Контрольная работа по дисциплине "Муниципальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Задание 1.
Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница? В чем сущность местного самоуправления в Российской Федерации?
Задание 2.
В уставе городского округа в качестве одного из вопросов местного значения содержался следующий: «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования». Соответствует ли такая формулировка федеральному законодательству? Может ли она быть включена в устав муниципального образования? Что понимается под вопросами местного значения? В чем их отличие от прав органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения?

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Задание 1.

Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница? В чем сущность местного самоуправления в Российской Федерации?

Хартия состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле местное самоуправление объявляется в качестве одной из основ конституционного строя любого демократического государства, а его развитие представляется как вклад в построение единой Европы, основанной на принципах демократии и права. Первая часть Хартии посвящена законодательному закреплению основ местного самоуправления. В этой главе закрепляются гарантии самостоятельности и защиты местного самоуправления, порядок реализации органами местного самоуправления своих полномочий, источники финансирования местного самоуправления, вопросы судебной защиты прав местного самоуправления. Во второй главе Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших. Государство обязуется соблюдать не менее двадцати пунктов первой части Хартии. Часть III Хартии устанавливает порядок подписания, ратификация и вступления в силу Хартии.

Конституция РФ, закрепившая право населения на местное самоуправление и местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, в гл. 8 "Местное самоуправление" регулирует главнейшие требования к его построению и функционированию.

Местное самоуправление рассматривается в главе 8 Конституции в обобщенном виде как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 ч.1) в городских, сельских поселениях, на иных территориях (ст.131 ч.1), осуществляемое непосредственно или через органы местного самоуправления (ст.130 ч.2). Данное общее право включает в себя более конкретные права населения, граждан и органов местного самоуправления:

- право населения  на самостоятельное определение  структуры органов местного самоуправления (ст.131 ч.1 предлож.2);

- право населения  на выражение мнения, подлежащего  обязательному учету, по вопросу  изменения границ территорий  местного самоуправления (ст.131 ч.2);

- право на  судебную защиту (ст.133), конкретизированное  в Федеральном законе о местном  самоуправлении как право граждан, проживающих на территории муниципального  образования, и органов (должностных  лиц) местного самоуправления (ст.46);

- право на  компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти (ст.133).

Одновременно Конституцией РФ установлены и другие основополагающие принципы местного самоуправления, в частности, обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15); смысл деятельности местного самоуправления - содействие осуществлению и реализации прав и свобод человека и гражданина (ст. 18); отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти (ст. 12).

Признавая и гарантируя местное самоуправление (ст.3 п.2), Конституция выступила в качестве важнейшей правовой основы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.

Таким образом, на основании проанализированных конституционных норм можно сделать вывод о том, что право на местное самоуправление является конституционным правом граждан и населения, хотя в его обобщенном виде и не закрепляется во второй главе Конституции Российской Федерации.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления.

В систему законодательного обеспечения местного самоуправления входят федеральные конституционные законы, Федеральный закон Российской Федерации „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и иные федеральные законы.

В развитие положения об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ зафиксировал возможность существования различных муниципальных образований - городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, а также установил компетенцию каждого из них.

Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. внес существенные коррективы в сложившуюся организационно-территориальную структуру местного самоуправления, установив:

а) единообразную территориальную организацию местного самоуправления во всех субъектах Федерации (за исключением городов федерального значения);

б) дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности муниципальных образований в зависимости от их вида и статуса;

в) перечень обязательных органов местного самоуправления, формируемых в каждом муниципальном образовании;

г) формы межмуниципального сотрудничества и т. д.

Конкретизация правовых основ деятельности муниципальных органов в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства определяется в иных федеральных законах, например "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", "Об образовании", "О государственной социальной помощи".

Для экономической основы местного самоуправления особое значение имеют Налоговый, Бюджетный, Гражданский кодексы РФ.

Согласно ст. 4  Федерального   закона   от   6   октября   2003  г. № 131-ФЗ « Об  общих принципах организации  местного   самоуправления  в  Российской  Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы  и  нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция,  федеральные  конституционные законы, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с  ними  иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Признавая  местное  самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя,  Европейская  Хартия закрепляет общие принципы построения  местного  самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В  Хартии  раскрывается  понятие   местного  самоуправления, предусматривается свобода действия  местного  самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий  местного  самоуправления, самостоятельность  определения  своей внутренней административной структуры. Согласно  Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За  местным  самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно  ими  распоряжаться.

Конституция закрепляет в соответствии с  Европейской   Хартией   местного  самоуправления важнейшие исходные начала организации  местного  самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов  местного  самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять  местный  бюджет, устанавливать  местные  налоги и сборы.

Конституция, признавая право граждан на  местное  самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных  местных  традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности  местного  самоуправления: вопросы  местного  значения, допуская при этом возможность делегирования органам  местного  самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).

Кроме того, Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав  местного   самоуправления :

 а) самостоятельность  определения  структуры органов  местного   самоуправления  (ст. 131);

б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории  местного   самоуправления  (ст. 131);

в) обязательность передачи органам  местного   самоуправления  соответствующих материальных и финансовых средств при наделении  их  отдельными государственными полномочиями (ст. 132);

г) компенсация дополнительных расходов  местного   самоуправления , возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133);

д) запрет на ограничение прав  местного   самоуправления , установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133).

Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность  местного   самоуправления ; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы  местного   самоуправления , а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные  и  коллективные обращения в органы  местного   самоуправления ; ст. 40, 41  и  43 определяют направления деятельности органов  местного   самоуправления  в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего  и  среднего профессионального образования.

Вопросы  местного   самоуправления  напрямую затрагиваются в общей сложности в девятнадцати статьях Конституции  и  являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

Задание 2.

В уставе городского округа в качестве одного из вопросов местного значения содержался следующий: «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования». Соответствует ли такая формулировка федеральному законодательству? Может ли она быть включена в устав муниципального образования? Что понимается под вопросами местного значения? В чем их отличие от прав органов местного самоуправления по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения?

Под муниципальным образованием понимается некая территория, на которой проживает население (не обязательно компактно и оседло) или часть городской территории (район в городе), приобретшая определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.

Определение комплексного социально-экономического развития включает три основные позиции:    

-   развитие инфраструктуры муниципального образования;

-   генеральный план застройки;

-   развитие всех основных сфер жизнедеятельности муниципального образования в комплексе.

          Эта третья позиция заключается  в том, что муниципальное образование  понимается как целостное социально-экономическое  явление, которое имеет свои внутренние  законы развития, и если жителям  поселения законом предоставлено  право ставить и решать вопросы  развития муниципального образования, то термин «комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования»  должен относиться не к отдельным  сферам жизнедеятельности, а ко  всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно  муниципальными сферами (такими, как  коммунальное хозяйство) и иные  сферы, в том числе взаимодействие  с органами государственной власти, с органами местного самоуправления  других муниципальных образований, с экономическими структурами  различных форм собственности, формирование  и развитие системы подготовки  жителей к осуществлению местного  самоуправления, развитие духовной  жизни муниципального образования  и другие. Составляющими такого  развития являются:

     -     благосостояние населения, которое включает такие элементы  как защищенность прав человека, безопасность личности, уровень  жизни, условия жизни и качество  жизненного пространства. Уровень  жизни предполагает материальную  обеспеченность жителей; условия  жизни определяются качеством  социальной среды (доступ к образованию, культуре, медицинским услугам, труду  и отдыху, наборам коммунальных  услуг; состоянием транспортной  инфраструктуры, уровнем развития  торговли и сети бытовых услуг  и тому подобное); в понятие «качество жизненного (или физического) пространства» входят качество жилья, эстетический облик города, его озеленение, качество городской окружающей среды (воздух, питьевая вода, продукты питания, акустические и другие физические «загрязнители»), степень защищенности жителей и объектов материальной культуры от стихийных бедствий;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Муниципальное право"