Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 10:43, реферат

Описание работы

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление — это не только один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.

Содержание работы

Введение
1. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления
1.1 Понятие местного самоуправления
1.2 Система местного самоуправления
1.3 Полномочия местного самоуправления
2. Государственная власть и местное самоуправление в РФ: конституционно-правовые основы взаимоотношений
2.1 Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти
2.2 Совершенствование реформирования местного самоуправления в России
Заключение
Список нормативных источников и литературы

Файлы: 1 файл

глава 8 Конституции Местное самоуправление.docx

— 47.11 Кб (Скачать файл)

На заседаниях органов местного самоуправления области вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов государственной власти области или лица, уполномоченные ими, в соответствии с уставом МО либо с согласия органов местного самоуправления.

II. Создание органами государственной власти организационных структур, специализирующихся на взаимодействии с органами местного самоуправления

1. Создаются уполномоченные исполнительные органы государственной власти, оказывающие содействие органам местного самоуправления в реализации их полномочий.

На федеральном уровне это Министерство регионального развития РФ, положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40. В субъектах РФ это, например, Комитет государственной службы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, положение о котором утверждено указом Президента Республики Бурятия от 10 февраля 2003 г. № 38, Управление внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата администрации Пермской области, положение о котором утверждено указом губернатора Пермской области от 16 апреля 2002 г. № 69.

2. Создаются территориальные  органы исполнительных органов  государственной власти субъектов  РФ в административно-территориальных  единицах субъектов РФ.

Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать свои территориальные органы в административно-территориальных единицах субъектов РФ, в том числе в которых созданы МО, для решения задач государственного значения на соответствующей территории и организации контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также назначать своих полномочных представителей. Положения о территориальных органах и полномочных представителях исполнительных органов государственной власти субъектов РФ утверждаются, как правило, высшим должностным лицом субъекта РФ.

3. Создаются координационные, консультативные и совещательные  органы (советы, конгрессы, рабочие  группы) при органах государственной  власти, осуществляющие отдельные  мероприятия в сфере местного самоуправления.

Указанные органы создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов власти, выработки рекомендаций по определенным направлениям их деятельности. Их состав, полномочия и порядок работы определяются правовым актом соответствующего органа или должностного лица государственной власти, принимаемым по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Указанные органы могут создаваться на постоянной или временной основе.

На основании ст. 8 Закона 2003 г. в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет МО субъекта РФ. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов МО субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления» от 16 июля 2004 г. № 910 6в целях исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; совершенствования правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления образована межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления.

III. Осуществление координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Заключаются договоры  и соглашения между органами  государственной власти и органами  местного самоуправления для  решения общих задач, непосредственно  связанных с вопросами местного  значения.

2. Осуществляется обмен  информацией между органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

Например, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 2003 г. к полномочиям органов местного самоуправления относится организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ. В ст. 47 Закона Красноярского края «О местном самоуправлении в Красноярском крае» от 10 января 1996 г. № 8-209 предусматривается обязанность органов местного самоуправления представлять собственные правовые акты, акты, принятые сходом, собранием граждан или на референдуме, договоры и иную информацию, касающуюся деятельности муниципального образования, органам государственной власти края по их требованию.

Органы государственной власти также могут предоставлять органам местного самоуправления необходимую им информацию, в том числе правовые акты, методические рекомендации и т.п.

3. Направляются органами  местного самоуправления обращения  в органы государственной власти  и органами государственной власти  обращения в органы местного  самоуправления.

IV. Осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. В Федеральном законе 2003 г. общий принцип об оказании органами государственной власти мер государственной поддержки местному самоуправлению отсутствует. В п. 2 ст. 18 указанного Федерального закона предусматривает только меры финансовой поддержки государства в отношении местного самоуправления. Так, в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

Существуют следующие меры государственной поддержки местного самоуправления.

1. Принятие федеральных  и региональных программ развития  местного самоуправления. Например, постановлением Правительства РФ  от 15 декабря 1999 г. № 1394 утверждена Федеральная  целевая программа государственной  поддержки развития муниципальных  образований и создания условий  для реализации конституционных  полномочий местного самоуправления. Предусматриваются два основных этапа исполнения указанной программы: первый этап (2000—2002) — создание базовых условий для развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления; второй этап (2003—2014) — выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения. Аналогичные программы приняты в ряде регионов РФ (Волгоградской, Томской областях и т.д.).

2. Разработка модельных  проектов муниципальных правовых  актов. Например, распоряжением губернатора  Омской области от 7 апреля 2004 г. № 80-р создана рабочая группа  по подготовке проектов нормативных  правовых актов Омской области  в сфере местного самоуправления. Указанной рабочей группой в 2005 г. разработаны модельные муниципальные  правовые акты для муниципального  района и поселения, в том числе  уставы муниципальных образований, положения о порядке организации  территориального общественного  самоуправления, публичных слушаний, реализации правотворческой инициативы  граждан, бюджетном процессе в  муниципальных образованиях, о местных  налогах, об управлении муниципальной  собственностью и т.д.

3. Оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения:

■ установление нормативов отчислений в местный бюджет от определенных видов федеральных и региональных налогов и сборов (ст. 58 и 59 Федерального закона 2003 г.);

■ предоставление дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов, городских округов в целях выравнивания финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения (ст. 60 и 61 Федерального закона 2003 г.);

■ предоставление субсидий из фонда муниципального развития в целях долевого финансирования инвестиционных программ ' и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований; фонда софинансирования социальных расходов в целях долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований (ст. 62 Федерального закона 2003 г.);

4. Предоставление органам  местного самоуправления материальных  ресурсов для решения вопросов  местного значения. Осуществляется  это, например, посредством предоставления  из собственности субъектов РФ  в муниципальную собственность  нежилых помещений для размещения  органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, транспортных  средств для перевозки пассажиров, уборки дорог, компьютерной техники; обеспечение органов местного самоуправления средствами связи, Интернетом и т.п.

5. Организация органами  государственной власти профессиональной  подготовки, переподготовки, повышения  квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных  лиц местного самоуправления. Так, в настоящее время органами  государственной власти субъектов  РФ организуется обучение глав  вновь образованных муниципальных  образований, ведется подготовка  юристов, экономистов и финансистов  для кадрового обеспечения местных  администраций вновь образованных  муниципальных образований.

6. Оказание методической  помощи органам местного самоуправления. Органы государственной власти  субъектов РФ периодически изучают, обобщают практику исполнения  законодательства в муниципальных  образованиях и разрабатывают  на этой основе методические  рекомендации для органов местного  самоуправления по совершенствованию  порядка решения вопросов местного  значения, организуют обмен опытом  между муниципальными образованиями, в том числе в различных  регионах.

V. Принятие органами государственной власти мер по обеспечению законности и правопорядка на территории муниципального образования посредством

1. Государственная регистрация уставов муниципальных образований. Она проводится территориальными органами Министерства юстиции РФ в субъектах РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ.

2. Ведение реестра муниципальных  образований РФ Министерством  юстиции РФ в порядке, предусмотренном  постановлением Правительства РФ  от 1 июня 2005 г. № 350.

3. Контроль за осуществлением деятельности органов местного самоуправления, в том числе контроля за использованием финансовых средств, предоставленных местным бюджетам и имеющим целевое назначение.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона 2003 г. осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом 2003 г. и другими федеральными законами. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом 2003 г., другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

В настоящее время федеральными законами предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением — контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях допускается только судебный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

4. Компенсация местному  самоуправлению дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ.

Статья 133 Конституции РФ предусматривает, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Это означает, что увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ соответствующие положения по непонятным причинам отсутствуют.

Информация о работе Местное самоуправление