Муниципальные правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:38, доклад

Описание работы

Если глава муниципального образования является главой местной администрации, он в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Файлы: 1 файл

Муниципальные правовые акты.docx

— 22.99 Кб (Скачать файл)

Муниципальные правовые акты

Важной новеллой Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются закрепленные в статье 7 требования, предъявляемые  ко всем муниципальным правовым актам. К их числу Закон относит следующие  правовые предписания:

— они принимаются населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения;

— по вопросам осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, они могут  приниматься на основании и во исполнение положений, установленных  соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации;

— они подлежат обязательному  исполнению на всей территории муниципального образования;

— за их неисполнение граждане, руководители организаций, должностные  лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

— они не должны противоречить  Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным  правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам  субъектов Российской Федерации;

— если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон  или иной нормативный правовой акт  Российской Федерации либо закон  или иной нормативный правовой акт  субъек!а России по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

Кроме того, в статье 46 названного Закона определяются субъекты правотворческой  инициативы — обладающие правом на внесение в представительный орган  муниципального образования проектов муниципальных правовых актов: депутаты; глава муниципального образования; иные выборные органы местного самоуправления; глава местной администрации; органы территориального общественного самоуправления; инициативные группы граждан, а также  иные такого рода субъекты, указанные  в уставе муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним  документов устанавливаются нормативным  правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные  проекты.

В статье 47 рассматриваемого Закона устанавливаются обязательные требования по вопросам вступления в  силу муниципальных правовых актов. Речь, в частности, идет об императивных нормах, согласно которым:

— муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном  уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;

— муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования);

— порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом  муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных  правовых актов или их отдельных  положений, содержащих сведения, распространение  которых ограничено федеральным  законом.

В статье 48 Закона регламентируется порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия. Обязательными являются требования, в соответствии с которыми муниципальные  правовые акты могут быть отменены или их действие приостановлено:

— органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий  муниципальный правовой акт;

— судом;

— уполномоченным органом  государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 43 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных  правовых актов входят:

1) устав муниципального  образования;

2) правовые акты, принятые  на местном референдуме (сходе  граждан), нормативные и иные правовые  акты представительного органа  муниципального образования;

3) правовые акты главы  муниципального образования, постановления  и распоряжения главы местной  администрации, иных органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных  уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования  и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном  референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в  системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются  на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В статье 44 Закона определяются императивные для всех такого рода уставов требования. В них в  обязательном порядке должны быть отражены следующие вопросы:

1) наименование муниципального  образования;

2) перечень вопросов местного  значения;

3) формы, порядок и гарантии  участия населения в решении  вопросов местного значения, в  том числе путем образования  органов территориального общественного  самоуправления;

4) структура и порядок  формирования органов местного  самоуправления;

5) наименования и полномочия  выборных и иных органов местного  самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования  (обнародования) и вступления  в силу муниципальных правовых  актов;

7) срок полномочий представительного  органа муниципального образования,  депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного  самоуправления, а также основания  и порядок прекращения полномочий  указанных органов и лиц;

8) виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, основания наступления  этой ответственности и порядок  решения соответствующих вопросов, в том числе основания и  порядок отзыва населением выборных  должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий  выборных органов местного самоуправления  и выборных должностных лиц  местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного  бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений  и дополнений в устав муниципального  образования.

Перечень обозначенных вопросов не является исчерпывающим, поскольку  согласно пункту 2 той же статьи уставом  муниципального образования могут  регулироваться иные вопросы организации  местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  принимаются большинством в 2/3 голосов  от установленной численности депутатов  представительного органа муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

Исходя из демократических  начал организации местного самоуправления в пункте 4 ст. 44 указанного Федерального закона закреплена императивная норма  о том, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии или внесении в него изменений и дополнений, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным указанием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава и указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав подлежат государственной  регистрации в органах юстиции  в порядке, установленном федеральным  законом.

Исчерпывающими основаниями  для отказа в государственной  регистрации устава муниципального образования, муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования  могут быть:

1) противоречие устава  Конституции Российской Федерации,  федеральным законам, принимаемым  в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов  Российской Федерации;

2) нарушение установленного  настоящим Федеральным законом  порядка принятия устава, муниципального  правового акта о внесении  изменений и дополнений в устав.

Такой отказ, а также нарушение  установленных сроков государственной  регистрации указанных муниципальных  правовых актов могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о  внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной  регистрации и только после этого  вступают в силу.

Согласно пункту 8 ст. 44 Федерального закона 2003 г. «Об с>б-щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Вторую группу муниципальных  правовых актов составляют правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и  иные правовые акты представительного  органа муниципального образования.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения  муниципального образования, выраженного  на местном референдуме (сходе граждан).

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового  акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны  в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока издания  муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого  путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного  должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации  или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Представительный орган  муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции  федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие  правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации  деятельности представительного органа муниципального образования.

В соответствии с пунктом 12 ст. 35 вышеназванного Закона проекты  решений, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов  и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут  быть внесены на рассмотрение представительного  органа муниципального образования  только по инициативе главы местной  администрации или при наличии  заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и  обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной  администрации, имеет право отклонить  нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный  нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования  с мотивированным обоснованием его  отклонения либо с предложениями  о внесении в него изменений и  дополнений.

Информация о работе Муниципальные правовые акты