Место муниципального права в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права. В Российской Федерации власть осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Причем, если два первых уровня – это уровни осуществления государственной власти, то на местном уровне осуществляется публичная власть, по своей природе не являющаяся государственной. Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти на местном уровне.

Файлы: 1 файл

контрольная МП.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

                                            Введение

Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права. В Российской Федерации власть осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Причем, если два первых уровня – это уровни осуществления государственной власти, то на местном уровне осуществляется публичная власть, по своей природе не являющаяся государственной. Муниципальное право, будучи самостоятельной отраслью права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти на местном уровне. Предметом муниципального права являются общественные отношения, связанные с территориальной организацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной власти как специфического уровня власти.

Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие: в процессе решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли, в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированием и исполнением местного бюджета и иной деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, включая вопросы организации муниципальной службы; - в процессе реализации органами местного самоуправления от- дельных государственных полномочий и в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации. Эти общественные отношения имеют определенную специфику: 1) они имеют локально территориальный характер (ст. 131 Конституции РФ); осуществляются в пределах города, поселка, станицы, района, округа;

2) В этих отношениях участвуют особые субъекты: муниципальное образование, население, сход граждан, органы местного самоуправления, граждане, депутаты представительных органов местного самоуправления в соответствии со своим статусом, органы территориально общественного самоуправления, объединения муниципальных образований, в государственные органы.

3) это комплексные отношения: местное  самоуправление реализует функции  во всех сферах жизни местного  сообщества: экономической, бюджетной, социально-культурной и др. Но  все эти отношения – это отношения местного уровня. Круг этих вопросов определяется федеральными законами и закрепляется в уставах муниципальных образований. Именно комплексный характер этих отношений и определяет комплексный характер муниципального права. Поскольку муниципальное право регулирует отношения, складывающиеся и в публичной и в частной сфере, постольку оно использует синтез методов правового регулирования. Так как местное само- управление является формой реализации власти, следовательно, в процессе осуществления власти складываются отношения субординации, то используется императивный метод правового регулирования. 

Место муниципального права в системе права России.

Местное самоуправление – это многоплановая сфера общественных отношений, регулируемая многими отраслями права: конституционным правом, административным правом, гражданским правом, финансовым правом и др. Однако среди этих отношений можно выделить от- ношения, регулируемые нормами именно муниципального права: территориальные и организационные основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, муниципальная служба, территориальное общественное самоуправление и др. Большинство норм и институтов муниципального права являются нормами и институтами других отраслей права. Нормы гражданского, административного, налогового, бюджетного и других отраслей права, не меняя своей первичной отраслевой принадлежности, являются одновременно нормами и институтами муниципального права. Одна- ко, муниципальные нормы, не меняя режима других отраслей, требу- ют учета особенностей субъектов муниципально-правовых отношений, например, особенностей правового положения муниципального образования как субъекта гражданско-правовых отношений. В то же время, муниципальное право включает в себя специфические право- вые институты, не свойственные другим отраслям права, например, институт муниципальной службы, институт главы муниципального образования, институт территориального общественного самоуправления.

Поэтому муниципальное право выступает одновременно и как комплексное межотраслевое образование, включающее в себя нор- мы и институты других отраслей права и как обособленная по предмету правового регулирования часть российского права. Как меж комплексное образование, муниципальное право – это совокупность норм, закрепляющих ценности, цели, исходные категории местного самоуправления, ориентирующих иные отрасли права на учет особенностей муниципальных образований и других субъектов местного самоуправления, обеспечивающих согласованное, не- противоречивое воздействие норм разных отраслей на отношения местного самоуправления. Как обособленная часть российского права, муниципальное право – это совокупность норм, закрепляющих с помощью разнообразных методов правовое регулирование территориальной и организационной основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, положение депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и признаки местного самоуправления.

В соответствие с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, территориальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредованно через систему органов местного самоуправления. Во-вторых. Местное самоуправление - это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. В час- ти 1 статьи 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде- рации» 1 определялось, что местное самоуправление в Российской Феде- рации - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В-третьих. Местное самоуправление — форма народовластия, т. е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти .

В частях 1, 2 статьи 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местно- го самоуправления.

В части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 записано, что местное самоуправление

1 Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 97-ФЗ 

(в ред. от 21 июля 2005 г.)

 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // развитие. М., 1996. С. 12).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 15 февраля 2006 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

В Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, действующим законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В-четвертых. Местное самоуправление - одна из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляющих одни и те же лица .

1 . Данный аспект самоуправления воплощается в таких его социальных (не правовых) характеристиках, как самоорганизация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль

2 . В-пятых. Местное самоуправление - одна из основ конституционно- го строя, основополагающий принцип  организации власти, который наряду  с принципом разделения власти (деление власти по горизонта- ли) определяет систему управления (деление власти по вертикали)

3 . В статье 12 Конституции РФ  указывается, что в Российской  Федерации признается и гарантируется  местное самоуправление; местное  само- управление в пределах своих  полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3,12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции РФ составляют основы конституционного строя Российской Федерации. Наиболее значительным представляется последний аспект.

Местное самоуправление во всех развитых странах признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя, в качестве демократического института, который не может быть ликвидирован. Например, в части 2 статьи 28 Конституции ФРГ говорится о том, что общинам должно быть предоставлено право решать местные вопросы в рамках за- кона под их собственную ответственность. Объединения общин в рамках их законной сферы деятельности также имеют право на самоуправление в соответствии с законом.

Иными словами, самоуправление как форма организации принципиально неприкосновенно.

В США действует принцип самоуправления (home rule), который означает управление местными делами без вмешательства со стороны законодательного или иных органов штатов в деятельность муниципальных органов. Аналогичная норма появилась и в Конституции РФ. В соответствии со стать- ей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

 

Судья Конституционного Суда РФ Н. С. Бондарь отмечает, что сущность местного самоуправления обусловливает его трех аспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в Российской Федерации и в этом качестве - одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности. Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении

2 . Русский ученый Л. А. Велихов3 отмечал, что «при всех индивидуальных особенностях, присущих местному самоуправлению в разных государствах, можно отметить и некоторые бесспорные существенные при- знаки, ему свойственные и отличающие его от центральной правительственной власти»: 1. Различие в характере власти. Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью.

2. Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т. е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению.

3. Самостоятельные источники средств.

4. Территориально-ограниченный выборный  принцип. Далее Л. А. Велиховым выделялись основные «выгоды и преимущества» местного самоуправления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные признаки  и сущность муниципальной власти  в Российской федерации.

Понятие «муниципальная власть» в российской правовой науке возникло сравнительно недавно. С введением в законодательство и Конституцию Российской федерации 1993 г.  понятие  «местное самоуправление» и закрепление его статуса в системе властных отношений в научной литературе постепенно сформировалось понятие «публичная власть и муниципальная власть».

Анализируя законодательные акты, исследования ученных, мы выделили шесть признаков, характеризующих муниципальную власть, показывающих ее сущность, отличия от государственной власти.

Первый признак: Муниципальная власть, как и государственная характеризуется легитимностью, то есть ее функционирование основано на Конституции Российской федерации, законодательных и иных  нормативных актах(федеральных, субъектов федерации, муниципальных  местных).

Согласно федеральному закону от 6.03.2003 г. №131- ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», федеральные органы государственной власти в области местного самоуправления в Российской федерации, федеральные органы  государственной власти в области местного самоуправления осуществляют следующие полномочия;  определяют  общие принципы организации местного самоуправления в Российской федерации, осуществляют  правовое регулирование  по предметам внедрения полномочий РФ  по предметам совместного ведения федерации и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных и региональных  органов государственной власти и их должностных лиц в области местного самоуправления,

устанавливают права, обязанности и ответственность граждан, органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении  отдельных делегированных  государственных полномочий.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации в области местного самоуправления в соответствующих субъектах РФ в случаях и порядке, установленных  федеральным законом №131-ФЗ;прав обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов федерации и должностных лиц  местного самоуправления  по предметам ведения РФ и субъектов РФ; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления  при осуществлении отдельных полномочий, делегированных законами субъектов РФ.

Информация о работе Место муниципального права в системе права России