Понятие и структура компетенции местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируя местное  самоуправление (ст. 3, п.2), выступила  в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития  системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью».

Содержание работы

Введение 2
1 Понятие и формирование компетенции местного самоуправления 3
2 Отдельные государственные полномочия 7
Заключение 9
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

Муниципальное (Понятие и структура компетенции местного самоуправления).doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируя местное  самоуправление (ст. 3, п.2), выступила  в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития  системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статья Конституции (п.2) закрепляет основные организационно-правовые способы осуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления.

“...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (ст.12 Конституции РФ).1

Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года “  Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”2

 

1 Понятие и формирование компетенции местного самоуправления

 

Рассматривая вопрос о компетенции  органов местного самоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существования  местного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход от централизации власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления. 

 Компетенция органа местного  самоуправления является сложной  правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения. Предметы ведения  местного самоуправления- необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования. Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Рассмотрев место и роль местного самоуправления в политической системе  общества, правовую основу, на которой строится этот уровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главным содержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальные органы, вторым элементом компетенции – их правами и обязанностями. Это важно не только из соображений четкого разделения компетенции между уровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня. Дело в том, что сущностным основанием для формирования муниципального уровня  власти является утверждение о существовании круга задач, которые должны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективно они решаются именно на местном уровне.

 В современных российских  условиях компетенция местного  самоуправления формируется следующим  образом:

-    Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами;

-   субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению;

-   Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований  и органов государственной власти;   

-    Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями. 

Исходя из цели существования местного самоуправления, можно сформулировать задачи этого социального института:

1. Преодоление апатии населения  к участию в решении проблем  местного уровня.

2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих.

3. Осуществление взаимодействия  с другими сообществами.

Конституция Российской Федерации  подробно оговаривает компетенцию  государственных органов, как федеральных, так и органов субъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенцию органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения". Таким образом, можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.

Четко выраженный  в конституционной норме принцип самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение,  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусматривается возможность  наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Наделение полномочиями может осуществляться двумя способами:

1. Передача - способ регулирования  полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местного самоуправления.

2. Делегирование - предоставление  государственным органом принадлежащего  ему права решения какого-либо  вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.                 

Рассматривая вопросы наделения  органов местного самоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду ряд  положений:

1. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации наделение  полномочиями производиться только  законом. Но так как определение  правового статуса местного самоуправления  находиться в совместном ведении  Российской федерации и ее  субъектов, передача полномочий осуществляется законом или актами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующей юридической силой.

2. Объем передаваемых или делегируемых  полномочий не может быть слишком  велик. Не случайно в Конституции  Российской Федерации говорится  об отдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найти крайне сложно.

3. Наделение полномочиями должно  сопровождаться передачей необходимых  для их осуществления материальных  и финансовых средств. Это чрезвычайно  важное  для российской практики условие, гарантирующее само выполнение полномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

4. Государство оставляет за собой  право контроля за реализацией  этих полномочий. Такой контроль  по общему правилу означает возможность соответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемые органами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но и по мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать при необходимости отдельные решения.

5. Государственное влияние не  сводиться только к контролю. Оно функционирует в соответствии  с требованиями законности, в  режиме общего правопорядка.

Исполнительным органом местного самоуправления в муниципальном образовании является администрация муниципального образования. Глава администрации муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, а также делегированных муниципальным собранием. Глава администрации входит в состав депутатов муниципального собрания и может председательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципального собрания (в этом случае глава администрации муниципального образования называется главой муниципального образования).

2 Отдельные государственные полномочия

 

Возможность осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Причем их реализации подконтрольна государству.3  

Федеральный закон, относя к ведению  муниципальных образований отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, повторяет положение Конституции о подконтрольности реализации этих полномочий государству. При этом вводятся еще две важные нормы: о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации и об определении условий и порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий также федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Тем самым, с одной стороны, создаются  правовые гарантии обязательности качественного  исполнения возложенных полномочий; с другой стороны, обеспечиваются гарантии для органов местного самоуправления от произвольного вмешательства в их деятельность государственных органов и должностных лиц.     

Отдельные государственные полномочия, которые могут находиться в ведении  муниципальных образований:

1)   в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования;

2)   в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования;

3)   в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности и др.;

4)   в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального  образования и др.,

5)   в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.4

 

Заключение

 

Любые права всегда неразрывно связаны  с определенными обязанностями  и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Для любых выборных должностей возможны два вида мандатов, передаваемых избирателями:

-Консультативный;

-Императивный.

Консультативный мандат, который узаконен для выборных должностей государственной  власти обоих уровней, характеризуется  тем, что депутат не обязан выполнять  обещания, данные в ходе избирательной  кампании, не обязан отчитываться в  ходе своей деятельности на государственном посту, не может быть досрочно отозван избирателями. 

Императивный мандат в свою очередь  делает более сложной и непосредственной зависимость депутата от избирателей, которая проявляется в том, что  депутат обязан выполнять наказы избирателей и свою предвыборную программу, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и, что самое главное, может быть досрочно отозван избирателями в случае неоправдания их доверия. 5Такой вид мандата наиболее полно отвечает идее местного самоуправления, поэтому все органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, что узаконено статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления”: “Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия перед населением определяется уставами муниципальных образований".

 

Список используемой литературы

 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28.08.95 г.

 

Научная литература

  1. «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» А.Н.Широков ред.-изд. центр «Муниципальная власть» М. 2000 г.
  2. «Муниципальное право Российской Федерации» О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев  «Юристъ» М. 2000 г.
  3. Четверикова JI. Правая рука не ведает. Проблемы определения компетенции местного самоуправления / JI. Четверикова // Муниципальная власть. 2001. - № 3. - С.8-10.

1 Конституция Российской Федерации

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28.08.95 г.

3 «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» А.Н.Широков ред.-изд. центр «Муниципальная власть» М. 2000 г.

4 «Муниципальное право Российской Федерации» О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев  «Юристъ» М. 2000 г.

5 Четверикова JI. Правая рука не ведает. Проблемы определения компетенции местного самоуправления / JI. Четверикова // Муниципальная власть. 2001. - № 3. - С.8-10.

Информация о работе Понятие и структура компетенции местного самоуправления