Местный референдум

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности местного референдума в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. определить понятие местного референдума и юридической силы решений, принятых на референдуме;
2. определить вопросы местных референдумов;
3. рассмотреть принципы проведения референдумов и обстоятельства, исключающие проведение референдума;
4. рассмотреть инициативу проведения референдума и принятие решения о проведении референдума;
5. проанализировать подготовку и проведение акта голосования и определить результаты референдума.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие местного референдума……………………………………….………5
2. Юридическая сила решений, принятых на референдуме……………..……..6
3. Вопросы местных референдумов……………………………………..………7
4. Принципы проведения референдумов………………………………..……….8
5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума…………..……..9
6. Инициатива проведения референдума…………………………..…………10
7. Принятие решения о проведении референдума……………………………12
8. Подготовка и проведение акта голосования……………………….……….13
9. Результаты референдума……………………………………………..……..14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………..……….17

Файлы: 1 файл

Местный референдум.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Понятие местного референдума……………………………………….………5

2. Юридическая сила решений,  принятых на референдуме……………..……..6

3. Вопросы  местных референдумов……………………………………..………7

4. Принципы проведения референдумов………………………………..……….8

5. Обстоятельства, исключающие проведение   референдума…………..……..9

6. Инициатива проведения  референдума…………………………..…………10

7. Принятие решения о проведении референдума……………………………12

8. Подготовка и проведение  акта голосования……………………….……….13

9. Результаты  референдума……………………………………………..……..14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………..……….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Демократические  преобразования современного общества, формирование в России правового государства обусловливают развитие народовластия, совершенствование форм участия населения в управлении государством и решении вопросов местного значения. Признание многонационального народа Российской Федерации единственным источником власти означает необходимость создания правовых и организационных условий для непосредственного осуществления власти гражданами РФ.

Конституция Российской Федерации провозгласила носителем  суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Свою власть он реализует непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Референдум как важнейший  институт народовластия имеет определяющее значение для современного российского конституционализма, определения направления развития общества и государства, он призван обеспечивать свободное волеизъявление граждан по самому широкому спектру вопросов. Государственная власть и местное самоуправление функционируют устойчиво и эффективно лишь при наличии развитых институтов прямой демократии. Необходимо последовательное расширение участия граждан в управлении делами субъектов РФ и муниципальных образований путем референдумов.

Цель работы - выявить  особенности местного референдума  в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. определить понятие местного референдума и юридической силы решений, принятых на референдуме;

2. определить вопросы  местных референдумов;

3. рассмотреть принципы проведения референдумов и обстоятельства, исключающие проведение  референдума;

4. рассмотреть инициативу проведения  референдума и принятие решения о проведении референдума;

5. проанализировать подготовку и проведение акта голосования и определить результаты  референдума.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в области правового регулирования  порядка муниципальных выборов  и референдума.

Предмет исследования - нормативные  правовые акты, регулирующие порядок муниципальных выборов и референдума.

Теоретической основой  исследования послужили работы в  области общей теории государства  и права, а также конституционного права: Братановского С.Н., Комаровой  В.В., Курячая М.М., Постового Н.В., Тихомирова Ю. А. и др.

Структура работы. Данная работа состоит из введения,  пунктов, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие местного  референдума

 

Местный референдум - утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения.1 Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения - органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной  системы,  местный референдум  закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.).2 Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных законах (Московская, Челябинская области и др.), законах, нацеленных на регулирование всех видов референдумов в субъекте Федерации (Свердловская область), законах, регулирующих наряду с референдумами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе определяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

 

 

 

2. Юридическая сила решений, принятых на референдуме

 

Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.  Решения  местного референдума  имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами  местного самоуправления. Принятые на референдумах решения, например уставы муниципальных образований, подлежат государственной регистрации. Однако регистрация - это не утверждение акта, а форма проверки его законности.

Органы  местного  самоуправления обеспечивают исполнение решений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реализации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт. Причем названный орган обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подготовки такого акта. Срок подготовки данного акта не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нормативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изменены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них самих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на  референдуме  акта следует отличать признание комиссией  референдума  недействительным результата  референдума.  Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

 

 

3. Вопросы  местных референдумов

 

На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления  полномочий органов  местного  самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы  местного  самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе  органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов и  должностных лиц, утверждении,  назначении на должность и  об освобождении от должности  должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее;

4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.3

Приведенные положения означают, что компетенция местных референдумов ограничена. И это правильно. Вряд ли разумно, например, выносить на  референдум  такие сложные вопросы, как утверждение  местных  бюджетов. Однако особо следует оговорить: перечень законодательно установленных изъятий из компетенции местных референдумов является исчерпывающим и не может толковаться расширительно.

К исключительному ведению представительных органов  местного  самоуправления отнесено федеральным законодателем принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако эту норму надо толковать ограничительно: как право муниципального образования в своем уставе на основании федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации определять исчерпывающий перечень вопросов, нормативные акты по которым не могут принимать ни население на референдуме, ни исполнительные органы местного самоуправления.

 

 

4. Принципы проведения референдумов

 

Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в  референдуме  свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования.4 Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного участия граждан в принятии решений по всем вопросам местного самоуправления, которые могут выноситься на референдумы.

В основном совпадают также принципы организации выборов и  референдумов.  Так, при проведении  референдумов  используется территориальный принцип. Территория муниципального образования структурируется под нужды голосования и разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Последние, как правило, совпадают с избирательными участками.

Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых решений средствами массовой информации.

Какие-либо прямые или косвенные  ограничения прав граждан на участие  в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

 

 

5. Обстоятельства, исключающие проведение  референдума

 

Местные  референдумы  не могут назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на той территории, на которой предполагается проводить референдум,  а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме, не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.5

 

 

6. Инициатива проведения  референдума

 

Инициатива проведения  местного референдума  принадлежит гражданам, обладающим правом на участие в местном референдуме,  избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдуме и которые зарегистрированы в установленном порядке не позднее, чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Право инициативы также принадлежит совместно  представительному органу  местного  самоуправления, главе местной администрации.6

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу местного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может образовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участвовать в  референдуме.  Если инициатива проведения  референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его  местного  отделения,  местной  организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную  комиссию муниципального образования  с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Ходатайство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передает его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган  местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает законность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня решения представительного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отрицательное решение представительного органа влечет отказ в регистрации инициативной группы со стороны избирательной комиссии муниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообразности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

Информация о работе Местный референдум