Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

39

права. Закон установил, что ограничения  пассивного избирательного

права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием

на определенной территории Российской Федерации, могут устанав-

ливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным зако-

ном, законом субъекта РФ продолжительности  и срока постоянного

или преимущественного проживания гражданина Российской Федера-

ции на территории субъекта РФ, муниципального образования в  каче-

стве основания для  приобретения пассивного избирательного права

указанным Законом не допускалось.

Вместе с тем указанный  Закон предусматривал, что законами субъ-

ектов РФ могут устанавливаться  дополнительные условия реализации

гражданином Российской Федерации пассивного избирательного пра-

ва, связанные с достижением  гражданином определенного возраста.

Согласно данному Закону устанавливаемый минимальный возраст

кандидата не мог превышать 21 года на выборах в органы местного

самоуправления. При этом установление максимального возраста кан-

дидата Законом не допускалось.

Указанный Закон также ввел норму  о том, что в списки избирате-

лей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с

международными договорами Российской Федерации и соответству-

ющими им федеральными законами, законами субъектов РФ включа-

ются иностранные граждане, достигшие  возраста 18 лет, постоянно

или преимущественно проживающие на территории муниципального

образования, в котором проводятся указанные выборы.

По-новому решался вопрос об избирателях, являющихся военно-

служащими. Согласно указанному Закону, военнослужащие, прохо-

дящие военную службу по призыву  в воинских частях, военных орга-

низациях и учреждениях, которые  расположены на территории соот-

ветствующего муниципального образования, если эти военнослужа-

щие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно

не проживали на территории данного  муниципального образования,

при проведении выборов в органы местного самоуправления не вклю-

чаются в списки избирателей  и не учитываются при определении  чис-

ла избирателей на указанных выборах.

Для современного этапа развития законодательства о муниципаль-

ных выборах характерно__следующее:

40

— совершенствование федеральной  системы правовых гарантий,

призванных обеспечить периодичность  и обязательность проведения

демократичных и свободных муниципальных  выборов, их открытость

и гласность, подлинность  их результатов;

— оптимизация времени  и сроков проведения избирательных  кам-

паний в муниципальных образованиях;

— увеличение объема правового регулирования  организации про-

ведения муниципальных выборов  на федеральном уровне в целях

обеспечения единых избирательных  стандартов и принципов;

— стремление ряда субъектов РФ кодифицировать избирательное

законодательство, включая и законодательство о муниципальных вы-

борах.

Необходимо также отметить, что  развитие избирательного законо-

дательства в Российской Федерации  свидетельствует, что законода-

тель придает важное значение повышению  роли политических партий

в избирательном процессе. Это прежде всего находит отражение в

правовом регулировании порядка  выдвижения кандидатов на выборах

в федеральные органы государственной  власти и в представительные

(законодательные) органы государственной  власти субъектов РФ. Эта

тенденция в целом прослеживается и в правовом регулировании му-

ниципальных выборов. Однако надо учитывать, что специфика муни-

ципальных выборов предполагает участие в них не только политиче-

ских партий, но и различных  местных общественных объединений

граждан. И эта проблема также находит свое отражение  в развитии

законодательства о  муниципальных выборах, хотя и нуждается, на

наш взгляд, в большем  внимании федерального законодателя.

Правовое  регулирование муниципальных выборов  осуществ-

ляется  на всех уровнях публичной власти в государстве: феде-

ральном, субъектов Федерации и муниципальном. Кроме того,

необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправле-

ния, принципов его организации и деятельности, формирования орга-

нов местного самоуправления составляют также общепризнанные

принципы и нормы  международного права, определяющие междуна-

родные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения

демократического избирательного процесса1, учитываемые в практике

правого регулирования муниципальных  выборов.

41

2. На федеральном  уровне правового регулирования  закрепля-

ются основные принципы организации и проведения муници-

пальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Рос-

сийской Федерации конституционного права на участие в выборах

органов и должностных лиц местного самоуправления. Конституци-

онное право граждан избирать и  быть избранными в органы местного

самоуправления (ст. 32 Конституции  РФ) получает свое развитие и

конкретизацию в системе федеральных  гарантий его осуществления,

закрепляемой рамочным Федеральным  законом и Федеральным зако-

ном «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской

Федерации избирать и  быть избранными в органы местного само-

управления» (далее —  Закон об обеспечении прав граждан  Россий-

ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са-

моуправления).

Рамочный Федеральный  закон закрепляет с учетом международ-

ных избирательных стандартов гарантии прав граждан: а) на назначе-

ние муниципальных выборов; б) при регистрации (учете) избирателей,

составлении списков  избирателей, образовании избирательных  окру-

гов и участков; в) при  выдвижение и регистрации кандидатов; г) на

получение и распространение  информации о муниципальных выбо-

рах, на ведение предвыборной агитации; д) при организации и  осу-

ществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установле-

нии результатов муниципальных  выборов; е) на обжалование наруше-

ний избирательных прав граждан. Кроме того, данный Федеральный

закон определяет порядок  формирования и статус избирательных  ко-

миссий, организующих и  проводящих муниципальные выборы; поря-

док и принципы финансирования муниципальных выборов, о также

ответственность за нарушение  законодательства о выборах. В рамоч-

ном Федеральном законе содержатся определения основных понятий,

используемых избирательным  законодательством при регулировании

отношений, возникающих  в процессе организации и осуществлении

муниципальных выборов.

Рамочный Федеральный закон, определяя законодательную основу

организации и проведения выборов, закрепляет порядок применения

законодательства в  ситуациях, когда в период избирательной  кампа-

нии принимается закон, положения которого определяют порядок

42

подготовки и проведения муниципальных выборов, либо когда в ука-

занный период в соответствующий  закон вносятся изменения, касаю-

щиеся порядка подготовки и проведения муниципальных выборов. В

этих случаях указанные  закон и изменения применяются  к муници-

пальным выборам, которые назначены после их вступления в силу.

Рамочный Федеральный  закон регулирует также вопросы, связан-

ные с ситуацией, когда  законодательная база организации  и проведе-

ния муниципальных выборов, формируемая субъектами РФ, в силу

разных причин оказывается недостаточной для осуществления тех или

иных избирательных  действий. Так, если срок полномочий органа

местного самоуправления истек или полномочия были досрочно пре-

кращены, а соответствующий  закон субъекта РФ о выборах отсут-

ствует либо положение (положения) закона субъекта РФ не может

быть применено (не могут  быть применены) вследствие признания  его

судом недействующим  и не подлежащим применению, выборы в ор-

ган местного самоуправления в части положения (положений) закона

субъекта РФ, признанного судом недействующим и не подлежащим

применению, проводятся соответствующей избирательной  комиссией

на основе рамочного  Федерального закона, иных федеральных  зако-

нов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федера-

ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления,

а в случае, если имеющаяся  правовая база недостаточна, в части, не

урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ.

Вместе с тем надо учитывать, что имеется специальный  Закон об

обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации

избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Он

применяется в целях  защиты названных прав в части, не урегулиро-

ванной законами субъектов  РФ и нормативными правовыми актами

органов местного самоуправления.

Указанный Закон применяется  в случаях, если:

а) законодательным (представительным) органом субъекта РФ не

принят закон, устанавливающий  порядок проведения муниципальных

выборов;

б) представительным органом  местного самоуправления или на

местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в) в муниципальном  образовании отсутствует выборный предста-

43

вительный орган местного самоуправления;

г) полномочия органов  местного самоуправления осуществляются

должностными лицами, назначенными органами государственной

власти;

д) законом субъекта РФ не установлен порядок образования, объ-

единения, преобразования и упразднения муниципальных  образова-

ний;

е) истекли сроки полномочий выборных органов местного само-

управления и должностных лиц  местного самоуправления;

ж) выборы депутатов представительных органов местного само-

управления или выборных должностных  лиц местного самоуправле-

ния, в том числе повторные  или досрочные, не назначены уполномо-

ченным органом или должностным  лицом в установленные сроки;

з) отсутствуют органы или должностные  лица, уполномоченные

назначить выборы депутатов представительных органов местного са-

моуправления и выборных должностных  лиц местного самоуправле-

ния;

и) муниципальные образования упразднены, объединены или пре-

образованы в порядке, противоречащем законодательству, либо фак-

тически перестали исполнять свои полномочия;

к) в нарушение законодательства не реализуются конституционные

права граждан, проживающих на территории муниципального образо-

вания, избирать и быть избранными в органы местного самоуправле-

ния муниципального образования (ст. 1).

Необходимо отметить, что данный Закон имел особое значение в

период становления  и развития местного самоуправления, осуществ-

ляемого на основе Конституции  РФ и Закона об общих принципах ор-

ганизации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г.,

когда в ряде субъектов  РФ отсутствовала необходимая законодатель-

ная основа местного самоуправления, а во многих муниципальных

образованиях — представительные органы местного самоуправления

(распущенные в октябре  1993 г., но так и не избранные  вновь в силу

разных обстоятельств  к этому времени), а также уставы, в которых

должна была устанавливаться  структура органов местного самоуправ-

ления, срок их полномочий, численный состав и т. д.

В последующие годы роль этого Закона в правовом регулировании

44

муниципальных выборов в целом  снизилась в силу развития соответ-

ствующей законодательной базы местного самоуправления, необхо-

димого организационно-правового  оформления статуса муниципаль-

ных образований и т. п. Кроме  того, была расширена система гарантий

избирательных прав граждан (включая  гарантии прав избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления), закрепляемая ра-

мочным Федеральным законом. Так, ст. 83 указанного Закона уста-

навливает дополнительные гарантии осуществления  соответствующих

избирательных действий в муниципальном  образовании в тех случаях,

когда в нем отсутствует глава  местной администрации и уставом  му-

ниципального образования не определено лицо, уполномоченное со-

вершать указанные действия.

Вместе с тем, учитывая проводимую в настоящее время реформу

местного самоуправления на основе Закона об общих принципах ор-

ганизации местного самоуправления в  Российской Федерации 2003 г.,

когда осуществляется коренная перестройка организационно-

территориальной структуры  местного самоуправления (что уже  при-

вело к значительному  увеличению числа муниципальных  образований

в Российской Федерации), обновляется законодательство о  местном

самоуправлении (в том числе и избирательное законодательство) на

уровне субъектов РФ, принимаются новые уставы муниципальных

образований, устанавливающие  новую структуру органов местного

самоуправления, значение указанного Закона не следует недооцени-

вать.

Ряд положений, касающихся организации и проведения муници-

пальных выборов, содержит Закон об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.: о назначе-

нии муниципальных выборов  представительным органом муници-

Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления