Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:21, доклад

Описание работы

Доклад по муниципальному праву: рассматривается понятие муниципального права, предмет и метод, источники и др.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное право как отрасль  права, наука и учебная дисциплина:

Предмет муниципального права как отрасли права:

Предмет муниципального права- это  все отношения связанные с  осуществлением местного самоуправления.

Проблема определения предмета муниципального права связана с тем, что отношения в сфере местного самоуправления регулируются различными отраслями права:

  • Конституционное право- в конце глава, местное самоуправление (если см в учебнике)
  • Административное право регулирует административно распорядительную деятельность местной администрации (благоустройство, уборка улиц, пожарная безопасность)
  • Финансовое право- регулирует финансовые основы местного самоуправления
  • Гражданское право- регулирует отношения связанные с муниципальной собственность и хозяйственной деятельностью местного самоуправления
  • Природоресурсное право- регулирует полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию природных ресурсов
  • Жилищное право- полномочия органов местного самоуправления по представлению жилья

В тоже время есть муниципальное правовые отношения которые регулируются только муниципальным правом и не встречаются в других отраслях права (например- муниципальное территориальные устройства; организация и взаимодействие органов местного самоуправления; территориальное общественное самоуправления; форм непосредственной демократии на местном уровне; муниципальное правовая ответственность.

Это муниципальное право в узком  смысле (то что выше)- т.е. то, что в  другой отрасли не изучается.

 

Взгляды на природу муниципального права:

  1. Муниципальное право является под отраслью Конституционного права, так как большинство муниципальных отношений регулируется Конституционным правом (Баглай автор).- хотя это не факт , например – проведения собрания жителей и это врят ли будет на уровне К.
  2. Муниципальное право не отрасль права, а отрасль законодательства так как:
    • Нет однородности регулируемых общественных отношений
    • Одна и та же норма не может входить в несколько отраслей права
    • Включение норм различных отраслей права в муниципальное право, не меняет их природы т.е. какие были такими и остаются (автор Баранчиков)
  1. Муниципальное право- это под отрасль административного права, так как деятельность местного самоуправления в целом носит исполнительно распорядительный характер (автор Старилов Ю.Н)
  1. (основной подход) Муниципальное право- это самостоятельная, комплексная отрасль Российского права, которая имеет собственный предмет и метод, специфические субъекты, собственные источники; (основной признак) обособленность муниципальной власти в системе публичной власти и неспособность никакой другой отрасли осуществлять комплексное правовое регулирование местного самоуправления.

Некоторые ученые, например Костяков А.Н считают, что в будущем муниципальное право может стать не комплексной, а основной отраслью права.

Более подробно предмет муниципального права в основном совпадает со структурой федерального закона об общих  принципах организации местного самоуправления:

  • Основные понятия муниципального права
  • Территориальная основа местного управления (м
  • Организационная основа местного самоуправления (выборы, референдумы, действия депутатов)
  • Финансово – экономическая основа местного самоуправления
  • Полномочия и предметоведения
  • Гарантии и ответственность местного самоуправления

 

Метод муниципального права:

Особенность метода муниципального права- это сочетание императивного  метода который является преобладающим  и диспозитивного метода, который  применяется в меньшей степени  и ограничивается публичными интересами местного самоуправления.

Важнейшими особенностями метода муниципального права являются:

  1. Саморегулирование муниципальных образований
  2. Значительная часть муниципальных правовых норм, принимаемых местным самоуправлением

 

Источники муниципального права как отрасли права:

Исчерпывающий перечень источников закреплен в ст.4 (ФЗ 131) Закон об общих принципах…. Эти источники по уровню правового регулирования, делятся на 4 группы:

  1. Международный компонент- общепризнанные принципы и нормы международного права.
  2. Федеральный компонент
  3. Региональный компонент
  4. Муниципальный компонент

 

 

 

 

 

 

Европейская хартия местного самоуправления(в конце учебника есть) :

Россия ратифицировала хартию в 1998 году.

 

 

Федеральный компонент  регулирования местного самоуправления:

  1. Конституция
  • Конституция- в ст.3 местное самоуправление рассматривается как форма народовластия.
  • Ст.12 местное самоуправление определяется как основа К-строя. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
  • В ст.72 установление общих принципов системы местного самоуправления отнесено к совместному ведению России и субъектов Федерации.
  • Ряд статей содержат отдельные полномочия местного самоуправления- 8, 24, 32, 33, 41, 43,46 статьи.
  • Глава 8 полностью посвящена местному самоуправлению.

 

  1. Федеральные законы- которые носят:
  • Специальный характер- т.е. регулирую только местное самоуправление или его отдельные компоненты
  • Которые регулируют в том числе муниципально -правовые  отношения

Среди ФЗ основным является закон  об общих принципах организации  местного самоуправления 2003 года (у  нас было два закона с таким названием сначала был такой закон 1995 года). Роль этого закона- в том что все другие законы регулирующие местное самоуправление не должны противоречить данному закону, а некоторые вопросы, например: вопросы местного значения могут регулироваться только данным законом и вот этот закон имеет примерно такое же значение как гражданский кодекс для гражданского законодательства.

 

Регулирование местного самоуправления субъектами федерации:

До 2003 года , до 131 закона действовал подход в соответствии которым субъекты федерации могли принимать любые законы, по вопросам местного самоуправления, если они не противоречили ФЗ.

По 131 закону субъекты федерации могут  принимать свои законы по вопросам местного самоуправления, только в  случаях прямо указанных в 131 Законе. Например- когда принимаются законы субъектов Федерации- о выборах в органы местного самоуправления, о местных референдумах, о муниципально территориальном устройстве.

 

Муниципальное регулирование, включает в себя:

  1. Устав муниципального образования
  2. Нормативные акты принимаемые на местном референдуме, сходом, должностными лицами

Устав муниципального образования  имеет более высокую силу чем  другие муниципальные акты, принимается  в особом порядке и подлежит государственной  регистрации органам юстиции, в соответствии с ФЗ.

 

Муниципально правовые нормы и  отношения:

Это отношения которые регулируются

Муниципальное правовые нормы имеют  те же классификации, что и нормы  других отраслей права:

  1. По содержанию (см. предмет муниципального права)
  2. По характеру предписания- управомочивающие, обязывающие и запрещающие
  3. По территории действия- международные, федеральные, региональные
  4. По природе- материальные и процессуальные

 

Классификация муниципальное правовых отношений основана на классификации  муниципальных норм.

Субъекты муниципально правовых отношений: (т.е. кто участвует в маниципально правовых отношениях)

Первый подход классификации:

  1. Индивидуальные субъекты- граждане, иностранные граждане, депутаты
  2. Коллективные субъекты- население (местное), представительные органы
  3. Публично территориальные образования- например любой государственный орган выступает от имени РФ.

 

Второй подход классификации:

  1. Субъекты статус которых регулируется преимущественно муниципальным правом в узком смысле- местное население, местное сообщество.
  2. Муниципальное образование- термин муниципальное образование первые появился в ГК- это городское, сельское поселение, городской округ, муниципальный район и внутри городская территория Москвы и Санкт-Петербурга, которые имеют:
    • Территорию- когда регистрируется муниципальное образование
    • Население- именно численность населения иногда  значит будет ли оно муниципальным или нет
    • Выборные органы местного самоуправления
    • Собственная компетенция
    • Муниципальная собственность и местный бюджет- без этого муниципального образования быть не может

Первая группа субъектов

Органы и должностные лица местного самоуправления и муниципальные  служащие

Территориальное общественное самоуправление

Собрания и сходы граждан- это  форма участия населения в  решении вопросов местного значения

Советы муниципальных образований

Вторая группа субъектов

Субъекты статус которых регулируется другими отраслями права, но они  участвуют в муниципально правовых отношениях

Третья- органы государственной власти и их должностные лица

 

Система муниципального права:

Некоторые ученые пытаются выделить в муниципальном праве общую  и особенную часть.

Первый подход:

  1. К общей части относятся нормы касающиеся всего местного самоуправления- понятия, принципы, территориальные основы, гарантии, ответственность
  2. А к особенной части статус отдельных органов  и форм местного самоуправления- муниципальные службы

 

Второй подход:

  1. К общей части относятся все основные институты муниципального права
  2. А к особенной части полномочия местного самоуправления в отдельных сферах

Шагрина выделяет также специальную  часть, которая регулирует особенности  местного самоуправления в некоторых  видах муниципальных образованиях.

 

Муниципальное право  как наука:

Это система знаний, которая изучает  муниципальное право как отрасль  права.

Предмет науки включает:

  1. Изучение истории развития местного самоуправления
  2. Изучение действующих муниципально  правовых норм
  3. Изучение практики муниципально правовых норм
  4. Разработка рекомендаций по совершенствованию науки муниципального права

 

Тема 2

Понятие и юридическая природа функции местного самоуправления:

Понятие и юридическая природа  местного самоуправления.

Существует 4 характеристики местного самоуправления (подходы) :

  1. Как основа конституционного строя- это дает защиту местному самоуправлению
  2. Как одна из форм народовластия- ст.3 Конституции
  3. Как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения от которого нельзя отказаться.
  4. Как форма децентрализации публичной власти приставляющая собой самостоятельный уровень публичной власти.

При обобщении этих 4-х подходов можно выделить следующие признаки местного самоуправления:

  • Самостоятельно в решении вопросов местного значения
  • Выборность органов и должностных лиц местного самоуправления населением, либо формирование их выборными органами местного самоуправления
  • Наличие собственной материальной финансовой базы
  • Ответственность

Взгляды на природу местного самоуправления:

  1. Общественная теория- право общины на местное самоуправление рассматривается как естественное право не зависящее от государство, поэтому местные и государственные дела противопоставляются
    • Общинная-
    • Хозяйственная- основывалась на том, что местное самоуправление носит не политический характер и должно заниматься только хозяйственными делами (дороги, канализации)

Общественная теории умерла в конце 19 века так как в 1882 перешли на государственную теорию местного самоуправления.

  1. Государственная теория:

Местное самоуправление – это разновидность  государственного самоуправления которое  осуществляется местным сообществом  в интересах государства и местного населения.

  1. Юридическая теория- территориальные коллективы- это юридические лица, которым государство передает часть своих функций и которые действуют наряду с другими юридическими лицами частного права.
  2. Корпоративная теория- граждане являются пасчиками территориального кооператива и как член этого кооператива участвуют в управлении.
  3. Дуалистическая теория- которая исходит из двойственной, государственно- общественной природы местного самоуправления.

Государственная природа местного самоуправления проявляется в следующем признакам:

    • Его полномочия определяются государством
    • Местное самоуправление обязано осуществлять эти полномочия и не может от них отказаться
    • Органы местного самоуправления вправе принимать общеобязательные решения  и за их неисполнение государство применяет юридическую ответственность.
    • Государство может применять ответственность к местному самоуправлению за неисполнение своих полномочий

Информация о работе Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина: