Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

До сих пор многие вопросы местного самоуправления остаются явно недостаточно разработанными не только в теоретической литературе, но и, что более существенно, в нормативных актах. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом отношении достаточно честно определить механизм реализации уже существующих правовых норм.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................2
Глава 1. Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления.......8-16
Глава 2. Организационные основы местного самоуправления................
1. Органы местного самоуправления и их акты.............................
Заключение.................................................................................................. 31-32
Список использованной литературы………………………………33-34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.70 Кб (Скачать файл)

Устав является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления. Правовое значение устава заключается  в ом, что он является правовым актом, которым городское, сельское, а также  иное население фиксирует свой статус муниципального образования, т.е. предметы ведения, права и обязанности  муниципального образования и компетенцию  органов местного самоуправления, обеспечивающего  осуществление местного самоуправления населением данного муниципального образования.

Важной особенностью Устава является его самодостаточность. Это  означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые  в практике местного самоуправления. Поэтому в Уставе следует конкретизировать основные законодательные нормы, имеющие  отношение к самоуправлению, а  при необходимости- цитировать и  собственно статьи законов, чтобы обращающийся к тексту Устава не был вынужден заниматься поиском других нормативных  актов.

Кроме того Устав муниципального образования должен быть достаточно стабильным, т. е. не меняться в течении  сравнительно долгого времени, что  в значительной мере способствовало бы стабильности взаимодействий на территории. Это должно обеспечиваться соответствующей  процедурой внесения дополнений и поправок, зафиксированной в тексте Устава.

Важнейшим требованием к  Уставу является наличие в нем  механизмов реализации положений и  норм, заложенных в нем, а также  в Федеральном законодательстве и законах субъекта Федерации. В  Уставе должны содержаться четкие нормы  прямого действия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона “ Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ “  устав муниципального образования  подлежит государственной регистрации  в порядке, устанавливаемом законом  субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Устав - это  своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь муниципального образования.

 

Глава III

 

 

Заключение

 

Итак, основываясь на исследованиях  известных государствоведов, на существующее законодательство и Конституцию  РФ, мы пришли к выводу, что совокупность организационных форм осуществления  местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления  местного самоуправления, через которые  население муниципального образования  реализует признаваемую и гарантируемую  Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.

Таким образом, на выбор организационных  форм местного самоуправления влияют ряд факторов:

  1. размеры муниципального образования;
  2. степень политической активности населения, уровень его правосознания;
  3. уровень политической структурированности общества, развитость местных политических партий, местных объединений (или отделений российских и региональных объединений); причем такие объединения могут создаваться не только по партийному признаку, но и в зависимости от наличия программы комплексного развития территории;
  4. готовность и способность населения к переменам, к восприятию и использования иного опыта; большая или меньшая степень консерватизма проявляется, например в использовании названий органов местного самоуправления, в попытках внедрения иной избирательной системы и т.п.;
  5. степенью сложности используемой системы это особенно четко проявляется при выборе типа избирательной системы: традиционно предпочтение отдается мажоритарной избирательной системе, как более простой;
  6. взаимоотношениями органов местного самоуправления и органов государственной власти; это проявляется, например, в том насколько учитывают органы государственной власти мнения и пожелания представителей органов местного самоуправления при разработке и принятии нормативных актов, регулирующих вопросы местного самоуправления;
  7. социальная структура населения муниципального образования, уровень благосостояния, возрастной состав и ряд других характеристик населения.

С понятием “организационные формы местного самоуправления”  тесно связано понятие “организационные основы местного самоуправления”. Термин “основы местного самоуправления”  является новым для российского  государствоведения. Впервые это  понятие введено в Федеральном  законе “Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” в  связи с необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления призваны обеспечить самостоятельность  деятельности населения по управлению местными делами, независимость и  невмешательство со стороны органов  государственной власти, создать  условия для эффективного решения  вопросов, возникающих на местном  уровне.

Организационные основы местного самоуправления можно определить как  совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного  народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

В данной работе сделана  попытка исследовать организационные  основы местного самоуправления с учетом специфики становления местного самоуправления. Сегодня законодательная  база самоуправления еще не завершена. Основной закон о местном самоуправлении должен сопровождаться шестнадцатью законами. А этих законов нет, за исключением  закона о финансовых основах местного самоуправления.

Говорить о реальном местном  самоуправлении в России, на наш  взгляд, пока еще рано: слишком низка  активность населения и частного капитала в решении местных вопросов, не проработаны современные технологии муниципального управления и, наконец, не определена мера ответственности  муниципальных органов власти, их компетенция и механизмы воздействия  на развитие экономики, финансовый потенциал  каждого региона как факторы  роста благосостояния людей.

Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ” тоже не решает целого ряда проблем. В нем  не заложена система деления территории на муниципальные образования (ими  могут называться любые поселения  граждан - город, район, села, деревня, станица). Неясен вопрос о распределении компетенции  по вертикали между самоуправлением  и государственными органами. Полномочия, передаваемые законом в компетенцию  местного самоуправления, не имеют  финансового обеспечения. Нет пока налоговых нормативов и стандартов формирования местного бюджета, а реальное самоуправление - это участие муниципальных  органов в управлении экономикой территорий.

Единообразная модель местного самоуправления, отделенного от государственной  власти и заменяющего ее, не получает развития в целом по России и, в  частности, в нашей Республике Саха (Якутия). И попытки единообразного понимания и реализации конституционной  модели местного самоуправления, которые  предпринимаются из центра, вызывают в обществе сомнения. Так как местное  самоуправление в Якутии, и местное  самоуправление в Москве, центральных регионах России, не может не различаться в силу особенностей этих территорий, экономического потенциала, масштабов регионов, ментальности населения. Ведь для России это совершенно новое дело, где всегда и во всем была главенствующая роль государства. Поэтому внедрение самоуправления в той мере, в какой оно должно соответствовать этому понятию по - настоящему, - процесс долгий и сложный.

 

Использованная  литература:

 

  1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2. С. 3-33.
  2. Авакьян С.А. Политический плю</

Информация о работе Понятие, атрибуты и критерии местного самоуправления