Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является исследование системы государственной и государственной гражданской службы Российской Федерации,
Задачи:
- изучить процесс становления системы государственной службы в ходе исторического развития Российского государства;
- рассмотреть основные принципы государственной службы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ..................................................5
Исторические аспекты развития института государственной службы в России……………………………………………………………………..........5
Понятие и сущность государственной службы в РФ……………………....8
Основные принципы государственной службы …………………………..11
Виды государственной службы…………………………………………….14
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...17
2.1 Правовой статус государственного служащего………………………......17
2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ………….....20
2.3 Ответственность государственных служащих…………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………31

Файлы: 1 файл

госуд служба.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

    1.  Основные принципы и виды государственной службы в РФ

 

Законом о системе государственной  службы в Российской Федерации установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования.

Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Согласно п. «т» ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба.

Принцип законности означает, что  исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Принцип законности отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть характерным, когда права личности действительно являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.

Принцип равного доступа граждан  к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

Принцип единства правовых и организационных  основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого  подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Конечно, субъекты Федерации, действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Залог успеха — следование Закону о системе государственной службы Российской Федерации и нормативным правовым актам РФ о государственной гражданской службе7.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.

Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы.

Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет  первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Именно по этому критерию прежде всего оцениваются  достоинства кандидатов. Профессионализм стимулирует расширение и повышение уровня знаний, накапливание опыта работы, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень исполнительской дисциплины8

Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ.

Реализация перечисленных принципов  построения и функционирования системы  государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной  службы. Этими законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

 

 

    1.  Виды государственной службы

 

Виды государственной службы:

- государственная гражданская  служба;

- военная служба;

- правоохранительная служба9.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а  также полномочий федеральных государственных  органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную  деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации10.

Военная служба - вид федеральной  государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба - вид  федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Правовой статус  государственного служащего

 

Институт государственной службы охватывает в себе правовые нормы. Эти нормы определяют:

- развитие государственно-служебного правоотношения;

-государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего;

- прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.

Статус государственных служащих можно анализировать и как дифференцированную и комплексную систему, которая содержит в себе вертикальную и горизонтальную структуры. Вертикальное деление состоит в разграничении:

1) уровней государственной службы: федеральная, в субъектах Федерации. Горизонтальное деление указывает на множество специальных направлений в государственной службе:

- дипломатическая;

- военная служба

- служба безопасности;

- архивная служба и т.д.12

2) видов государственных служащих (в частности, в зависимости от занимаемых государственных должностей:

-высшие;

-главные;

-ведущие;

-старшие и младшие государственные должности государственной службы.

Правовой статус государственных  служащих зависит также от условий, в которых проходит государственная служба. Благодаря этому особенности статуса государственных служащих могут обусловливаться и беспристрастно возникшей общественно-политической либо государственно-правовой ситуацией: к примеру, объявление мобилизации; введение режима чрезвычайного положения или военного положения; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание статуса государственного служащего существенным образом может изменяться, а именно:

- для служащих могут быть установлены специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности.

- служащие могут получать дополнительные полномочия, права.

Правовой статус государственных  служащих устанавливает в первую очередь различный набор прав и обязанностей.

Правовой  статус государственных служащих включает следующие составляющие:

- права, обязанности, ограничения и запреты по должности;

- способы замещения государственных должностей; 

- требования, предъявляемые к государственным служащим;

- меры стимулирования и ответственности;

- прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.);

- нормирование и организацию труда 13.

Особенности правового статуса  разнообразных категорий служащих определены положенными на них обязанностями и нравом служебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которых они проходят службу14.

Правовой статус государственных  служащих с изменением условий прохождения  государственной службы также изменяется. В частности, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности15.

Помимо того, нормы поведения  государственных служащих должны носить отчетливо социальный характер, что  предполагает чувство высокой ответственности  и готовность взять на себя выполнение сложных обязанностей16.

В нормотворческой деятельности, особенно в высшем звене управления, государственные  служащие занимаются также разработкой  нормативных актов и административных предписаний. Здесь они призваны обеспечить такие обоснованные и качественные наработки, которые отвечали бы юридическо-политической целевой установке и учитывали бы социальные, экономические и административные последствия этих актов.

В управленческой организации ответственный  исполнитель вместе с другими  отвечает за эффективность и бесперебойный режим работы. Он должен заботиться об обеспечении оптимальной и вместе с тем экономичной организационной структуры и последовательности операций в процессе выполнения управленческих задач и постоянно стремиться адаптировать их к изменяющимся условиям. Поэтому государственный служащий обязан постоянно следить за развитием современных технических средств в целях применения их на соответствующих участках работы.

Руководство персоналом, обеспечивающее оптимальную расстановку и использование кадров, и решение возникающих организационных проблем. Для этого руководители наделены соответствующими полномочиями оперативной самостоятельности. Исходя из этого, предъявляются особые требования к общим, личным и специфическим качествам руководителя17

 

2.2 Особенности прохождения государственной службы в РФ

 

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания18, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Законом о системе государственной службы Российской Федерации, законами о видах государственной службы Российской Федерации и ее субъектов и иными нормативными правовыми актами (например, присуждение ученой степени, присвоение ученого звания, почетного звания, с чем действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества). Основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запас или отставку, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Прохождение службы каждым государственным служащим документируется в его личном деле и отражает индивидуальный жизненный путь с момента назначения впервые на должность государственной службы и заканчивая увольнением со службы19.

При поступлении на государственную  службу гражданин представляет требуемые  документы о себе (об образовании, состояний здоровья и др.). Сведения о подавшем заявление подлежат проверке в установленном порядке.

Замещение конкретной должности государственной  службы как на конкурсной, так и  на бесконкурсной основе подлежит юридическому оформлению. Оно заключается, во-первых, в оформлении и заключении служебного контракта и, во-вторых, издании акта о назначении гражданина (государственного служащего) на указанную должность. Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о назначении претендента либо отказа ему в назначении на вакантную должность государственной службы.

Информация о работе Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации