Местное самоуправление, зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы – анализ существующих систем организации местного самоуправления в зарубежных странах.
Задачи:
- рассмотреть правовые основы организации местного самоуправления в зарубежных странах,
-рассмотреть основные системы организации местного самоуправления за рубежом,
-рассмотреть особенности административно-территориального деления в рамках местного самоуправления зарубежных стран,
- осуществить сравнительный анализ структуры о формы органов местного самоуправления в зарубежных странах,
- описать полномочия местных органов самоуправления в зарубежных странах,
- рассмотреть финансовые основы местного самоуправления в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правовые основы организации местного самоуправления за рубежом
1.1. Понятие местного самоуправления. Местные органы власти в системе публичного управления
1.2. Муниципальные системы зарубежных стран
Глава 2. Сравнение муниципальных систем крупнейших зарубежных стран
2.1. Особенности административно-территориального деления
2.2. Структура и формы органов местного самоуправления
2.3. Компетенция местных органов самоуправления
2.5. Финансовые основы местного самоуправления
2.6. Местные исполнительные органы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

При избираемом мэре или  бургомистре падает роль представительного  коллегиального органа. В Японии, к  примеру, по инициативе губернатора, мэра или старосты может быть проведен досрочный роспуск соответствующего представительного органа.

3. Неизбираемые органы. Они бывают двух видов:

а) функцию исполнительного  органа выполняет представитель  центральной власти. Таким примером является положение префектов и  субпрефектов во Франции. Префект во французском департаменте – очень  важная фигура, фактически возглавляющая  исполнительную власть в административной единице. Такой префект практически  независим от избираемого органа. Он возглавляет все административные службы. Такая система встречается  также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки;

б) функции исполнительного  органа могут быть возложены на специально приглашаемого управленца – менеджера. Такая система распространена в  США, мы уже о ней упоминали, она  носит название "совет-управляющий". Вопросы большой важности выносятся  на местный референдум, особенно в  тех случаях, когда местные власти опасаются принимать решение  без опоры на населения.

Объем полномочий исполнительного  органа во многом определяется способом его формирования. Среди них наибольшее распространение получили: избрание непосредственно населением, избрание депутатами представительного органа из своего числа, назначение главой государства, назначение исполнительного директора (управляющего), нанятого муниципалитетом  по контракту. Наиболее весомое положение  в системе местного самоуправления обычно имеет исполнительный орган, сформированный по первому варианту.

Нередко исполнительный орган  играет двойственную роль, являясь  одновременно органом местного самоуправления и представителем правительства, наделенным некоторыми функциями государственного управления. В таком двойном качестве выступает, например, мэр во Франции, Италии, Японии и ряде других стран.

Таким образом, сравнительный  анализ организации местного самоуправления в зарубежных странах позволил выявить  основные особенности функционирования местных органов власти по разным направлениям их деятельности и сделать  вывод об уникальности и неповторимости модели местного самоуправления каждого  государства.

Заключение

Наличие эффективного местного самоуправления необходимо для нормального  функционирования любого демократического государства. При этом надо иметь в виду, что понятие "местное самоуправление" в зарубежных странах включает в себя два вида органов управления: местный представительный орган, избираемый населением соответствующей административно-территориальной единицы и принимающий решения по наиболее важным местным вопросам, и исполнительный орган, руководимый мэром (бургомистром), исполняющий решения представительного органа и осуществляющий оперативное управление и даже некоторые государственные функции.

В настоящее время к  этих странах функционируют три  модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская) и "смешанная". Различия данных моделей зависят прежде всего от взаимоотношений местных органов между собой и с государственной властью:

ила распространение так  называемая континентальная (или французская) модель управления. Ее отличия от англосаксонской базируются на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Эта модель зародилась во Франции.

Континентальная модель является иерархической структурой, где происходит сверху передача различных директив, а снизу поступает информация, и где на государственные органы работают представители на местах. Данная модель характеризуется также  некоторой подчиненностью нижестоящих  местных органов самоуправления вышестоящим по структуре.

В развитых странах различия между этими двумя моделями обычно не носят принципиального характера, они -находятся в определенном сближении между собой, в особенности после муниципальных реформ во Франции и Великобритании, проведенных в 80-х годах. Функционирование обеих моделей строится на многих сходных принципах, свойственных современному демократическому государству. Основой системы местных органов, самоуправления этих стран являются местные представительные органы, формирующиеся в результате свободных и состязательных выборов непосредственно населением.

В ряде развивающихся стран, где заимствованная у развитых демократий англосаксонская или континентальная  модель местного самоуправления выступает  лишь в качестве необходимой "декорации." для, авторитарной по своей сути политической системы, в рамках которой волеизлияние граждан на выборах имеет во многом несамостоятельный и заранее  ориентированный характер, местное  самоуправление нельзя рассматривать  как составную часть демократии.

Местное управление и Австрии, Германии, Японии, и некоторых других странах имеет сходство с обеими моделями, обладая при этом и некоторыми своими специфическими чертами. Это  и позволяет выделить его в  отдельную – "смешанную" модель местного самоуправления.

Список литературы

Монографии, учебные пособия

1.Васютин Ю., Емельянов  Н. Местное самоуправление в  зарубежных странах. М., Тула, Издательство "ТГПУ", 2001

2.Воронин А.Г. Муниципальное  хозяйствование и управление: проблемы  теории и практики. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3.Зотов В.Б. Муниципальное  управление: учебник для вузов. / З.М. Макашева, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4.Конституции буржуазных  государств. М.: Юридическая литература, 2002.

5.Конституции зарубежных  государств. М.: БЕК, 2001. С.305

6.Местное самоуправление  в Германии (на примере положения  об общинах земли Баден-Вюртенберг). М.: "Де-юре", 2002.

7.Местное самоуправление  в зарубежных странах: (Информационный  обзор)/ Под ред. Н. Медведева.  М, Издательство "Слово", 2002.

8.Мизь А.Б., Подсумкова А.А. и другие. Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт / Под ред С.Ю. Наумова. – Саратов: ПАГС, 2002.

9.Местное самоуправление: Сборник международных терминов  из области права и управления. Мюнхен; Бонн, НОРМА, 2003.

10.Местные органы власти  в США: организация управления  и экономической деятельности. М., НОРМА-М, 2002.

11.Уваров Ю.М. Местное  самоуправление в России. – М.: Норма, 2005.

12.Улиско А.П., Рогожкина  В.В. Российское муниципальное  право: Учебное пособие. Саратов.  Издательство ПАГС, 2002.

13.Шумянкова Н.В. Муниципальное  управление: учебное пособие / Н.В.  Шумянкова. – М.: Экзамен, 2002

14.Чиркин В. Основы сравнительного государствоведения. М.ИНФРА-М, 2003.

Периодические издания

15.Ачкасов В. Опыт местного  самоуправления на Западе // Правоведение. – 2002.- №4. – С.41-44

16.Буркова О.М. Местное  самоуправление Франции // Муниципальная  власть. – 2003. – №4. – С.12-18

17.Чудаков М.Ф. Местное  самоуправление и управление  за рубежом (теория и практика)// Муниципальная власть. – 2005.- С.32-37

 


Информация о работе Местное самоуправление, зарубежный опыт