Муниципальное управление общественной безопасностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Современное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений создают сегодня широкий спектр внутренних угроз безопасности в целом и общественной безопасности в частности.
Основным субъектом обеспечения безопасности прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, а также суверенитета и территориальной целостности страны является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание работы

Введение (страница 2)
I. Муниципальное управление общественной безопасно-стью(страница 5)
II. Обеспечение общественного порядка в муниципальном образо-вании(страница 13)
III.Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образо-вании(страница 15)
IV.Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуаци-ях(страница18)
V.Другие сферы и комплексный подход к муниципальному управ-лению общественной безопасностью(страница 21)
Заключение(страница 24)
Список используемой литературы(страница 26)

Файлы: 1 файл

Муниципальное управление общественной безопасностью.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

РАНХиГС «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил  студент 3-го курса 
Группы ГКС-738 
Семитко Максим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2013

 

Оглавление: 

Введение (страница 2) 
I. Муниципальное управление общественной безопасностью(страница 5) 
II. Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании(страница 13) 
III.Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании(страница 15) 
IV.Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях(страница18) 
V.Другие сферы и комплексный подход к муниципальному управлению общественной безопасностью(страница 21) 
Заключение(страница 24) 
Список используемой литературы(страница 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение  законности, правопорядка, общественной безопасности согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции1 Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Современное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений создают сегодня широкий спектр внутренних угроз безопасности в целом и общественной безопасности в частности.

Основным субъектом  обеспечения безопасности прав и  свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, а также суверенитета и территориальной целостности страны является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции России) в значительной степени обеспечено положениями Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2, который к вопросам местного значения относит организацию охраны общественного порядка на территории муниципального образования, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и мероприятий по охране окружающей среды, а также иные вопросы, в различной степени обеспечивающие безопасность личности и общества.

Современное развитие гражданского общества в значительной степени связано с определением места и роли органов местного самоуправления, их взаимоотношений с системой органов государственной власти, обеспечивающих общественную безопасность и охрану общественного порядка. Отсюда проблема распределения функций: законодательных, исполнительных, правоохранительных между центром и регионами, достижения автономии местного самоуправления.

Проблема взаимоотношений  федерального центра и российских регионов, объем их компетенции – одна из ключевых не только в осуществлении административной реформы, но и в повышении эффективности функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления в целом.

Отмеченные обстоятельства обусловили актуальность избранной  темы пособия и предопределили его цель и задачи.

 

§1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение безопасности – одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

Согласно ст. 1 закона от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008) «О безопасности»3, безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Органы законодательной власти определяют основные направления и  приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; формируют сферу правового регулирования отношений обеспечения безопасности; устанавливают порядок организации и функционирования органов обеспечения безопасности; осуществляют контроль за их деятельностью и т.д. Реализация положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных правовых актов возложена на исполнительную власть в лице Президента и Правительства Российской Федерации.

Основные задачи в области обеспечения общественной безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и основных задачах политики национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Юридической базой формирования законодательства в исследуемой области является Конституция РФ4, что в определенной мере обеспечивает целостность всей системы общественной безопасности, взаимную согласованность разноуровневых нормативных правовых актов, общность их исходных принципов. Систему статусных нормативных правовых актов Российской Федерации составляют федеральные конституционные законы. Федеральные законы охватывают конкретную сферу общественных отношений.

Систему безопасности образуют уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Безопасность личности, общества и государства на территории муниципального образования обеспечивают и охраняют территориальные органы Федеральной службы безопасности (ФСБ), Министерства внутренних дел (МВД), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), внутренние войска, федеральные службы по надзору в отдельных сферах деятельности (промышленность, энергетика, транспорт, медицина, экология и др.). Указанные органы действуют на основе соответствующих федеральных законов: (закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 26.12.2008, с изм. от 15.07.2009) «О милиции»5; федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О Федеральной службе безопасности»6, федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 09.04.2009) «Об обороне»7, федеральный закон от 12 февраля 1998 № 28-ФЗ (ред. от 19.06.2007) «О гражданской обороне»8, федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»9, федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»10, федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) «Об охране окружающей среды»11 и др.). Органы местного самоуправления как один из уровней публичной власти оказывают содействие перечисленным органам государственной власти в решении стоящих перед ними задач.

Регулирование общественной безопасности в Белгородской области происходит посредством различных нормативных правовых актов органов власти. Среди них: постановление губернатора Белгородской обл. от 31.12.2008 № 153 (ред. от 02.04.2009) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Белгородской области»12, постановление губернатора Белгородской обл. от 22.02.2006 № 21 (ред. от 22.06.2009), «Об организации обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 – 2010 г.г. в Белгородской области», Постановление правительства Белгородской обл. от 27.10.2005 № 208-пп (ред. от 06.07.2009) «Об областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»13. Проводятся различные конкурсы и мероприятия по повышению безопасности, среди них ежегодный смотр-конкурс «Лучшее муниципальное образование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения» (вместе с ежегодным смотром-конкурсе «Лучшее муниципальное образование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, «Порядком оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения»)

За последние годы в России, как и во всем мире, усилилась  угроза терроризма, что потребовало принятия соответствующих дополнительных мер безопасности со стороны государства и общества. Под терроризмом понимается насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы, а также иные действия, создающие угрозу гибели людей, причинения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Террористические акты совершаются в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих удовлетворение социально-политических и имущественных требований и интересов террористов.

В целях противодействия терроризму в России ратифицированы международные конвенции по борьбе с терроризмом. Согласно этим законам, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам государственной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом. Для координации этой работы создаются межведомственные антитеррористические комиссии на региональном и муниципальном уровнях. Участвующие в них должностные лица органов местного самоуправления разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности защиты населения от терроризма, осуществляют контроль выполнения предприятиями, учреждениями и организациями мер противодействия террористическим угрозам.

Система общественной безопасности как объект управления. Наряду с оказанием содействия органам государственной власти в решении глобальных проблем безопасности, органы местного самоуправления имеют собственные полномочия в сфере общественной безопасности как составной части общей системы безопасности. Федеральным законом от 06.10. 2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»14 (далее ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения в сфере безопасности отнесены (статьи 14-16 ФЗ № 131-ФЗ»):

– организация охраны общественного порядка силами муниципальной милиции (муниципальные районы и городские округа);

– организация скорой медицинской помощи, за исключением санитарно- авиационной (муниципальные районы и городские округа);

– обеспечение первичных мер пожарной безопасности (поселения и городские округа);

– организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

– создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на соответствующих территориях (поселения и городские округа);

– организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений;

– осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

– организация мероприятий по охране окружающей среды, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на соответствующих территориях, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти (муниципальные районы и городские округа).

Достаточно  близким к понятию «общественная  безопасность» является понятие  «общественный порядок» – система  общественных отношений, закрепленная нормами права, морали и правилами общежития, определяющая права и обязанности участников этих отношений, призванная обеспечить жизнь, неприкосновенность, честь, достоинство и иные права граждан, охрану государственного и общественного имущества, спокойствие в общественных местах, поддержание необходимых условий для нормального функционирования предприятий, организаций и должностных лиц.

В систему  общественной безопасности на территории муниципального образования входят направления деятельности, представленные на рисунке №1.

Информация о работе Муниципальное управление общественной безопасностью