Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальные выборы в системе

местного самоуправления

§ 1. Понятие и  виды муниципальных выборов

Муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом

высшим непосредственным выражением воли населения муниципаль-

ных образований, занимают особое место в системе местного само-

управления. Посредством муниципальных  выборов граждане опреде-

ляют тех, кто наиболее подготовлен  для осуществления функций

местного самоуправления в качестве их представителей в выборных

органах местного самоуправления. Муниципальные выборы — это акт

самоуправления, который основывается на социальной активности

населения, осознании им своей ответственности  за управление мест-

ными делами. Поэтому участие  населения в избирательном процессе

является для них одновременно своеобразной школой самоуправле-

ния: граждане, знакомясь в процессе избирательной кампании с про-

граммами кандидатов, имеют возможность  на встрече с ними выска-

зать свои предложения и пожелания, обратить внимание на проблемы,

которые требуют своего разрешения органами местного самоуправле-

ния. Муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор

лучших представителей населения  в органы местного самоуправле-

ния, но и давать возможность населению  в процессе избирательной

кампании оценивать  деятельность органов и должностных лиц мест-

ного самоуправления, определять пути и способы улучшения  их рабо-

ты. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в

относительно небольших  поселениях, где кандидатами являются

граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о

которых они говорят  на встречах с избирателями, им близки и понят-

ны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образова-

ния.

28

Какие же органы и должностные  лица местного самоуправления

избираются непосредственно  населением? Этот вопрос решается в

уставе муниципального образования, закрепляющем в соответствии с

требованиями Закона об общих принципах организации  местного са-

моуправления в Российской Федерации 2003 г. структуру органов

местного самоуправления, которая определяет выборные (и формиру-

емые иным способом) органы и должностные лица местного само-

управления. Как уже  отмечалось, в перечень выборных органов  мест-

ного самоуправления обязательно включаются: 1) представительный

орган; 2) глава муниципального образования. Кроме того, уставом му-

ниципального образования  могут быть предусмотрены также  выборы

непосредственно населением иных органов и должностных лиц, вхо-

дящих в структуру  органов местного самоуправления, в  частности,

контрольного органа муниципального образования.

Таким образом, муниципальные выборы проводятся:

во-первых, в целях формирования представительного органа му-

ниципального образования  и иных выборных органов (контрольного и

др.);

во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и

иных выборных должностных  лиц местного самоуправления.

1.Представительный  орган муниципального образования со-

стоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе

всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голо-

совании.

Вместе с тем Закон об общих принципах организации местного са-

моуправления в Российской Федерации 2003 г. предусматривает, что:

а) представительный орган  поселения не формируется, если чис-

ленность жителей поселения, обладающих избирательным правом,

составляет менее 100 человек (в этом случае полномочия представи-

тельного органа осуществляются сходом граждан);

б) представительный орган  муниципального района может форми-

роваться следующим  способом:

во-первых, он может избираться на муниципальных выборах на ос-

нове всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном

голосовании. Однако при  этом число депутатов, избираемых от одно-

го поселения, не может  превышать две пятых от установленной  чис-

29

ленности представительного  органа муниципального района;

во-вторых, представительный орган муниципального района может

состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального райо-

на, и из депутатов  представительных органов указанных  поселений,

избираемых представительными  органами поселений из своего соста-

ва в соответствии с равной, независимо от численности  населения по-

селения, нормой представительства, определяемой ст. 35 Закона об

общих принципах организации  местного самоуправления в Россий-

ской Федерации 2003 г.

Численность депутатов  представительного органа муниципального

района определяется уставом муниципального района и  не может

быть менее 15 человек.

Численность депутатов  представительного органа поселения (в том

числе городского округа) определяется уставом муниципального об-

разования и не может быть менее 7 человек при численности населе-

ния менее 1 тыс., 10 человек  — при численности от 1 тыс. до 10 тыс.,

15 человек — при  численности от 10 тыс. до 30 тыс., 20 человек —

при численности от 30 тыс. до 100 тыс., 25 человек — при  численно-

сти населения от 100 тыс. до 500 тыс. и 35 человек — при численно-

сти свыше 500 тыс.

Численность депутатов представительного  органа внутригородской

территории города федерального значения определяется уставом му-

ниципального образования и  не может быть менее 10 человек.

Представительный орган муниципального образования может осу-

ществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей

от установленной численности  депутатов. Депутаты представительно-

го органа муниципального образования  осуществляют свои полномо-

чия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе мо-

гут работать не более 10% депутатов  от установленной численности

представительного органа муниципального образования, а если чис-

ленность представительного органа муниципального образования со-

ставляет менее 10 человек, — 1 депутат.

2. Иные выборные органы  местного самоуправления, форми-

руемые на муниципальных  выборах. Наличие иных выборных ор-

ганов в структуре' органов местного самоуправления (наряду с пред-

ставительным органом муниципального образования) возможно, но не

30

обязательно: этот вопрос решается в  уставе муниципального образо-

вания, который принимается представительным органом (в поселени-

ях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, ме-

нее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан).

Так, например, уставом  муниципального образования может  быть

предусмотрено формирование контрольного органа муниципально-

го образования, который, однако, согласно ст. 38 Закона об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-

дерации 2003 г. может формироваться  как на муниципальных выбо-

рах, так и представительным органом  муниципального образования в

соответствии с его уставом.

3. Глава муниципального  образования. Это высшее должностное

лицо муниципального образования, наличие которого в структуре  ор-

ганов местного самоуправления является обязательным: в соответ-

ствии с уставом муниципального образования он избирается либо на

муниципальных выборах, либо представительным органом муници-

пального образования из своего состава.

4. Иные выборные должностные  лица местного самоуправле-

ния, избираемые непосредственно  населением. Закон об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-

дерации 2003 г. не определяет, какие именно выборные должностные

лица местного самоуправления (кроме  главы муниципального образо-

вания) могут быть предусмотрены  уставом муниципального образова-

ния в структуре его органов. Можно отметить, что Указ Президента

РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «О поэтапном формировании муници-

пальных органов охраны общественного порядка» рекомендовал

предусматривать в уставах  муниципальных образований выборность

населением руководителей  указанных органов. Однако до сих  пор

данные органы (муниципальная  милиция) не сформированы, ибо от-

сутствует федеральный  закон, определяющий организацию и  деятель-

ность муниципальной  милиции. Возможно избрание непосредственно

населением заместителя  главы муниципального образования, избира-

емого вместе с главой муниципального образования (это предусмат-

ривает, в частности, законодательство Еврейской автономной обла-

сти).

Таким образом, под муниципальными выборами понимаются вы-

31

боры депутатов (членов) представительных и иных выборных органов

местного самоуправления, а также глав муниципальных образований

и иных выборных должностных  лиц местного самоуправления, осу-

ществляемые на основе всеобщего  равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании. Другими словами, муниципальные

выборы —  это форма прямого волеизъявления жителей муници-

пального образования, осуществляемого в соответствии с Консти-

туцией Российской Федерации, законами субъектов Российской

Федерации и  уставами муниципальных образований  в целях

формирования  выборных органов местного самоуправления и

(или) наделения  полномочиями выборных должностных  лиц

местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходи-

мо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно под-

разделить на очередные  и досрочные выборы.

Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока пол-

номочий органа или должностного лица местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного са-

моуправления, выборного  должностного лица местного самоуправле-

ния определяется уставом муниципального образования и не может

быть менее двух и  более пяти лет. Полномочия депутата, члена вы-

борного органа местного самоуправления начинаются со дня его  из-

брания и прекращаются со дня начала работы выборного органа мест-

ного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного долж-

ностного лица местного самоуправления начинаются со дня его

вступления в должность  и прекращаются в день вступления в долж-

ность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Согласно ст. 8 рамочного Федерального закона установлены еди-

ные дни окончания  срока, на который избираются и органы государ-

ственной власти субъектов  РФ, и органы местного самоуправления, и

депутаты указанных  органов. Изменение (продление или  сокращение)

срока полномочий действующих выборных органов и должностных

лиц местного самоуправления согласно указанному Закону не допус-

кается (исключение из этого  правила установлено п. 6 и 9 ст. 81' Зако-

на). Норма об изменении (продлении или сокращении) установленно-

го уставом муниципального образования срока, на который избирают-

32

ся органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полно-

мочий органа местного самоуправления, депутатов может применять-

ся только к органам  и депутатам, избранным на выборах, назначенных

после вступления в силу такой нормы.

Досрочные муниципальные  выборы проводятся в случаях до-

срочного прекращения  полномочий выборных органов и должностных

лиц местного самоуправления.

Так, полномочия представительного  органа местного самоуправле-

ния согласно Закону об общих принципах организации местного са-

моуправления в Российской Федерации 2003 г. могут быть прекраще-

ны досрочно законом  субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и

по основаниям, предусмотренным  ст. 73 указанного Закона (ответ-

ственность представительного органа муниципального образования

перед государством). Полномочия представительного органа муници-

пального образования  могут быть также прекращены: а) в  случае при-

нятия указанным органом  в порядке, установленном в уставе муници-

пального образования, решения о самороспуске; б) в случае вступле-

ния в силу решения  соответственно верховного суда республики, края,

области, города федерального значения, автономной области, авто-

номного округа о неправомочности  данного состава депутатов пред-

ставительного органа муниципального образования, в том числе в  свя-

зи со сложением депутатами своих  полномочий; в) в случае преобра-

зования муниципального образования (объединение или разделение

муниципальных образований и т. д.).

Полномочия главы муниципального образования прекращаются

досрочно в случае: а) его смерти; б) отставки по собственному же-

ланию; в) отрешения от должности  в соответствии со ст. 74 Закона об

общих принципах организации местного самоуправления в Россий-

ской Федерации 2003 г.; г) признания судом недееспособным или

ограниченно дееспособным; д) признания судом безвестно  отсут-

ствующим или объявления умершим; е) вступления в отношении

его в законную силу обвинительного приговора суда; ж) выезда за

пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; з)

прекращения гражданства  Российской Федерации, прекращения  граж-

данства иностранного государства  — участника международного до-

говора Российской Федерации, в соответствии с которым иностран-

Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления