Место муниципального права в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права. В Российской Федерации власть осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Причем, если два первых уровня – это уровни осуществления государственной власти, то на местном уровне осуществляется публичная власть, по своей природе не являющаяся государственной. Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти на местном уровне.

Файлы: 1 файл

контрольная МП.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

2) Признаком муниципальной власти  вступает ее обособленный аппарат, закрепленный законодательно, в рамках которого выделяют органы и должностные лица местного самоуправления, реализующие муниципально- властные  полномочия. Во всех муниципальных образованиях в обязательном порядке сформированы представительный и исполнительно- распорядительный (местная администрация) органы местного самоуправления, а так же глава муниципального образования.

4)Признаком муниципальной власти можно назвать ее самостоятельность и обособленность в пределах установленных полномочий.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, в России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя российского государства. Наряду с государственной властью местное самоуправление является единой власти народа Российской федерации.

Следует учитывать и то, что факт закрепления Конституции  Российской федерации негосударственной природы местного самоуправления приводит к  тому, что возникает своего рода путаница в сфере понимания сущности местного самоуправления. Как следствие, появляются разные тракератовки  этой сущности: одни стремятся понимать нормы Конституции Российской

Федерации буквально, и делить государственную власть и местное самоуправление «по горизонтали» - на две равноправные ветви власти. Другие наблюдают местное самоуправление как самостоятельную публичную власть, но сужают сферу действия этой самостоятельности, ограничивая ее вопросами местного значения. В то же время сторонники государственной природы местного самоуправления считают, что ст. 12 Конституции Российской Федерации нельзя воспринимать как проявление самостоятельности и независимости органов местного самоуправления от государственной власти, что два приведенных уровня публичной власти выстроены «по вертикали» и местное самоуправление производно от государственного управления. Некоторые авторы отмечают, что в доктрине продолжают получать поддержку идеи о местном самоуправлении как структуре гражданского общества, о местном сообществе как субъекте местного самоуправления и т.д. Можно согласиться с мнением И.И. Овчинникова, которому представляется, что осью, вокруг которой вращается научная полемика о природе местного самоуправления, стал вопрос о соотношении его с государственной властью . Представляется верным утверждать, что отделение муниципальной власти от государственной носит весьма условный характер, местное самоуправление находится в том же правовом пространстве, что и государственное управление, и, в любом случае, связано с государственной властью едиными законами, территорией, населением.

5) Признаком муниципальной власти является ограничение ее юрисдикции определенными территориальными пределами- границами муниципального образования.

Местное самоуправление реализуется в границах муниципальных образований, что указывает на предметный территориальный характер муниципальной деятельности.

Наличие территории местного самоуправления является обязательной составляющей статуса муниципального образования. Территория муниципального образования подразумевает наличие границ, в пределах которых будет осуществляться местное самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации, территориями, на которых осуществляется местное самоуправление, являются городские и сельские поселения, а также иные территории. Местное самоуправление на данных территориях должно осуществляться с учетом исторических и иных местных традиций.

6)К основным признакам муниципальной власти относится ее всеобщность, которая предполагает распространение муниципально-властных полномочий в рамках установленной компетенции на всех субъектов, находящихся на территории муниципального образования.

Такими субъектами являются все физические, юридические лица, а также публично-властные субъекты (органы государственной власти, иные органы местного самоуправления), находящиеся на территории муниципального образования и вступающие в правоотношения, регулируемые нормами муниципального права. Безусловно, в данном случае это происходит в тех сферах муниципальных правоотношений, которые составляют компетенцию аппарата муниципальной власти.

1.3 Источники муниципального права

Существует три уровня источников муниципального права: федеральный, региональный, местный.

На федеральном уровне главным источником муниципального права служит Конституция Российской Федерации. В ней впервые в российском конституционном строительстве закрепляется местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, относящийся к основам конституционного строя, устанавливается принципиальное положение о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, фиксируются исходные начала и принципы местного самоуправления, гарантии его прав.

Важным источником муниципального права выступают федеральные законы, которые условно можно подразделить на две разновидности:

1)  федеральные законы, специально регулирующие вопросы организации и функционирования местного самоуправления. В их числе — «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г.;

2)  федеральные законы, составляющие законодательную основу других отраслей права (административного, жилищного, налогового и т.д.), но в той или иной мере затрагивающие вопросы местного самоуправления. Например, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г., «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации. и др. К этой же разновидности относятся федеральные законы, которые наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

К источникам муниципального права относятся федеральные подзаконные акты. В их числе: указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты других федеральных органов исполнительной власти.

На региональном уровне источниками муниципального права являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это их конституции и уставы, законы о местном самоуправлении, о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований, о местном референдуме, о статусе депутата, выборного должностного лица, о муниципальной службе, о материальной и финансовой основах местного самоуправления, о полномочиях органов местного самоуправления, о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В группу источников муниципального права на этом уровне входят также акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также решения конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации. На местном уровне источниками муниципального права выступают уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты, принятые местным референдумом, органами, главами и другими должностными лицами местного самоуправления. Кроме того, к источникам муниципального права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 г., ратифицированную Федеральным законом от 11 апреля 1998 г., необходимо рассматривать в качестве важного источника российского муниципального права. К источникам муниципального права следует

отнести и договоры, заключаемые между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Глава 2 Основы местного самоуправления Алтайского края

Статья 1. Алтайский край – субъект Российской Федерации

Алтайский край является составной частью (субъектом) Российской Федерации.

Правовой статус Алтайского края определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) Алтайского края.

Статья 2. Устав (Основной Закон) Алтайского края

1. Устав (Основной Закон) Алтайского края обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, принимаемым в Алтайском крае, имеет прямое действие и применяется на всей территории Алтайского края.

2. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Алтайском крае, не могут противоречить Уставу (Основному Закону) Алтайского края. В случае противоречия Уставу (Основному Закону) Алтайского края законов и иных правовых актов, принимаемых в Алтайском крае, действует Устав (Основной Закон) Алтайского края.

3. Исключен. - Закон Алтайского края от 05.10.2000 №55-ЗС.

Статья 3. Основные характеристики правового статуса Алтайского края как субъекта Российской Федерации

Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием:

1) Устава (Основного Закона) Алтайского  края, принятие которого, внесение  в него изменений, признание его утратившим силу, не требуют утверждения федеральными органами государственной власти; (в ред. законов Алтайского края от 11.12.2002 №84-ЗС, от 15.04.2005 №23-ЗС)

2) конституционно-правовых гарантий  территориальной целостности Алтайского  края;

3) конституционно-правовых гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации с учетом традиций и особенностей проживания жителей Алтайского края;

4) самостоятельности Алтайского  края в экономической и финансово-бюджетной  сферах в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации;

5) самостоятельно устанавливаемой  в соответствии с основами  конституционного строя Российской  Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, системы органов государственной власти Алтайского края;

6) сферы собственного правового  регулирования, включая принятие  законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

7) представительства Алтайского  края в федеральных органах  государственной власти;

8) возможности государственной  защиты прав и законных интересов  Алтайского края.

Статья 4. Территория Алтайского края

1. Территория Алтайского края  является неотъемлемой частью территории Российской Федерации.

2. В состав Алтайского края  входят: (в ред. закона Алтайского края от 11.12.2002 №84-ЗС)

города краевого значения: Алейск, Барнаул, Белокуриха, Бийск, Заринск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое; (в ред. закона Алтайского края от 10.05.2011 №49-ЗС)

сельские районы: Алейский, Алтайский, Баевский, Бийский, Благовещенский, Бурлинский, Быстроистокский, Волчихинский, Егорьевский, Ельцовский, Завьяловский, Залесовский, Заринский, Змеиногорский, Зональный, Калманский, Каменский, Ключевский, Косихинский, Красногорский, Краснощековский, Крутихинский, Кулундинский, Курьинский, Кытмановский, Локтевский, Мамонтовский, Михайловский, Немецкий национальный, Новичихинский, Павловский, Панкрушихинский, Первомайский, Петропавловский, Поспелихинский, Ребрихинский, Родинский, Романовский, Рубцовский, Смоленский, Советский, Солонешенский, Солтонский, Суетский, Табунский, Тальменский, Тогульский, Топчихинский, Третьяковский, Троицкий, Тюменцевский, Угловский, Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Целинный, Чарышский, Шелаболихинский, Шипуновский; (в ред. закона Алтайского края от 06.03.2014 №16-ЗС)

поселок Сибирский (закрытое административно-территориальное образование).

3. Административно-территориальное  устройство Алтайского края, порядок  его изменения, перечень административно-территориальных образований Алтайского края устанавливаются законом Алтайского края. (в ред. закона Алтайского края от 15.04.2005 №23-ЗС)

Статья 5. Изменение правового статуса, границ и наименования Алтайского края

1. Правовой статус Алтайского  края может быть изменен по  взаимному согласию Российской Федерации и Алтайского края в соответствии с федеральным конституционным законом.

2. Границы между Алтайским краем  и другими субъектами Российской  Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия с последующим утверждением этих изменений Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Переименование Алтайского края  осуществляется федеральным законом  по представлению Алтайского краевого Законодательного Собрания на основе мнения населения Алтайского края, выявленного посредством краевого народного опроса (плебисцита). (в ред. законов Алтайского края от 11.12.2002 №84-ЗС, от 30.11.2007 №126-ЗС).

 

2.1Основы экономики финансов Алтайского края

Статья 32. Экономическая основа

1. Экономическую основу Алтайского  края составляют:

Информация о работе Место муниципального права в системе права России