Необходимость местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:24, сочинение

Описание работы

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

Файлы: 1 файл

Эссе на тему необходимость МСУ.docx

— 22.45 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»


 

Кафедра УП-1

ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«Система государственного и муниципального управления»

Тема  работы: «Необходимость местного самоуправления»

 

 

 

 

 

               Выполнила: 
               студентка 3 курса 
               группы  УП-1 1002 вс

               Мачулина Е.Е.

               Проверил:

               Орешин В.П.

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное  представление об организации жизнедеятельности  общества и государства, которое  естественно предполагает различные  подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением  понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой  конституционного строя страны;

б) правом населения на самостоятельное решение  вопросов местного значения;

в) формой народовластия.

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение  прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном  самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в  статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение  власти народа составляет одну из основ  конституционного строя Российской Федерации».

Рассмотрим местное самоуправление как неотъемлемую часть гражданского общества. Местное самоуправление представляет собой важнейшую форму народовластия, это непосредственное выражение  власти народа, которое составляет одну из основ конституционного строя  демократического государства. Местная  власть максимально приближена к  населению, затрагивает интересы каждого  человека, решает большинство его  повседневных проблем. Как писал  А. Солженицын, “повседневная реальная жизнь людей зависит – на 4/5 или больше – не от общегосударственных  событий, а от событий местных, и  поэтому – от местного самоуправления, направляющего ход жизни в  округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через  эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия”.

Местное самоуправление следует рассматривать  как неотъемлемую часть гражданского общества. Местное самоуправление представляет собой важнейшую форму народовластия, это непосредственное выражение  власти народа, которое составляет одну из основ конституционного строя  демократического государства. Местная  власть максимально приближена к  населению, затрагивает интересы каждого  человека, решает большинство его  повседневных проблем. Как писал  А. Солженицын, “повседневная реальная жизнь людей зависит – на 4/5 или больше – не от общегосударственных  событий, а от событий местных, и  поэтому – от местного самоуправления, направляющего ход жизни в  округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через  эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность  участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой  порядок есть демократия”.

Местное самоуправление, являясь уровнем  публичной власти, по своей природе  и сущности одновременно выступает  и формой самоорганизации граждан. Оно является мощным катализатором  формирования гражданского общества, поскольку сознательное участие  граждан и процессе создания достойных  условий жизни на определенной территории способствует формированию у них  ответственности за решение местных  проблем; тем самым повышает их общую  социальную и гражданскую активность, Кроме того, развитое, с традициями местное самоуправление сможет противодействовать возможному откату назад к авторитаризму, установлению сбалансированного соотношения  между государством и гражданином.

К сожалению, российская действительность не полностью соответствует духу конституционной модели местного самоуправлении. Однако реализация на практике именно этой модели могла бы стать социальной основой становления гражданского общества. К основным направлениям участия местного самоуправления в  развитии гражданского общества можно  отнести вовлечение граждан через  взаимодействие с органами местного самоуправления в процессы принятия управленческих решений органов власти, создания реальных механизмов контроля населения за деятельностью органов местного самоуправления, инициативная самоорганизация граждан для решения вопросов местного значения.

Я считаю, что неурегулированность взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления относится сегодня к числу наиболее острых проблем в формировании государственного устройства России.

Одним из основных факторов, препятствующих, на мой взгляд, формированию в Российской Федерации эффективной системы  местного самоуправления, является отсутствие у населения традиций самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.

Другой вопрос, о котором нельзя не говорить,– это необходимость  конкретизации конституционного статуса  органов местного самоуправления. Несомненно, местное самоуправление является одной из важнейших основ современной российской государственности, поскольку наряду с государственной властью является одной из разновидностей публичной власти и позволяет эффективно, а главное, оперативно решать широкий спектр вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения. К сожалению, в России получило распространение отношение к местной власти как к чужеродному элементу в системе власти Российского государства. В первую очередь это связано с пониманием статьи 12 Конституции РФ, установившей, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Абсолютизация данной нормы, рассмотрение ее в отрыве от иных конституционных положений искажает представление о местном самоуправлении и его месте в системе власти, прежде всего публичной.

Противопоставление институтов власти государственной и местного самоуправления противоречит, на мой взгляд, самой природе публичной власти, органы каждой из которых получают полномочия от населения, выражают интересы населения соответствующей территория и обладают собственной компетенцией, установленной в законодательном порядке. В случае устранения местных органов управления из системы публичной власти, с одной стороны, невозможным станет эффективное проведение федеральной и региональной политики реализации социально-экономических, экологических и других программ. С другой стороны, принцип полной независимости органов местного самоуправления может губительно воздействовать на значительную часть муниципальных образований, т. к. большинство из них по объективным причинам – прежде всего из-за недостаточности средств в местных бюджетах, отсутствия должного количества квалифицированных административных кадров и т. д. – не в состоянии будут осуществлять не только переданные им отдельные государственные полномочия, но и решать ряд вопросов местного значения. Это означает, что федеральный законодатель должен найти разумный баланс между обеспечением организационной самостоятельности органов местного самоуправления и возможностью эффективного осуществления государственной политики на всех уровнях публичной власти.

Другой, не менее важной проблемой  в области местного самоуправления является проблема определения компетенции  органов местного самоуправления. Данную проблему необходимо рассматривать о контексте распределения компетенции между всеми уровнями публичной власти в России. Эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения обязанностей между всеми уровнями управления.

Другая проблема отечественного местного самоуправления порождена общим нестабильным состоянием российской экономики. Бюджетный дефицит, характерный для всех уровней территориального управления в государстве, особенно болезненно сказывается на состоянии МСУ. Именно на местах продолжает остро ощущаться отсутствие необходимых финансовых и материальных средств для решения насущных вопросов повседневной жизни людей. Ни для кого не секрет, что сегодня местное самоуправление в нашей стране находится в полунищенском состоянии, в положении “бедного родственника”. В настоящее время общая доля собственных доходов местных бюджетов в среднем по стране составляет не более 10%. Всю остальную часть составляют бюджетные субсидии от субъектов РФ.

Серьезные пробелы существуют в  налоговом законодательстве. Мало того, что вступление в силу второй части  Налогового кодекса РФ довольно существенно  ограничило и без того скудные  налоговые доходы муниципальных  образований, но и по сей день не установлены твердые долгосрочные нормативы отчисления от федеральных  налогов в местные бюджета. Фактически сложилась порочная практика, когда  муниципальным образованиям выгоднее существовать на бюджетные субсидии и субвенции из региональных бюджетов, нежели создавать условия для  роста экономической деятельности на их собственной территории.

Ситуацию усугубляет и несовершенство законодательства о социальной защите населения, которое без учета  реальных возможностей местных бюджетов возложило на них обязанности  по обеспечению свыше 80 льгот более  чем 30 категориям граждан. А также  тот факт, что органы государственной  власти не компенсируют органам местного самоуправления затраты, понесенные последними в процессе выполнения возложенных из них отдельных государственных полномочий. Из системы межбюджетного перераспределения, на наш взгляд, необходимо исключить субъективизм. Полагаю, что настало время коренным образом реформировать весь комплекс законодательства, определяющий финансово-экономическую основу местного самоуправления России, и прежде всего, необходимо подвергнуть тщательному анализу действующее бюджетное и налоговое законодательство. На федеральном уровне необходимо определить минимальные государственные стандарты в области формирования местных бюджетов, пересмотреть систему регулирования межбюджетных отношений и твердо установить нормативы отчислений в местные бюджеты части региональных и федеральных налогов.

Говоря о необходимости местного самоуправления, мы должны понимать, что его укрепление и развитие не произойдет без развития механизмов контроля – и со стороны государства, и общества – за деятельностью органов местного самоуправления.

Понятно, что на федеральном уровне всегда присутствует желание представить  местное самоуправление в виде простых и понятных проблем управленческих структур, поскольку процессы включения населения в муниципальную деятельность, разработка механизмов реального влияния на решения, принимаемые органами местного самоуправления, очень сложные. Но от этого необходимость решения проблемы не становится меньше.

Мы должны осознавать, что эффективность  реализации конституционного права  населения на осуществление местного самоуправления во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления.

Поэтому не только институты государственной  власти, но и политические и общественные организации должны способствовать развитию гражданской ответственности  и самостоятельности населения, формированию человека нового типа –  гражданина с определенной степенью культуры и правосознания, способного не только влиять на власть, но и участвовать  в управлении.


Информация о работе Необходимость местного самоуправления