Понятие местного самоуправления и система его органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 12:29, реферат

Описание работы

1. Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Файлы: 1 файл

Местное самоуправление.docx

— 20.65 Кб (Скачать файл)

Статья 1. Понятие местного самоуправления и система его органов

     1. Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, – граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее – Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

     2. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.

     3. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, – Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, – Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, – Советы первичного уровня).

     Статья 2. Понятие местного управления и система его органов

     1. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее – исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

     2. Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее – исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, – местные администрации).

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней.

     К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы базового уровня). Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня.

     Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы (далее, если не указано иное, – исполкомы первичного уровня), местные администрации.

     Статья 3. Основные принципы местного управления и самоуправления

     Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

- законность;

- социальная справедливость;

- защита прав и законных интересов граждан;

- сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и --- самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

- единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

- разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

- выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

- ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

- обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

- самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.

     Статья 4. Правовая основа местного управления и самоуправления

Местное управление и самоуправление организуются и осуществляются на основе Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь

                                                                                  39 
     2. Местное управление как разновидность государственного управления обладает всеми его признаками: осуществляется государственными органами, носит исполнительно-распорядительный и государственно-властный характер и т.д. В то же время оно имеет и свои особенности. По Конституции Республики Беларусь (разд. V) и Закону «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление осуществляется в областях, г. Минске, городах, районах, в поселковых и сельских Советах. Иначе говоря, местное управление реализуется на местном уровне. Однако последнее отличается от государственного, которое также может осуществляться на местном уровне тем, что в процессе его осуществления решаются преимущественно вопросы местного значения.

               В соответствии со статьей 120 Конституции Республики Беларусь и статьей 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы местного значения решаются, исходя, в первую очередь, из общегосударственных интересов. Местное управление воплощается специальной системой органов управления, которая состоит из областных, районных, городских, поселковых, сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Все они — коллегиальные органы, имеют специфику образования.  Зависимость по горизонтали выражается в подотчетности соответствующему Совету депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции. По вертикали местные исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам. Такое положение подчеркивает определенную централизацию в местном управлении. Несмотря на это, местное управление больше децентрализовано и имеет немалую самостоятельность.

Самостоятельность определяется наличием у каждого уровня исполнительного комитета своей компетенции, масштаба деятельности, независимости в выборе форм и методов осуществления управления. Каждый исполнительный комитет сам определяет структуру и штаты своего аппарата, а также создаваемых им отделов и других подразделений, руководит ими и подведомственными организациями.

Местное управление реализуется как непосредственно исполнительными комитетами, так и через образуемые ими отделы и управления. Однако если исполнительные комитеты как органы обшей компетенции не подчинены республиканским органам, то их структурные подразделения (большая часть) находятся в таком подчинении. Республиканские органы государственного управления проводят через них свою политику на местах.

Местное управление - основной вид деятельности исполнительных комитетов. Наравне с ним исполкомы призваны организовывать выполнение решений вышестоящих государственных органов, в том числе и исходящих из центра, руководить гражданской обороной, обеспечивать исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы, т.е. осуществлять функции, не относящиеся к местному управлению.

Таким образом, местное управление — это государственная децентрализованная деятельность, осуществляемая на местном уровне специальной системой органов— местными исполнительными комитетами, в целях оперативного и практического решения вопросов местного значения, исходящая из интересов населения соответствующей территории и государственных интересов с учетом особенностей развития административно-территориальной единицы.

Специфическими чертами и особенностями местное управление приближается к самоуправлению, но по объему решаемых вопросов значительно превосходит его.

Местное самоуправление является одной из важных форм демократии. Чем шире оно развито, тем демократичнее общество и государство. Под местным самоуправлением следует понимать такую деятельность, которая осуществляется на местах (в рамках административно-территориальных и территориальных единиц) непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы (ст. 2 Закона РеспубликиБеларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»). Оно предназначено для решения без вмешательства государства вопросов не только местного значения, но и государственных вопросов по своему характеру менее значимых.

В идеале местное самоуправление должно носить общественный характер, т.е.  осуществляться непосредственно самим народом или избираемыми им представительными органами, не являющимися государственными органами. Важным признаком самоуправления является его децентрализация, которая проявляется в передаче управленческих функций (полномочий) общественности и осуществлении их независимо от центра. В то же время государству в лице своих органов необходимо иметь полномочия на осуществление надзора за соответствием самоуправления законодательству.

В Республике Беларусь местное самоуправление неоднородно. Оно осуществляется как непосредственно народом, общественностью (прямая демократия), так и государственными органами — Советами депутатов (представительная демократия). По распространенности и количеству решаемых вопросов представительная демократия превалирует над прямой демократией. Местные Советы депутатов избираются  гражданами,  проживающими  на  соответствующей территории, Советы являются государственными органами, призванными осуществлять государственную власть. Местное самоуправление в значительной мере независимо от государственного аппарата. Местные Советы, хотя и являются государственными органами, но в административном плане не подчинены центру ни по одному вопросу. Президент Республики Беларусь имеет право лишь приостанавливать их решения, не соответствующие   действующему   законодательству   (п. 26   ст. 84 Конституции). Они самостоятельны и независимы в решении любых вопросов, относящихся к их компетенции.

Местное территориальное самоуправление, осуществляемое основным его звеном — местными Советами депутатов, обладает основными признаками государственного управления: реализуется государственными органами (местными Советами), является государственно-властным, имеет правовой характер, содержит элементы (признаки) исполнительности и распорядительности. Исполнительность проявляется:

во-первых, в обеспечении выполнения законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, иных актов и решений вышестоящих государственных органов;

во-вторых, в проведении контроля за выполнением названных правовых актов всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на соответствующей территории;

в-третьих, в решении социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения.

Распорядительство осуществляется в регулировании отношений, возникающих по вопросам местного значения в соответствующей административно-территориальной единице.

 


Информация о работе Понятие местного самоуправления и система его органов