именуемый нижней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом, то есть всей России. Совет Федерации – постоянно действующий орган17.

Согласно части 2 статьи 95 Конституции  РФ, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта РФ, по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. В части 2 статьи 96 Конституции порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 № 229-ФЗ установил, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен):

- гражданин РФ;

- достигший 30-летнего возраста;

- обладающий правом  избирать и быть избранным  в федеральные органы государственной власти РФ.

От каждого субъекта РФ в Совет Федерации входят по два представителя:

один – назначается высшим должностным лицом субъекта РФ;

другой – избирается представительным (законодательным)органом  субъекта РФ на срок полномочий этого  органа. При формировании законодательного органа субъекта РФ путем ротации  – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Новый порядок формирования Совета Федерации опять же означает, что палата не имеет установленного срока регистратуры. Такой вывод вытекает из того факта, что избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется не синхронно, вследствие чего в течение каждого года в Совете Федерации будет неоднократно проходить смена каких-то его членов.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации на срок полномочий данного представительного (законодательного) органа. Если законодательный орган субъекта РФ имеет двухпалатную структуру, представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий данной палаты18.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Данное решение направляется в представительный (законодательный) орган для утверждения в 3-дневный срок. Решение вступает в силу, если 2/3 от общего числа депутатов представительного (законодательного) органа не проголосуют против решения высшего должностного лица субъекта РФ о назначении данного кандидата.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением этого органа, а двухпалатного законодательного (избирательного) органа государственной власти субъекта РФ – совместным постановлением обеих палат.

Информация о работе Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации