Контарольная работа по " Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право - система правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это одна из наиболее молодых отраслей российской системы права. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в., а земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II пытались ввести демократическое управление на местах, российское муниципальное право стало развиваться лишь с 90-х г. ХХ в. В советский период развития России господствовала концепция полновластия советов, предусматривавшая избрание местных советов в качестве органов государственной власти на местах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ВОПРОС 1. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ………………………………………5
ВОПРОС 2. ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МСУ ГЛАВОЙ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ……………………………………………………………11ВОПРОС 3. НА ОСНОВЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МСУ, А ТАК ЖЕ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ КАЖДОГО ВИДА ГАРАНТИЙ……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….............26

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 43.59 Кб (Скачать файл)

К сожалению, далеко не во всех законах  о местном самоуправлении субъектов  Федерации данным вопросам уделено  должное внимание. Есть законы, которые  в соответствии с Федеральным  законом закрепляют наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу. Действуют также законы, где определена только часть из перечисленных вопросов. Вместе с тем есть и такие, где вообще ничего не сказано о том, как принимать правовые акты органам и должностным лицам местного самоуправления. В лучшем случае указывается, что это должно найти отражение в уставах муниципальных образований, но в некоторых законах даже такое указание отсутствует. В свою очередь вопреки прямым установлениям Федерального закона уставы некоторых муниципальных образований тоже не полностью регулируют названные вопросы, предоставляя их более тщательную разработку регламентам соответствующих муниципальных органов.

В тех законах и уставах, где  вопросы муниципального правотворчества  рассматриваются достаточно подробно, подходы к их решению неодинаковы. Что касается наименования актов  представительных органов, тот тут  наблюдается относительное единство. B большинстве случаев они именуются решениями и постановлениями. Кроме того, в ряду актов представительных органов называются резолюции, заявления, обращения (руководитель представительного органа издает по вопросам организации работы представительного органа распоряжения). Глава муниципального образования, главы администраций издают согласно большинству законов и уставов постановления и распоряжения, руководители структурных подразделений - приказы (в некоторых уставах добавляются правила и инструкции).

Существует четкое различие между  актами нормативными, устанавливающими общеобязательные правила более  или менее длительного действия, и ненормативными - правоприменительными, индивидуальными. Причем в одном  законе нормативные акты представительных органов называются решениями, ненормативные - постановлениями, а в другом - наоборот. Что касается актов глав муниципальных  образований и глав администраций, то здесь относительное единство: нормативные акты называются постановлениями, ненормативные - распоряжениями.

В некоторых законах и уставах  закрепляется перечень вопросов, по которым  представительные органы обязательно  должны принимать акты, оформляемые  как нормативные документы (”местные законы”). Например, согласно Закону “О местном самоуправлении в Омской области” исключительно в виде решений (нормативных актов) издаются акты представительного  органа муниципального образования  по вопросам организации местного самоуправления, местного бюджета, местных налогов  и сборов, коммунальных платежей, муниципальной  собственности и землепользования. Тем самым подчеркивается значение этих вопросов, юридическая сила принимаемых  по ним решений.

В законах и уставах содержатся положения, определяющие субъектов  правотворческой инициативы прежде всего в отношении актов представительных органов. Как правило, это депутаты, глава муниципального образования, главы администраций, органы территориального общественного самоуправления, население (в особом порядке, определяемом уставом.

Согласно законодательству субъектов  Федерации администрация муниципального образования разрабатывает и  вносит на утверждение представительного  органа местный бюджет. Но эта формула, внешне сходная с приведенной выше, существенно от нее отличается. По сути дела в первом случае мы имеем дело с разрешительным (со стороны административного органа) порядком утверждения местного бюджета, а во втором - с нормальным разделением труда в бюджетном планировании.

На основе анализа законов и  особенно уставов ряда муниципальных  образований можно сделать вывод  о соотношении актов представительных органов, глав муниципальных образований  и глав администраций, о юридической  силе этих актов 

Представительный орган отклоняет  протест главы местной администрации, если за опротестованное решение  проголосует не менее чем две  трети от числа избранных депутатов  данного представительного органа. В этом случае решение представительного  органа вступает в силу в срок, указанный  представительным органом, и не может  быть опротестовано повторно главой администрации. Если решение представительного  органа опротестовано по мотивам  его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации  после отклонения его протеста вправе обжаловать решение представительного  органа в суд. Если в течение месяца протест главы администрации  не будет отклонен представительным органом, опротестованное решение  считается отмененным.     

Вводя право главы муниципального образования или местной администрации  возвращать акты представительного  органа для повторного рассмотрения, законы субъектов Российской Федерации  и уставы муниципальных образований по сути воспроизводят на уровне местного самоуправления элементы системы “сдержек и противовесов”, характерные для федерального уровня и уровня субъектов Федерации, где действует принцип разделения властей. От установления этого местного права вето вполне можно было отказаться, если иметь в виду возможность судебной и прокурорской защиты законности принимаемых представительными органами решений. Но речь идет о праве опротестовывать решения, так сказать, “незрелые”, необоснованные с экономической точки зрения. И тут содержание права местного вето оказывается более объемным, чем аналогичное право на более высоких уровнях. Это связано, как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 16), со стремлением упрочить позиции исполнительно-распорядительных органов по отношению к органам представительным. Во многих случаях продолжают действовать традиции недоверия к работоспособности, а то и к политической позиции представительных органов.

Законы о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, регламентирующие право отлагательного вето глав муниципальных  образований и местной администрации  по отношению к актам представительных органов местного самоуправления, не определяют особенностей применения этого  права на разных уровнях самоуправления. Фактически же оно вводится в большинстве случаев уставами крупных городов, где отношения между представительными органами и органами администрации подчас приобретают политическую окраску, а разногласия по практическим вопросам местного самоуправления гипертрофируются и возводятся на уровень социальных противоречий. В малых городах, поселках, сельсоветах (сельских округах, волостях) такие отношения возникают редко. Здесь все на виду, вопросы решаются, как правило, на сугубо деловой основе, а потому уставы этих муниципальных образований в большинстве случаев не содержат право вето глав администраций. Обходятся без него подчас и уставы крупных городов и районов. Более того, в уставах некоторых районов предусматривается возможность представительного органа, осуществляющего контроль за деятельностью администрации, обращаться к главе администрации с предложениями о внесении изменений и дополнений в акты администрации или об их отмене. В любом случае за представительным органом остается право обжалования актов администрации в судебном порядке.

Регулируя порядок принятия актов  выборных должностных лиц и органов  местной администрации, уставы ряда муниципальных образований определяют обязанность соответствующих органов  и должностных лиц направлять их в установленный срок представительным органам (г. Воронеж), что очень важно для выполнения представительным органом своей функции контроля за деятельностью органов администрации,

Перечень вопросов, по которым нормативный  акт органов местного самоуправления можно признать затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, достаточно широк. Это , все акты, которые конкретизируют и устанавливают порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в гл. 2 Конституции Российской Федерации, и касаются порядка ознакомления граждан с документами и материалами органов местного самоуправления, затрагивающими их права и свободы, порядка выборов в органы местного самоуправления и порядка участия граждан в референдуме, условий бесплатного предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, порядка бесплатного оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения и т. д. Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные права граждан и гарантии их обеспечения. Естественно, что решения по этим вопросам тоже должны публиковаться в официальном порядке.

Практически в большинстве законов  субъектов Федерации о местном  самоуправлении и уставов муниципальных  образований предусмотрено осуществление  данной нормы. Причем по форме это  сделано неодинаково. Там, где все  акты органов местного самоуправления вступают в силу после их опубликования, группа актов по указанным вопросам специально не выделяется. Она выделяется при таких условиях, когда общий  порядок вступления в силу принимаемых  решений иной и разнообразный.

Формула о вступлении в силу актов  органов местного самоуправления после  их опубликования не означает, что  они начинают действовать в день их опубликования или на следующий  день. Могут быть обстоятельства, требующие  перерыва между моментом опубликования  актов и вступлением их в силу.

Сложнее обстоит дело в малых  городах, поселках, сельсоветах, где  нет своих СМИ. В уставах этих муниципальных образований отсутствуют  указания на то, каким путем публикуются  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности гражданина и человека. На практике тексты решений, как правило, вывешиваются в местах, определенных для такой информации: вблизи здания местной администрации, на специальных стендах, размещенных там, где обычно бывает многолюдно, и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 3. НА ОСНОВЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ  МСУ, А ТАК ЖЕ ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ  КАЖДОГО ВИДА ГАРАНТИЙ.

Права и обязанности депутата реализуются посредством различных  форм его деятельности. Среди них  два наиболее крупных направления  работы: с избирателями и в представительном органе местного самоуправления.

Работа с избирателями осуществляется главным образом  в избирательном округе. Различный  характер взаимоотношений депутатов  с избирателями находит воплощение в принципах императивного или  свободного мандата. Императивному  мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими общественное значение и одобренными  в установленном порядке. Кроме  того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателями. В советском  и российском законодательстве было установлено положение о том, что депутаты не менее двух раз  в год должны в обязательном порядке  отчитываться перед избирателями по месту жительства и работы. Наконец, депутат может быть отозван избирателями. В совокупности названные три элемента составляли императивный депутатский мандат. Установленный законодательно в названных параметрах императивный мандат в настоящее время вытеснен принципом свободного мандата. Последний применяется практически во всех демократических странах и является противоположностью императивному мандату. Свободный мандат отрицает возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Данный принцип занимает доминирующее положение в нашей стране, однако, поскольку Федеральный закон от 28 августа 1995 г. Допускает возможность отзыва, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют этот институт. Следовательно, можно говорить о существовании двух типов депутатского мандата.4

Депутат местного представительного  органа во взаимоотношениях с избирателями:

1) принимает меры по  обеспечению их прав, свобод и  законных интересов; 

2) рассматривает поступившие  от них предложения, заявления  и жалобы и способствует их  правильному и своевременному  рассмотрению;

3) ведет прием граждан; 

4) изучает общественное  мнение и при необходимости  вносит предложения в соответствующие  органы государственной власти, местного самоуправления и общественные  объединения.

Работа в представительном органе местного самоуправления и его  структурных подразделениях проводится в самых разных формах.

Депутат имеет право на правотворческую деятельность по вопросам ведения, отнесенным к компетенции  представительного органа местного самоуправления. Она может быть реализована  в виде:

1) проектов правовых актов  и поправок к ним; 

2) предложений о разработке  и принятии новых правовых  актов; 

3) проектов правовых актов  о внесении изменений и дополнений  в действующие нормативные акты  местного самоуправления.

Депутат реализует предоставленные  ему права на заседаниях представительного  органа, его постоянных и временных  комиссий. В числе наиболее важных правомочий, реализуемых депутатом  на заседании (сессии) представительного  органа, следует отметить депутатский  запрос. Под ним понимается обращение  депутата представительного учреждения к органам государственного управления, должностным лицам с требованием  о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного органа власти.

Следует иметь в виду, что обращение депутата должно касаться вопросов, имеющих общественное значение, или фактов, связанных с нарушением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами законов РФ, правовых актов субъектов  Федерации и муниципальных учреждений власти. Решение о признании депутатского обращения депутатским запросом принимается представительным органом  местного самоуправления. Эти признаки позволяют различать депутатский  запрос и обычное обращение депутата. Запрос может быть направлен одним  депутатом либо группой депутатов  данного органа власти. Депутатский  запрос может быть обращен к главе  муниципального образования, исполнительным органам местного самоуправления, прокурорам, руководителям органов государственной  власти субъектов Федерации. Полагаем, что обращение депутата (депутатов) может быть адресовано также руководящим  органам данного представительного  учреждения местного самоуправления (председателю Думы, его заместителю, президиуму). Орган или должностное лицо, к  которому обращен запрос, обязаны  дать устный или письменный ответ, оглашаемый на заседании Думы. Данное обстоятельство характеризует запрос как одну из форм контроля представительного органа за деятельностью подотчетных ему  учреждений и должностных лиц.

Информация о работе Контарольная работа по " Муниципальному праву"