Муниципальная политика в области развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач, отвечающих потребностям современного туриста и возможностям края, а также основным тенденциям развития туризма:
- анализ тенденций развития сферы туризма Пермского района;
- анализ основных проблем развития туризма в Пермском районе;
- анализ современного состояния туризма в Пермском районе;
- совершенствование действующей программы “Развитие туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы”;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Муниципальная политика в области развития туризма……………………………………………………………………………5
1.1. Основные понятия и сущность туризма как сферы деятельности…………………………….……………………………….……....5
1.2.Правовые основы создания условий для развития туризма на муниципальном уровне………………………………………………………….8
1.3.Основные нормативные документы в сфере туризма………………………………………………………………………..….10
2.Программа “Развитие туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы”…….…………………………………….14
2.1. Современное состояние туризма в Пермском муниципальном районе…………………………………………………………………………...14
2.2.Программно-целевые методы в развитии туризма в Пермском Муниципальном районе………………………………………………………..17
2.3.Общие положения…………………………………………………….20
2.4.Цели и задачи программы…………………………………………….21
2.5.Сроки и этапы реализации программы……………………………....23
2.6.Методы реализации программы……………………………………...25
2.7.Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности………………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………….…………33

Список использованной литературы………………………………….……......35

Файлы: 1 файл

Контрольная работа2.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3. Основные нормативные документы в сфере туризма

Муниципальное регулирование туристской деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему региональных интересов) как отрасль оздоровления населения, предоставления новых рабочих мест, пополнения муниципальных и региональных бюджетов.

К законодательной базе туризма относится:

1) Конституция Российской Федерации,

2) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями на 20 апреля 2007 г.)

3) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.)

4) Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»

5) Положение о Федеральном агентстве по туризму (утв. Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 901)

6) Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 «Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения».

7) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

8) Налоговый кодекс РФ.

9) Уголовный кодекс.

10) Кодекс административных правонарушений.

11) Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. N 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005г.)

14) Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля, 19, 30 декабря 2006 г.)

Ведя разговор об основных нормативных документах нельзя не упомянуть о технологической документации, которая предусмотрена нормативными документами Российской Федерации.

Состав и содержание технологической документации туров предусмотрены нормативными документами РФ. Туры и их технологическая документации должны отвечать нормативным требованиям, направленным на защиту и прав потребителей. Они контролируются в процессе проведения сертификации туристической продукции. Технологическая документация комплектуется в папки туров (или направлений).8

В набор технологической документации для каждого тура обязательно включается:

1. технологическая карта туристического путешествия по маршруту

2. график загрузки туристического предприятия группами туристов на определенное время

3. информационный листок к путевке туристического путешествия

4. бланки путевок типовой формы ТУР-1 «Туристская путевка» (утвержденной Минфином России)

5. лист бронирования

6. бланки договоров с клиентами - ТА

7. договора с партнерами - поставщиками услуг (гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т.д.)

8. калькуляция или расчет стоимости тура

9. описание маршрута

10. график движения по маршруту

11. карта-схема маршрута

12. текст путевой информации (для автобусных туров)

13. описание технологических особенностей тура (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и бронирование в гостиницах, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.)

14. тексты памяток для туристов

15. справочные материалы по маршруту

16. варианты рекламных проспектов и буклетов

17. прайс-листы (каталоги)

Таким образом, муниципальное регулирование туристской деятельностью направлено на пополнение муниципальных и региональных бюджетов, а так же имеет ряд нормативных документов и огромную законодательную базу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Программа «Развитие туризма в Пермском муниципальном Районе Пермского края на 2011-2015 годы»

2.1. Современное состояние туризма в Пермском муниципальном районе

На сегодняшний день Пермский муниципальный район обладает сложившимся многофункциональным туристско-рекреационным комплексом, потенциал которого в значительной мере еще не раскрыт. Богатейшее историко-культурное наследие района, непосредственная близость к региональному центру – г. Перми, являются важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли района.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных активов района позволяет развивать многие виды туризма. На территории района сложились традиционные туристские центры со специализацией на определенном виде туризма.9

Виды туризма на сегодняшний день в Пермском муниципальном районе:

  1. Лечебный туризм является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения. Санаторно-курорное лечение на территории района представляет курорт «Усть-Качка», который имеет давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, широкий рынок спроса как в регионе, так и за пределами Пермского края.
  2. Оздоровительно-развлекательный туризм и рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые не поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Обеспечивая удовлетворение первичных потребностей человека в физическом и эмоциональном восстановлении, оздоровительный туризм и отдых принимают разнообразные конкретные формы.
  3. Новым перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения.
  4. Промыслово-заготовительный туризм включает охоту, рыбалку и сбор дикорастущих ягод, грибов и трав. Среди предприятий, представляющих данное направление можно выделить ООО «Тополь».
  5. Активный (спортивный) туризм в общем виде объединяет различные виды деятельности, связанной с повышенной физической активностью. В Пермском районе существует большой потенциал для развития активного туризма (горнолыжный, пешеходный, водный, авто- и велотуризм, парусный, конный и др.). Темпы развития этого направления очень высоки и позволяют прогнозировать дальнейшее бурное развитие видов спортивного туризма.
  6. Познавательный туризм реализуется в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, культурно-исторических центров), объектов культовой архитектуры, поселений, сохранивших национальный уклад, традиции и обычаи.
  7. Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Пермского края. Среди его видов в Прикамье выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм. Полюса притяжения бизнес-туристов - крупные промышленные центры: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский. У многих предприятий и организаций Пермского края налажены устойчивые контакты с партнерами из других регионов России и стран мира. Город Пермь имеет несколько городов-побратимов в разных странах мира, осуществляет регулярные обмены делегациями. В Пермском крае нередко организуются различные конференции и форумы как регионального, так и международного масштаба. Ведется постоянная выставочная деятельность (выставочный центр "Пермская ярмарка"). Являясь, по сути, «воротами» Пермского края для бизнес-туристов, Пермский муниципальный район может использовать свое выгодное местоположение для формирования собственного имиджа и повышения туристской привлекательности. Кроме того, общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в Перми, что потребует строительство современных бизнес- и конгресс-центров, увеличение выставочных площадей, в том числе на территории Пермского района.
  8. Событийный туризм. Стимулом таких путешествий выступают культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проходящие на территории района. Досуг и развлечения ориентированы в основном на местное население и жителей г. Перми.
  9. Детский туризм, выделяемый на основе возрастного критерия, мог бы играть заметную роль в туристском движении. Специфика детского туризма обусловлена четко выраженной воспитательной ролью краеведения, благодаря чему его можно рассматривать как важный инструмент становления личности. Организационно путешествия школьников реализуются через учреждения дополнительного образования (станции детского и юношеского туризма и экскурсий). Кроме того, в настоящее время усиливается вклад общеобразовательных школ и общественных организаций.

 

 В числе основных проблем, сдерживающих развитие туризма в Пермском районе участники туристской деятельности называют:

- отсутствие системы продвижения  турпродуктов и информационной поддержки туристской деятельности;

- слабо развитая, а в ряде  случаев отсутствующая инженерная  инфраструктура, что является препятствием  для привлечения частных инвестиций  в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской  инфраструктуры (недостаточность средств  размещения и объектов досуга, а также туристских объектов  показа);

- невысокое качество обслуживания  во всех секторах туристской  индустрии из-за низкого уровня  подготовки кадров;

- не развитость средств коммуникации: связь, интернет.

Таким образом, туристские возможности Пермского муниципального района обладают значительным потенциалом для привлечения большого количества туристов. Однако для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию туризма в районе.

2.2. Программно-целевой метод в развитии туризма в Пермском муниципальном районе

Туристская индустрия - многоотраслевой комплекс, функционирование которого регулируется различными разделами права: гражданским, транспортным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т.д. Поэтому решение проблем, препятствующих развитию отрасли, требует взаимодействия всех уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации необходимых для развития туризма ресурсов.

Процесс формирования и развития индустрии туризма, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны органов местного самоуправления.

Среди основных функций органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).

Программно-целевой метод позволяет решить весь комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса, научных и общественных организаций и других заинтересованных сторон.10

Основными преимуществами программно-целевого метода является:

- реализация механизма муниципальной  поддержки приоритетных направлений  туризма;

- управление и координация действий  участников Программы с возможностью  анализа результативности всей  совокупности мероприятий;

- обеспечение участия общественных  институтов в выработке решений  по проектированию и созданию  современных туристских комплексов;

- консолидация значительных объемов  финансовых ресурсов на определенных  приоритетных направлениях развития  туризма и, как следствие, более  рациональное использование бюджетных  средств.

Разработка Программы также позволит привлечь дополнительные средства региональных целевых программ на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории Пермского муниципального района.

Отсутствие целевой Программы развития туризма в Пермском муниципальном районе негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма, является сдерживающим фактором социально-экономического развития района, не способствует привлечению частных инвестиций.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:

- разрозненные действия органов  местного самоуправления и представителей  турбизнеса, снижение их ответственности  и появление бессистемности в  решении стоящих задач в этой  области;

- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств  внебюджетных источников для  решения проблем в сфере туризма.

Основные риски использования программно-целевого метода связаны с возможным недостаточным финансированием Программы из бюджетов различных уровней и неготовностью бизнеса инвестировать средства в проекты в сфере туризма, новые объекты туристской инфраструктуры. В этом случае мероприятия Программы и финансирование будут направлены на продвижение имеющихся туристских ресурсов района и поддержку действующих участников туристской деятельности.

Таким образом, принятие и реализация муниципальной целевой программы  является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в Пермском муниципальном районе Пермского края, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни населения, решения значимых задач социально-экономического развития района.

2.3. Общие положения

Программа «Развитие туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края на 2011-2015 годы» разработана в соответствии с ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Концепцией «Программы социально-экономического развития Пермского муниципального района Пермского края на 2011-2015 годы» (утверждена решением Земского Собрания от 24.06.2010 №85), Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 17.06.2010 №808 «Об утверждении Порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ Пермского муниципального района», Концепцией программы развития туризма в Пермском муниципальном районе Пермского края (2011-2015 годы) (утверждена постановлением Администрации Пермского муниципального района от 20.08.2010 № 1098).11

 Программа определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности Администрация Пермского муниципального района, сельских поселений района, организаций и граждан в сфере туризма.

Развитие туризма не является самоцелью, а лишь одним из способов, за счет использования туристического потенциала района, а также потенциала малого предпринимательства в сфере туризма, для решения проблем социально-экономического развития района, удовлетворения потребностей его жителей в создании новых рабочих мест, развития инженерной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, повышения общего уровня благосостояния, в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям.

Программа учитывает накопленный опыт в сфере туризма и необходимость согласования интересов органов власти, представителей туристического бизнеса и населения района.

Таким образом, программа раскрывает задачи и основные направления реализации муниципальной политики развития туристкой индустрии Пермского муниципального района на 2011-2015 годы.

 

2.4.Цели и задачи программы

Основной целью Программы является - создание в Пермском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей населения района и г. Перми в туристских услугах, а с другой стороны, вклад в развитие экономики района, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, сохранения и увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих приоритетных задач:

Информация о работе Муниципальная политика в области развития туризма