Местное самоуправление во второй половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 23:34, реферат

Описание работы

Проведение Александром II либерально-демократических реформ местного самоуправления во второй половине XIX века было обусловлено прежде всего крестьянской реформой 1861 года. Именно эти реформы — земская и городская — привлекают сегодня особое внимание специалистов в области муниципального права, поскольку их не без основания считают первой попыткой создать в России гражданское общество, основанное на частной собственности.

Файлы: 1 файл

Реферат по муниципальному праву.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

 

Кафедра «Административного и муниципального права»

Учебная дисциплина «Муниципальное право»

 

РЕФЕРАТ

 «Местное самоуправление  во второй половине XIX века»

 

 

 

 

 Выполнила:

Студентка 3 курса 312 группы

Института правоохранительной деятельности

Абрамова Л.А.

Проверил:

ст.преподаватель кафедры  

Тарулина Е.В.

 

 

 

 

Саратов – 2014 

Проведение Александром II либерально-демократических реформ местного самоуправления во второй половине XIX века было обусловлено прежде всего крестьянской реформой 1861 года. Именно эти реформы — земская и городская — привлекают сегодня особое внимание специалистов в области муниципального права, поскольку их не без основания считают первой попыткой создать в России гражданское общество, основанное на частной собственности.

Наиболее значимым правовым актом того времени считается принятое 1 января 1864 года Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В нем впервые в отечественной истории по инициативе большинства дворянских депутатов создавались земские органы (выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы, подчеркивался негосударственный характер деятельности населения по осуществлению местного самоуправления, закреплялись качественно новые принципы управления на местах и основы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной и муниципальной властей, а органы местного самоуправления наделялись обширными полномочиями в области управления местным хозяйством.

В соответствии с указанным Положением в 1865 году земские учреждения были введены в 19 губерниях, в 1866-м — еще в 9. В Вятской и Олонецкой губерниях земские учреждения стали функционировать с 1867 года, в Бессарабской — с 1869-го, в Вологодской, Пермской — с 1870-го и в Уфимской губернии — с 1875 года.

В систему земств для организации их работы и контроля над ними было введено губернское по земским делам присутствие. В его состав от губернии входили: губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда. Земство представляли в нем: председатель губернской земской управы, он же предводитель дворянства губернии, и один гласный от губернии.

Однако не только сельское, но и городское самоуправление претерпевало изменения. Так, в соответствии с Городовым положением, введенным в 1846 году в Петербурге, а затем повсеместно на территории Российского государства, органами общественного самоуправления становились: городской голова, общая городская Дума (как распорядительный орган), распорядительная городская Дума (как исполнительный орган).

Важно отметить, что в Москве реформы местного самоуправления проводились в соответствии с Положением об общественном самоуправлении города Москвы 1862 г. (введено в 1863 г. и действовало 9 лет); Городовым положением 1870 г. (вступило в силу в 1872 г. и просуществовало 20 лет); Городовым положением 1892 г. (введено в 1893 г. и действовало 19 лет).

Положение об общественном самоуправлении города Москвы, законодательно закрепленное и высочайше утвержденное 20 марта 1862 года, вводило всесословный принцип организации городской Думы и способствовало ее приспособлению к новым экономическим условиям. В соответствии с этим документом городское общество делилось на пять групп: дворяне, почетные граждане, купцы, мещане, ремесленники, неопределенная группа «других званых лиц».

Названное Положение впервые в России разрешало привлекать к общему городскому делу представителей всех сословий, изъяв его из рук купеческого и мещанского обществ, которые до этого считались привилегированными представителями городского общества. Результатом такого нововведения стало избрание в городские головы не купца или мещанина, а представителя знатного московского дворянства.

По Положению 1862 г. городской голова избирался всеми 500 сословными представителями, по 100 уполномоченных от каждого сословия и только с 1870 года — гласными Думы из среды собрания.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления по этому Положению была значительно ограничена властью военного генерал-губернатора, который мог председательствовать на заседаниях городской Думы и утверждал ее решения. Кроме этого, в Положении не были определены предметы ведения органов местного самоуправления в Москве.

В соответствии с Городовым положением 1870 г. к органам городского самоуправления относились городское избирательное собрание, городская Дума, городская управа. Городские избирательные собрания формировались для избрания гласных городской Думы через каждые четыре года.

Следует отметить, что земское и городское избирательное право традиционно основывалось на имущественном и сословном цензах. В результате этого городская Дума являлась представительным органом, избранным определенным кругом лиц, обладающих недвижимым имуществом, что приводило к тому, что депутатами могли стать только крупные землевладельцы и состоятельные граждане.

Права голоса лишались неимущие, а также граждане, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, находящиеся подследствием или судом, душевно больные, лишенные духовного сана, исключенные из среды обществ и дворянских собраний. Не имели права голоса также губернатор, члены губернского по городским делам присутствия, за исключением городского головы, члены губернского правления и чины местной полиции.

Кроме этого, устанавливался ценз оседлости — 2 года и возрастной ценз — 25 лет. Главным требованием к избирателю являлось наличие российского подданства.

В соответствии с Городовым положением 1870 г. городское самоуправление было введено в 46 губерниях и областных городах: Архангельске, Астрахани, Кишиневе, Владимире, Киеве, Саратове, Тамбове; Красноярске, Томске, Семипалатинске и др.

Следует отметить, что выборные лица, занимающие должности в коллегиальных органах земского и городского самоуправления, в соответствии с Положением о земских учреждениях 1890 г. и Городовым положением 1892 г. считались состоящими на государственной службе. Они имели право на чинопроизводство, на получение орденов и на ношение мундира.

Председатели и члены земских управ, городские головы и члены городских управ могли подвергаться дисциплинарным взысканиям, налагаемым постановлениями губернского по земским и городским делам присутствия. Некоторые взыскания (например, удаление от должности) налагались по представлению указанных присутствий постановлениями Совета министра внутренних дел, утверждаемых министром. Губернатор имел право возбуждать вопрос об ответственности выборных должностных лиц земского и городского самоуправления, представлять их к награде.

 

 Список использованной литературы

1. Веселовский Б.Б. Земство и  земская реформа. Петроград: 1918. – 63 с.

2. Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: 1993. – 155 с.

3. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: 1996. - 253 с.

4. Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: 1913, Т. 1, 2. - 650 с.

5. Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.: 1994. - 315 с.

 


Информация о работе Местное самоуправление во второй половине XIX века