Местное самоуправление как форма местной публичной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организацией местной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местного самоуправления. При изучении темы курсовой работы были использованы различные источники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различной юридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав муниципального образования «Город Архангельск», а также было использовано законодательство советского периода, ныне утратившее свое действие.

Содержание работы

Введение 3
1 Местное самоуправление как форма местной публичной власти 6
1.1 Основные понятия 6
1.2 Становление местного самоуправления 8
1.3 Организация власти на местах 11
1.4 Ответственность местного самоуправления 13
1.4.1 Ответственность перед населением 14
1.4.2 Ответственность перед государством 15
1.4.2 Ответственность перед физическими и юридическими лицами 16
2 Местное самоуправление в Архангельской области 17
2.1 Состояние местного самоуправления в области 17
2.2 Организация местной власти в г. Архангельске 19
2.2.1 Основные положения и вопросы ведения 20
2.2.2 Финансово-экономическая основа местного самоуправления 22
2.2.3 Органы и должностные лица местного самоуправления 23
2.2.4 Ответственность местного самоуправления 26
2.3 «Плюсы» и «минусы» местного самоуправления 28
2.4 Пути решения существующих проблем 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

К основным вопросам ведения местного самоуправления города 
Архангельска можно отнести[39]:

1. владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью;

2. местные финансы,  формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета, установление  местных налогов и сборов, решение  других финансовых вопросов местного  значения;

3. содержание и  использование муниципальных жилищного  фонда и нежилых помещений;

4. организация,  содержание и развитие муниципальных  учреждений образования, здравоохранения,  органов охраны общественного  порядка, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения  и канализации;

5. предоставление  и изъятие земельных участков  на территории города

Архангельска, контроль за их использованием в соответствии с действующим законодательством;

6. регулирование  использования водных объектов  местного значения, других месторождений;

7. организация дорожного  строительства и транспортного  обеспечения населения;

8. создание условий  для деятельности учреждений  культуры, находящихся в муниципальной  собственности;

9. обеспечение гражданской  обороны, предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций на территории  города Архангельска.

Также и другие задачи стоят перед местной властью  города в соответствии с Уставом. Таким образом, видно, что на муниципальное  образование «Город Архангельск» возлагается  довольно большое количество функций. К тому же данные функции в основном довольно затратны, так как направлены на обеспечение населения теми или  иными общественными благами.

2.2.2 Финансово-экономическая  основа местного самоуправления

Основой деятельности местной власти являются, в первую очередь, финансово-экономические ресурсы. «Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся  в государственной собственности  и переданное в установленном  порядке в управление органам  местного самоуправления»[40], а также  другая собственность, направленная на удовлетворение интересов местного сообщества.

В состав муниципальной  собственности входит довольно широкий  спектр объектов. Среди основных можно  выделить:

1. средства местного  бюджета, муниципальные внебюджетные  фонды;

2. имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие  природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности;

3. муниципальные  унитарные предприятия, учреждения  и организации, муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  организации;

4. муниципальный  жилой фонд и нежилые помещения.

Муниципальной собственностью управляют и распоряжаются органы местного самоуправления. Они могут  передавать ее в пользование, сдавать  в аренду, а также осуществлять иные сделки в соответствии с Гражданским  кодексом 
Российской Федерации. К компетенции муниципального образования относится также право учреждать муниципальные унитарные предприятия и учреждения, определять цели, условия и порядок их деятельности и другие полномочия.

Таким образом, в  данной сфере местные власти имеют (по Уставу) довольно широкие полномочия, что должно способствовать наиболее эффективному удовлетворению потребностей населения.

«Финансовые ресурсы  города Архангельска включают в себя бюджетные средства, ценные бумаги, средства внебюджетных и валютных фондов, кредитных и иных ресурсов, полученных органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством»[41]. К тому же органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета, а превышение доходов над расходами не подлежит передаче государственным органам, а используется на нужды муниципального образования. Данная норма 
(Устав муниципального образования «Город Архангельск», ст.30) предусматривает довольно большие полномочия местной власти по формированию и распоряжению финансовыми ресурсами, что позволяет, помимо всего прочего, осуществлять свою деятельность на самостоятельной основе (на сколько это возможно).

 
2.2.3 Органы и должностные лица  местного самоуправления

К органам и должностным  лицам местного самоуправления города 
Архангельска относятся:

1. городской Совет  депутатов;

2. мэр города  Архангельска;

3. мэрия города  Архангельска;

4. муниципальные  служащие города Архангельска, имеющие  статус должностных лиц.

Рассмотрим компетенцию  городского Совета депутатов, мэра и  мэрии города Архангельска, дабы оценить  значимость каждого из них. Городской 
Совет депутатов осуществляет значительный перечень полномочий, в том числе[42]:

1. принятие Устава, внесение изменений и дополнений  в Устав города

Архангельска, передача его на референдум;

2. утверждение по  представлению мэра города Архангельска  местного бюджета и иных финансовых  документов;

3. установление  порядка управления и распоряжения  муниципальной собственностью, условий  приобретения, создания и преобразования  ее объектов, порядка и условий  приватизации муниципального имущества;

4. установление  и отмена местных налогов и  сборов, порядка предоставления  льгот по ним;

5. утверждение структуры  не только городского Совета, но и мэрии города Архангельска, перечня должностных лиц, назначение  на должность которых производится  с согласия городского Совета;

6. городской Совет  осуществляет контроль за деятельностью  мэра, мэрии и ее должностных  лиц.

Таким образом, городской  Совет депутатов города Архангельска располагает полномочиями, которые  позволяют ему в основном контролировать и задавать правила осуществления  властных полномочий муниципальным  образованием. Наряду с этим стоит  отметить, что право установления и отмены местных налогов и сборов указывает на то, что городской Совет депутатов наделен также и реальными полномочиями по управлению делами муниципального образования. К таким полномочиям можно отнести также право утверждения структуры исполнительной ветви власти.

В качестве Главы  муниципального образования выступает  мэр города 
Архангельска. Он является выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Таким образом, он – по определению – стоит 
«над» остальными органами и должностными лицами местного самоуправления города. И действительно, рассмотрев компетенцию мэра (в соответствии с 
Уставом города Архангельска), видно, что ему принадлежат ключевые функции по управлению городом: пункт 1 статьи 18 Устава муниципального образования 
«Город Архангельск» гласит, что мэр «непосредственно на основе единоначалия или через структуры мэрии города» выполняет функции местного самоуправления. Об особом положении мэра по сравнению с городским Советом депутатов свидетельствуют также следующие его полномочия[43]:

1. мэр осуществляет  функции распорядителя кредитов  при исполнении бюджета;

2. использует средства  внебюджетных и иных, в том  числе валютных фондов;

3. представляет  непосредственно или через своих  представителей интересы города  Архангельска в различных инстанциях;

4. назначает на  должности руководителей подразделений  мэрии города и освобождает  их от должности, применяет  меры поощрения и дисциплинарной  ответственности к должностным  лицам мэрии города, назначает  и освобождает от должности  руководителей муниципальных предприятий  и учреждений;

5. определяет компетенцию  отраслевых и территориальных  органов мэрии города Архангельска  и устанавливает фонды оплаты  труда их работников.

Помимо вышеперечисленного важным является право председательствовать на заседаниях городского Совета, а  также то, что мэр «издает постановления  и распоряжения, которые обязательны  для всех предприятий, учреждений, организаций  и граждан на территории города Архангельска»[44].

Нельзя не отметить также, что мэр осуществляет руководство  деятельностью мэрии города Архангельска, образует ее структурные подразделения. При этом фактически мэрия выполняет  роль организации, по средством которой  мэр города осуществляет полное руководство  городом.

Исходя из проведенного выше анализа организационной структуры  местной власти муниципального образования  «Город Архангельск», можно сделать  следующие промежуточные выводы. В первую очередь, очевидно, что на местную власть возлагается довольно широкий круг задач, связанных, прежде всего, с предоставлением населению  различных благ и обеспечением достойного уровня и качества жизни. А также  анализ показал, что властные полномочия, позволяющие осуществлять реальный контроль, сосредоточены в руках  мэра. В меньшей степени реальной властью обладает городской Совет  депутатов. 
Администрация же города Архангельска как таковым самостоятельным органом власти фактически не является. Основанием такого умозаключения явилось то обстоятельство, что экономические, административные и представительские функции принадлежат в большей степени мэру города. Те же полномочия, которыми располагает городской Совет депутатов, не позволяют ему в должной мере влиять на принимаемые решения по управлению делами города.

 
2.2.4 Ответственность местного самоуправления

Ответственность органов  и должностных лиц местного самоуправления города Архангельска состоит в их ответственности «перед населением города 
Архангельска, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством»[45].

В отношении ответственности  местного самоуправления перед населением в 
Уставе говорится, что основанием для нее является утрата доверия органами и должностными лицами местного самоуправления города. Также, по Уставу, формой реализации ответственности является досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Для этого необходима инициатива «не менее 3% избирателей либо по инициативе не менее двадцати депутатов городского Совета», а для отзыва депутата городского Совета необходима инициатива не менее 1% избирателей соответствующего округа. 
Таким образом, со стороны населения имеются достаточно действенные рычаги воздействия на местную власть, поскольку достаточна инициатива сравнительно небольшого числа граждан. В этой связи возникает другой вопрос: на сколько активно (и по каким причинам) население пользуется своим правом досрочно прекращать полномочия того или иного органа или должностного лица местной власти?

Ответственность перед  государством предусматривается Уставом  муниципального образования «Город Архангельск» таким же образом, что  и законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в 
Российской Федерации» (менее подробно).

Специальных норм, устанавливающих ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления города Архангельска перед физическими и юридическими лицами, Устав не содержит. Таким  образом, она реализуется на основе общего законодательства.

2.3 «Плюсы» и  «минусы» местного самоуправления

Проведенный анализ организации и деятельности местного самоуправления в Архангельской  области и городе Архангельске позволяет  подвести некие итоги, выявить положительные  и отрицательные стороны функционирования местной власти.

В первую очередь  нельзя не отметить, что в области  уже имеется определенный опыт в  сфере муниципального управления. В  то же время процесс формирования института местной публичной  власти шел «сверху», что наложило на него негативный отпечаток: не позволило  наиболее полно учесть интересы и  особенности конкретной территории, так как «центр» стремился  учесть (как можно полнее) свои интересы. Это первый «минус» самоуправления в области, выявленный в ходе написания  данной работы.

К недостаткам местного самоуправления в Архангельской  области можно отнести также  то, что в сфере перераспределения  финансовых средств уклон делается в сторону органов государственной  власти (хотя по закону местная власть располагает большим перечнем финансовых поступлений), в то время как перед  местными властями стоят довольно серьезные  задачи. Одной из проблем местного самоуправления также является в  основном отрицательное отношение  населения к местной власти, что  отражается и на участии населения  в самоуправлении, которое является довольно ограниченным.

Рассмотрение организации  местного самоуправления в городе Архангельске показало, что местные власти города своими полномочиями осуществляют довольно широкий круг деятельности. Также (по закону) они наделены высокой степенью самостоятельности. Тем не менее, недостатком  здесь является то, что реализуется  право на местное самоуправление в основном через органы и должностных  лиц местного самоуправления; на практике слабо развиты формы непосредственной демократии.

Среди органов и  должностных лиц местного самоуправления в городе 
Архангельске объемы власти распределены неравномерно. С одной стороны, это закономерно, так как соответствует построению власти в целом в стране. То есть законодательная власть находится как бы «на втором плане». Но в то же время практически «размыта» роль администрации города. Фактически она выполняет роль администрации мэра: им формируется и возглавляется. 
Городской Совет депутатов осуществляет довольно широкий круг полномочий, но реально позволяющих ему управлять делами города полномочий практически не имеет.

Информация о работе Местное самоуправление как форма местной публичной власти