Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Примерная схема управления субъектом Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 10:41, контрольная работа

Описание работы

Россия является федеративным государством, в ее административно-территориальных единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Экономические, этнические, социальные, географические, климатические и иные особенности различных частей Российского государства обусловили использование сложной многоуровневой системы государственного устройства страны и очевидное разнообразие регуляторов общественных отношений в различных ее регионах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..
3
1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…...
5
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………
20
3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ…...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

КР гос власть субъектов (1).doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Челябинский  государственный университет»

(ФГБОУВПО  «ЧелГУ»)

Институт территориального развития

Факультет заочного и дистанционного обучения

Кафедра Государственного муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

 

На тему: «Особенности организации  государственной власти

 в субъектах Российской Федерации. 

Примерная схема управления субъектом Федерации»

 

 

 

 

Студент       

группы   

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…...

5

2. ОСОБЕННОСТИ  И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МЕЖДУ  СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………

20

3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ  ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ…...

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..

34

ПРИЛОЖЕНИЕ  А СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ  ОБЛАСТЬЮ……………………………………

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия является федеративным государством, в ее административно-территориальных  единицах – субъектах Российской Федерации – также действуют органы государственной власти. Экономические, этнические, социальные, географические, климатические и иные особенности различных частей Российского государства обусловили использование сложной многоуровневой системы государственного устройства страны и очевидное разнообразие регуляторов общественных отношений в различных ее регионах. Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование  организации государственной власти в Российской Федерации, входящих в  ее состав субъектов сталкивается со многими проблемами, к числу которых можно отнести и отсутствие необходимых по Конституции РФ процедур, и наличие пробелов в конституционном законодательстве, и дисбаланс отношений между федеральной законодательной, президентской и исполнительной властями, и рецидивы регионального сепаратизма, при которых отрицается верховенство Конституции и федерального законодательства на территории отдельных субъектов Федерации, и наконец, зачастую непрофессиональная законодательная деятельность субъектов РФ.

Многие современные  проблемы организации государственной власти в субъектах РФ обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства страны, в том числе и переходом от формальной федерации к фактической, распространением федеративных отношений на всю территорию государства — реформ, приведших к созданию двухуровневой модели организации государственной власти, при которой последняя реализуется как в Российской Федерации в целом, путем референдума, выборов, функционирования системы федеральных государственных институтов, так и в субъектах Федерации с использованием форм прямого народовластия, а также посредством деятельности образуемых субъектами РФ органов государственной власти. В этой связи представляет особую актуальность исследование проблем организации государственной власти  в субъектах Российской Федерации, правового положения субъектов РФ, разграничения компетенции между центром и регионами, конституционно-правового статуса органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ.

Цель работы – рассмотреть систему органов государственной власти субъектов РФ.

Задачи работы.

  1. Рассмотреть общие принципы деятельности, систему и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Определить особенности и проблемы взаимодействия органов государственной власти между субъектами Российской Федерации.
  3. Изучить схему управления Челябинской областью

Объект исследования – основополагающие характеристики конституционных основ органов  государственной власти субъектов  РФ.

Предмет исследования – система органов власти субъекта РФ.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили  работы таких авторов, как: М.В. Баглай, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, С.Ю. Наумова, В.А. Козбаненко и других.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРИНЦИПЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лучшее государственное  устройство 
для любого народа — это то, которое 
сохранило его как целое. 
М. Монтень /12, с.149 /

 

По мнению Атаманчук  Г.В. государственное управление представляет собой целенаправленное, системно-организованное, практически-преобразующее воздействие  на процессы, отношения и явления  в обществе, на сознание, поведение и деятельность людей, придающее объекту управления необходимую динамику и социально ориентированный характер /8,с. 3/.

В мире насчитывается 24 федеративных государства, включая  Швейцарскую Конфедерацию. Наибольшее число федераций в Европе –  семь. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В состав Российской Федерации с 1 марта 2008 года входят 83 субъекта РФ, в том числе 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 4 автономных округа. По сравнению с другими государствами, имеющими федеративную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число субъектов (например, в Танзании – 2 субъекта, в Эфиопии – 9, в Индии – 25, в ФРГ – 16 земель, в Канаде – 10, в Мексике – 31, в состав же США наряду с 50 штатами входят федеральный округ Колумбия, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико, некоторые другие островные территории, не имеющие статуса штата) /24, с. 124/.

По мнению В.М. Баглай, федеративный характер Российского государства предполагает, что государственную власть в нем осуществляют как федеральные органы, так и органы субъектов Федерации /9, с. 710/. Между этими уровнями государственной власти существует тесная связь и взаимодействие, обеспечивающие единство государственной власти в Российской Федерации /9, с.710/.

В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации (далее Конституция), единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (абз.1), осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.2). Таким образом, органы государственной власти – один из способов осуществления народом Российской Федерации своего конституционного права на власть, которое гарантируется правовой системой Российской Федерации, а также ее субъектов, ответственностью органов государственной власти и государственных должностных лиц /1/.

Основанием  для создания и действия органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации служит ст.11 Конституции, где сказано, что государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти (абз.2). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта федерации (прокуратура, федеральные суды и др.) не входят в систему органов государственной власти субъектов федерации, хоть и взаимодействуют с ней /12, с.155/.

В соответствии со ст.77 Конституции система органов  государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (абз.1).

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации /15, с.23/.

Согласно Конституции  РФ деятельность органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) государственная  и территориальная целостность  Российской Федерации;

2) распространение  суверенитета Российской Федерации  на всю ее территорию;

3) верховенство  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории  Российской Федерации;

4) единство системы  государственной власти;

5) разделение  государственной власти на законодательную,  исполнительную и судебную в  целях обеспечения сбалансированности  полномочий и исключения сосредоточения  всех полномочий или большей  их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

6) разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации;

7) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

8) самостоятельное  осуществление своих полномочий  органами местного самоуправления /9, с. 713/.

Полномочия  органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти акты.

Систему органов  государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ / 17, с.304/.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может  быть установлена должность высшего  должностного лица субъекта РФ.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик и уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности /16, с. 247/.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации /18, с. 30/. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации /15, .23/.

 Большинство  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты /16, с.248/.

Информация о работе Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Примерная схема управления субъектом Федерации