Муниципальное образование как объект управления: субъекты, правовая база, закономерности управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
определение основ организации муниципального управления, показать значение управленческих проблем в практической деятельности в современных условиях.
К основным задачам исследования можно отнести:
* определение основ организации муниципального управления
* рассмотрение важнейших положений теории муниципального управления, их понимание, сущность и структура объектов и субъектов муниципального управления, управленческие отношения, принципы, функции, формы, методы управления
* обратить внимание на характер требований к муниципальным служащим, на информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального управления, принятие и выполнение управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
ГЛАВА I ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………

4
1.1 Содержание понятия «Муниципальное управление»……… 4
1.2 Предмет и метод теории муниципального управления……. 9
1.3 Место муниципального управления в системе местного
самоуправления………………………………………………
12
ГЛАВА II СИСТЕМА, ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ …………………

15
2.1 Система местного самоуправления в городе Подольске…
15
2.2 Субъект и объект муниципального управления……………. 19
2.3 Структура объекта муниципального управления…………... 23
2.4 Задачи муниципального управления………………………... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................... 29

Файлы: 1 файл

Система гос. и муницип. управления .docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления –  это не только способ децентрализации  управления, но и способ организации  и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное  решение гражданами вопросов местной  жизни, организационное обособление  управления местными делами в системе  управления обществом и государством.

Глава города является высшим должностным  лицом города Подольска[, избираемым гражданами, проживающими на территории города и обладающими избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Глава города подконтролен и подотчётен населению и городскому Совету депутатов.

 

Администрация города является юридическим  лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции. Она подотчётна городскому Совету депутатов по вопросам его  компетенции и государственным  органам по вопросам, связанным с  полномочиями этих органов. Администрация  города формируется Главой города в  соответствии с утверждённой городским  Советом депутатов структурой Администрации  города. В Контрольный орган города Подольска образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчёта о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган формируется городским Советом депутатов и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Контрольном органе.

 

          2.2  Субъект и объект муниципального управления

      

Субъект муниципального управления имеет сложную организационную  структуру, представляет собой совокупность организационно оформленных групп  людей (муниципальных служащих), соединенных  соответствующими связями и управленческими  отношениями.

В отличие от местного самоуправления, где население выступает и  как субъект и как объект в  одном лице, субъект муниципального управления – органы муниципального управления (местного самоуправления).

“Правовой статус органов  местного самоуправления (муниципального управления в самом общем виде характеризуется тем, что:

а) они отделены от государства, не входят в систему органов государственной  власти, взаимодействуют с ними на основе законов;

б) их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных  форм, а также важнейшие полномочия установлены законами;

в) реализуя исходные полномочия, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других правовых актах, они могут вступать в различные, в том числе административно-правовые отношения;

г) органы местного самоуправления на конституционной основе могут  наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для  их осуществления материальных и  финансовых средств;

д) Конституция Российской Федерации  представляет органам  местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

е) общие принципы и гарантии местного самоуправления, установленные  Конституцией, федеральным законами не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной  власти. Местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами”.3

В соответствии с законом  к органам местного самоуправления относятся (рис.11.):

  • представительный орган местного самоуправления:
  • иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

 

 

 

Субъект муниципального управления

               
 

Органы муниципального управления

(местного самоуправления)

 

             

Представительный орган

 

Исполнительный

орган

 

Главное

должностное лицо


 

Рис. 11.  Структура  субъекта муниципального управления

 

Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

“Главный признак представительного  органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом  на решение важнейших вопросов его  жизнедеятельности”.4

Численный состав представительного  органа местного самоуправления регулируется законодательством субъекта федерации  и определяется уставом муниципального образования.

Представительный орган  принимает решения коллегиально, в соответствии со своим регламентом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено главное должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Главное должностное лицо муниципального образования может избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования:

  • наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования;
  • осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом;
  • подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

Исполнительный  орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления.

Именно на эти органы возлагаются  функции оперативно-распорядительного  характера, по выполнению законов  и  решений представительных органов  местного самоуправления. В системе  местного самоуправления, как и в  государстве, одни органы должны принимать  решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.

В Конституции нет прямого  упоминания об исполнительных органах, но это не означает, что их не должно быть.

В федеральных законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, они также не упоминаются, но в нормативных актах субъектов  федерации они не только освещаются, но и наделены значительными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению части государственных  функций. Более детально статус и  структура исполнительных органов  определен  в уставах муниципальных  образований.

Исполнительные органы местного самоуправления в основном именуются  администрацией.

Исполнительный орган  состоит из главы администрации, его заместителей, отраслевых и других структурных подразделений, осуществляющих управление в пределах  своей  компетенции.

Это могут быть комитеты, департаменты, управления, отделы, другие структурные подразделения, в зависимости  от размеров муниципального образования. Деятельность создаваемых структурных  подразделений регламентируется положениями.

Для организационного, правового  и материально-технического обеспечения  деятельности исполнительных органов  образуется аппарат местной администрации.

Вся деятельность исполнительных органов строится на основе принципов  законности и гласности, а также  коллегиальности или единоначалия.

Исполнительный орган, в  отличие от представительного,  является постоянно действующим органом. В законодательстве и в уставах  муниципальных образований не предусмотрены  нормы о возможности и порядке  прекращения полномочий исполнительных органов, может быть только прекращение  полномочий некоторых должностных  лиц, назначенных главным должностным  лицом местного самоуправления с  истечением его полномочий.

Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны для всех юридических  и физических лиц в границах этого  муниципального образования.

      2.3 Структура объекта муниципального управления

Объектом муниципального управления является муниципальное  образование.

Объект муниципального управления

         

         
 

Муниципальное образование

 
                     

Население

 

Природно-географическая среда

 

Градообразующая база

 

Жизне-обеспечивающая система


 

Рис. 12.  Структура  объекта муниципального управления

Муниципальное образование, согласно законодательства, - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть  поселения или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование  является сложной социально-экономической  системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных  элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей  системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования (рис.12.).

Муниципальное образование, исходя из количества составляющих его  элементов, можно отнести к классу сложных (сверхсложных) и больших  систем управления (БСУ), которые имеют “некоторые общие свойства и отличительные особенности:

1) наличие большого числа  взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, причем изменение в  характере функционирования какого-либо  из элементов отражается на  характере функционирования других  и всей системы в целом;

2) система, а также входящие  в нее разнообразные элементы  в подавляющем большинстве являются  многофункциональными;

3) взаимодействие элементов  в системе может происходить  по каналам обмена информацией,  энергией, материалами и др. (ресурсами);

4) наличие у всей системы  общей цели, общего назначения, определяющего  единство сложности и организованности, несмотря на разнообразие входящих  в нее элементов;

5) изменчивостью структуры  (связей и состава системы), обеспечивающей  многорежимный характер функционирования, возможность адаптации, как в  структуре, так и в алгоритме  функционирования;

6) взаимодействие элементов  в системе и  с внешней  средой в большинстве случаев  носит стохастический характер;

7) управление в подавляющем большинстве систем носит иерархический характер, предусматривающий сочетание централизованного управления или контроля с автономностью ее частей”.5

Рассмотренные выше особенности БСУ  приводят к необходимости разработки новых подходов к изучению подобных систем, объединенных общим названием  – системный подход.

Население муниципального образования образует территориальный коллектив (местное сообщество), членом которого является гражданин России, проживающий на данной территории.

Население муниципального образования  является источником муниципальной  власти, осуществляемой органами местного самоуправления.

Оно выступает одновременно и как объект управления, и как  субъект управления, по отношению  к системе органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что население  непосредственно (через референдум, выборы) или опосредственно осуществляет контроль деятельности органов местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное образование как объект управления: субъекты, правовая база, закономерности управления