Контрольная работа по «Актуальным административно-правовые проблемам противодействия коррупции»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:57, контрольная работа

Описание работы

Основная опасность коррупции заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Несмотря на противодействие со стороны российского государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы жизнедеятельности. Это негативно сказывается, прежде всего, на политической устойчивости и экономической безопасности страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины и формы коррупции, отношение населения к мерам противодействия коррупции 5
2. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и пути их решения 8
3. Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства 11
Заключение 13
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

АКТУАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В Г. ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

Кафедра конституционного и муниципального права

 

Направление 030900.68 Юриспруденция


 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Актуальные административно-правовые проблемы противодействия коррупции»

Вариант № 4

 

 

Выполнил студент 2 курса группы Юм-12

Лесной Николай Юрьевич

__________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель

Джумаев У.Р.

__________________________________

(подпись)

 

     Отметка о  зачёте____________________

“_____”_______________2013 года

 

 

Зав. кафедрой

к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В.

__________________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

Тольятти, 2013

Содержание

Введение            3

1. Причины и формы коррупции,  отношение населения к мерам  противодействия коррупции          5

2. Проблемы законодательного  обеспечения борьбы с коррупцией  и пути их решения             8

3. Перспективные направления  развития антикоррупционного законодательства            11

Заключение           13

Список литературы          16

 

Введение

Коррупция является одним  из наиболее опасных факторов в общественной жизни, негативно влияющих на состояние  национальной безопасности государства1.

Основная опасность коррупции  заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни  общества.

Несмотря на противодействие  со стороны российского государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных  мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы  жизнедеятельности. Это негативно  сказывается, прежде всего, на политической устойчивости и экономической безопасности страны.

Особую озабоченность  вызывает то, что с помощью коррупции  организованной преступностью осуществляется теневая коммерческая деятельность по производству и реализации запрещенных товаров и услуг, приносящих сверхприбыли (торговля наркотиками, оружием, людьми, проституция, «отмывание» денег и другие).

Вред от коррупции проявляется  в нескольких направлениях:

- принятие решений, выгодных конкретных людям или организациям, но невыгодных, в целом, для России;

- отток денежных средств за рубеж;

- неконтролируемое повышения спроса в потребительских секторах экономики, как следствие – рост цен и инфляция;

- усиление социального расслоения среди населения;

- дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.

Следует отметить, что коррупция  как вид преступности тесно переплетается  с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Это доказывает необходимость  рассмотрения данного явления как системы, которая является серьезным вызовом современному российскому государству и обществу.  

В этой связи анализ коррупции  как угрозы национальной безопасности и в том числе экономической  безопасности России, а также выработка  механизмов противостояния этому феномену, становятся жизненно важным для российского  государства.

 

1. Причины и формы коррупции, отношение населения к мерам противодействия коррупции

В настоящее время развернута большая практическая деятельность по противодействию коррупции.

В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.)2. В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел – в сфере образования и науки, 302 дела – в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.

Уголовные дела возбуждены в отношении 4 действующих и бывших заместителей губернаторов, 4 депутатов  региональных законодательных собраний, 16 министров и их заместителей, а  также 13 заместителей руководителей  структурных подразделений органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало  создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России,  Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа – отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля за сделками, проводимыми через банки.

Во многих случаях коррупция  проистекает из сущности сложившегося в России бизнеса, из коррупционных  отношений власти и предпринимательства. Порождают коррупцию и несовершенные  нормативные правовые акты, регламентирующие отношения предпринимателей на внутренних и внешних рынках, а также сложившаяся  социальная среда, в которой сосуществуют власть и бизнес.

Среди других причин:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе  по сравнению с частным сектором;

несовершенство законодательных  и правовых актов, позволяющее различные  трактовки их положений;

незнание  законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно осуществлять бюрократические процедуры, завышать надлежащие выплаты.

По мнению ряда экспертов, в основе пусковых механизмов возникновения  и развития коррупции лежат экономические  отношения и экономика в целом, а ее фундаментом являются экономические  преступления. Коррупцию питают свободные, неучтенные, в том числе приобретенные  незаконным путем деньги, которые  появляются, как правило, в результате совершения экономических преступлений.

Сегодня можно говорить о  том, что экономические основы коррупции, организованной преступности и терроризма представляют своего рода самостоятельный  сектор экономики.

Различают такие формы  коррупции, как низовая (мелкая, повседневная) и вершинная (крупная, элитарная).

Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с  использованием административного  ресурса. Речь идет о политической коррупции. Она может выступать и в  форме низовой коррупции (взятка за регистрацию предприятия), и в  форме вершинной (использование  административного ресурса для  получения нужного результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия к государственным органам власти.

Следует отметить, что при  осуществлении коррупционной деятельности используются разнообразные механизмы: политические и социальные (давление, уступки, игры на человеческих слабостях  и честолюбии), экономические (подкуп, взятка, материальная выгода), механизмы  шантажа и угроз, а также шпионажа и иной противоправной деятельности, которые в совокупности представляют собой сложнейшую систему.

Характерной особенностью современного состояния не только России, но и  всего мирового сообщества является высокая динамика развития форм и  методов преступности, в том числе  и коррупции, рост числа преступлений с применением мощного интеллектуального  потенциала и возможностей новейших информационных и иных технологий и  средств.

Эксперты отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры, в России уровень коррупции в последние  три года вырос. Так считают более 47% россиян, почти 30% из них заявили, что уровень коррупции повысился  значительно3.

Тенденцию к росту коррупции  подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению  Общественной палаты Российской Федерации4. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы – полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности.Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.

 

2. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и пути их решения

Начиная с 2008 года, руководство  нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных  федеральных законов.

Особую значимость имеет  Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Эта деятельность включает в себя меры:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и  последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию  коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации или  ликвидации последствий коррупционных  правонарушений.

Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

Тем не менее эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном  законодательстве5. Среди них:

множественность, обилие и  разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;

малозначительность нормативных  правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью  и коррупцией;

отсутствие системности  и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и  правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;

малозначительность законодательных  актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования  этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;

второстепенность и производность  государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции  в борьбе с коррупцией;

отсутствие нормативных  правовых актов и норм права, непосредственно  устанавливающих обязанности и  полномочия этих органов в этой сфере;

существенные множественные  противоречия действующих нормативных  правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.

В Национальной стратегии  противодействия коррупцииопределены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.

1. Стратегией предопределено  оперативное приведение:

правовых актов федеральных  государственных органов, органов  государственной власти субъектов  Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов  и нормативных правовых актов  федеральных государственных органов  по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов  в соответствие с требованиями федеральных  законов, нормативных правовых актов  федеральных государственных органов  и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

2. Признано необходимым  обеспечение неотвратимости ответственности  за коррупционные правонарушения  и объективного применения законодательства  Российской Федерации.

3. Подтверждено, что средства  массовой информации должны быть  независимыми. Им следует оказывать  содействие в широком и объективном  освещении положения дел в  области противодействия коррупции.  Установлено, что в целях формирования  антикоррупционной правовой культуры  в обществе и вовлечения в  работу по противодействию коррупции  институтов гражданского общества  необходимо широкое и объективное  информирование общества именно  через СМИ, в том числе  о ходе, результатах и проблемах реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции, включая информирование о фактах пресечения коррупционных преступлений и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

Информация о работе Контрольная работа по «Актуальным административно-правовые проблемам противодействия коррупции»