Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является исследование системы государственной и государственной гражданской службы Российской Федерации,
Задачи:
- изучить процесс становления системы государственной службы в ходе исторического развития Российского государства;
- рассмотреть основные принципы государственной службы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ..................................................5
Исторические аспекты развития института государственной службы в России……………………………………………………………………..........5
Понятие и сущность государственной службы в РФ……………………....8
Основные принципы государственной службы …………………………..11
Виды государственной службы…………………………………………….14
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...17
2.1 Правовой статус государственного служащего………………………......17
2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ………….....20
2.3 Ответственность государственных служащих…………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………31

Файлы: 1 файл

госуд служба.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

При замещении должности государственной службы допускается испытание обычно на срок от трех до шести месяцев для гражданина, впервые принятого на государственную службу. Федеральным законом о виде государственной службы могут устанавливаться и иные сроки испытания, а также случаи, когда испытание вообще не проводится. Если назначение на должности государственной службы осуществляется Правительством, то, согласно его постановлению от 5 июля 2000 г.20, трехмесячный испытательный срок является обязательным.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить государственному служащему ранее замещаемую должность государственной службы или расторгнуть с ним служебный контракт.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, а для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Федерации, устанавливаются классные чины.21

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

- последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;

- присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального знания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной службы;

- досрочное присвоение в качестве меры поощрения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания либо их присвоение на одну ступень выше предусмотренных для замещаемой должности федеральной государственной службы в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы;

- сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы. 

Лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания возможно по решению суда22.

При переводе служащего с государственной  службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитываются при присвоении таковых по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указами Президента РФ.

Классные чины государственной  гражданской службы субъекта Федерации  присваиваются с учетом названных  выше положений в порядке, установленном  нормативными правовыми актами соответствующего субъекта.

Аттестация государственных служащих проводится в целях опре-деления их соответствия замещаемым должностям. Порядок ее проведения пока регулируется различными нормативными правовыми актами, учитывающими особенности государственной службы в отдельных федеральных органах государственной власти и субъектах Федерации. Например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.23; Порядок организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ установлен приказом министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г.24; Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации утверждено приказом Государственного таможенного комитета РФ от 29 октября 2003 г.25

Оценка результатов, профессиональной служебной деятельности государственных  служащих осуществляется также при  сдаче квалификационного экзамена. Подробнее об этом будет сказано  далее при рассмотрении Положения  о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.26

Основания прекращения государственной  службы устанавливаются федеральными законами о видах этой службы с учетом особенностей гражданской, военной, правоохранительной службы. В большинстве случаев увольнение государственных служащих, особенно военнослужащих и сотрудников правоохранительной службы, производится в работоспособном возрасте, и им приходится оставлять привычную работу и подыскивать новую, что, естественно, вызывает у них болезненную реакцию. Поэтому к решению вопросов увольнения с государственной службы руководителям государственных органов необходимо относиться очень внимательно, строго соблюдая действующее законодательство27.

 

2.3 Ответственность государственных служащих

 

Законодательство Российской Федерации  предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а  именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, мер имущественного характера за виновное совершение правонарушения, т.е. за такие действия (бездействие), которые законодательством признаны запрещенными и вредными. Правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).

Дисциплинарная ответственность  — это применение мер дисциплинарного  воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Привлечение к дисциплинарной ответственности  существенно затрагивает права  государственных служащих и влечет неблагоприятные для них правовые последствия. Поэтому оно строго регламентируется нормативными правовыми актами28.

Законом о государственной гражданской  службе Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного  проступка, т.е. за неисполнение или  ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным названным Законом.

Материальная ответственность  государственного служащего наступает  за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба производится независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность  наступает при наличии прямого  действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными  действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Этот вид юридической ответственности  наступает либо в административном порядке, либо по суду.

Порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы29.

Специального нормативного правового  акта о материальной ответственности  государственных гражданских служащих нет. В настоящее время они несут эту ответственность в таком же порядке, как и лица, не относящиеся к государственным гражданским служащим (кроме военнослужащих), в соответствии с Трудовым кодексом РФ (гл.39).

Материальная ответственность  не возникает в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности создать надлежащие условия для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих»30. Закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении служебных обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. Действие Закона распространяется на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах РФ по призыву и по контракту, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба.

Административная ответственность  — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных  государством мер административного  наказания к физическим и юридическим  лицам за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении неблагоприятных для них последствий, а также в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности — воспитание правонарушителей и предупреждение правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки31.

Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Административным правонарушением, согласно КоАП, признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение является деянием, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства, и оно противоправно — запрещено законом/Конкретные деяния, которые влекут за собой административную ответственность, весьма разнообразны. Они указаны в разделе II (гл. 5—21) КоАП и, кроме того, в других нормативных правовых актах Российской Федерации, которыми предусмотрена административная ответственность. Это могут быть нормы не только административного, но и других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). Деяния, не предусмотренные названными актами, нельзя квалифицировать как административные правонарушения, и они не могут повлечь административную ответственность32.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, можно сказать, что стабильность и динамизм развития Российской Федерации все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления ее субъектов и в немалой степени - от состояния их государственной.

В своем социально-политическом качестве государственная служба возникла с  появлением самого государства. Процессы разделения труда и усложнения социальной и политической структуры общества, с неизбежностью приводят к соответствующему оформлению социально-правового механизма государственного управления, в деятельности которого и осуществляются функции государства. Именно как социально-правовой институт управления мы и рассматривали функционирование государственной службы.

Современная  государственная  служба  РФ  представляет  собой  правовую  материю,  которая  находится  в  постоянном  движении:  она  изменяется,  дополняется,  идёт  поиск  новых инструментов  в разрешении  существующих  проблем,  разрабатываются новые нормативные акты,  регламентирующие государственно-служебные отношения. 

Современное  развитие  законодательства  позволяет  утверждать,  что  Россия  находится  на  пути  возрождения института  профессионального  чиновничества.  Этот  институт,  основываясь  на  профессионализме,  способностях,  политическом  нейтралитете  служащих  и  качественном  исполнении  служебных  обязанностей,  во  многих  странах  обеспечивает  стабильное  государственной управление  и является  важнейшим фактором  сохранения  и развития  государственности.

Правовое  регулирование  государственно-служебных  процессов  в  настоящее  время  отстаёт  от  темпов  развития  тенденций  и  закономерностей  в  реформировании  системы  государственного  управления,  аппарата  государства,  муниципальных  органов.  Государственная  служба  как  правовой  институт  должна  обеспечить  стабильное  управление;  она  может  играть  определённую  роль  в  стабилизации  социально-политической  жизни,  разрешении  политических  конфликтов,  уравновешивании  действий  различных  политических  сил.

Сказанное в полной мере относится  и к государственной службе в  органах юстиции. Тем более, что  служащие органов и учреждений Министерства юстиции РФ как никто другой занимаются именно управленческими функциями, то есть представляют и осуществляют исполнительную власть государства, облекают эту власть в правовую «оболочку», постоянно совершенствуют эту правовую основу. С другой стороны, органы и учреждения юстиции обеспечивают деятельность государственных органов, осуществляющих другие ветви государственной власти (например, судебной). Все это говорит о том, что для государственной службы в этих органах и учреждениях и для их нормальной работы нужна действительно прочная правовая основа.

Информация о работе Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации