Информационное обеспечение муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – показать развитие информационной системы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;
- показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................. 3
1. Основы информационного обеспечения муниципального управления. 5
1.1. Определение, сущность и значение информации................................................. 5
1.2. Понятие информационной системы муниципального управления............... 15
1.3. Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления............................................................................................. 19
2. Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода....................................................... 23
2.1. Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода. 23
2.2. Средства автоматизации обработки и передачи информации........................ 27
3. Развитие информационной системы муниципального управления города Нижнего Новгорода................................................................................................... 31
3.1. Основные цели и задачи реализации Концепции.............................................. 34
3.2. Создание информационных ресурсов................................................................... 39
3.3. Основные этапы работ по развитию информационной системы................... 44
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 49
Приложения.................................................................................................................... 51

Файлы: 1 файл

диплом информатизация.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

             Оглавление                       Следующая                         Скачать в zip

Российская  академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации 

 

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет переподготовки

Кафедра управления и  маркетинга 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА  

 

На тему: 

 

Информационное  обеспечение

муниципального  управления                                              

                    

Специальность:

Государственное и

муниципальное управление

Выполнил:

Студент Куликов Е.В.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Васильев  А.А. 

 

 

 

Н. Новгород

2001

 

Аннотация

Дипломная работа состоит  из введения, основной части (трех глав), заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе даются определения  информации и информационной системе, определяется их сущность и значение, описывается система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления.

Во второй главе описывается  состояние информационного обеспечения  муниципального управления на примере города Нижнего Новгорода, дается описание информационных потоков и ресурсов и средств их обработки.

Третья глава посвящена развитию информационной системы администрации  города Нижнего Новгорода.

В заключение, на основе выводов даются предложения и рекомендации.

В приложении приведены нормативные  акты, таблицы и отчеты.

В представленной работе общим объемом 92 страницы, в том числе основной текст 51 страница. Имеется 6 приложений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................................. 3

1.     Основы информационного обеспечения муниципального управления.   5

1.1.      Определение, сущность и значение информации................................................. 5

1.2.      Понятие информационной системы муниципального управления............... 15

1.3.      Система прав, обязанностей и ответственности в сфере информационного обеспечения муниципального управления............................................................................................. 19

2.     Информатизация органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода....................................................... 23

2.1.      Описание информационных потоков и ресурсов администрации города Нижнего Новгорода. 23

2.2.      Средства автоматизации обработки и передачи информации........................ 27

3.     Развитие информационной системы муниципального управления города Нижнего Новгорода................................................................................................... 31

3.1.      Основные цели и задачи реализации Концепции.............................................. 34

3.2.      Создание информационных ресурсов................................................................... 39

3.3.      Основные этапы работ по развитию информационной системы................... 44

4.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 49

Приложения.................................................................................................................... 51 

 

 

Введение.

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что в нашей стране идет становление местного самоуправления как института народовластия и все вопросы, связанные с увеличением эффективности его работы, приобретают особую важность.

Сегодня во всём мире признано, что информация является важнейшим  средством организации и регулирования  частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретаемых знаний.

Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, факторов, характеристик о соответствующих  предметах, процессах, явлениях, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляют основу муниципального управления. Управленческие процессы – это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

Информационное обеспечение  органов местного самоуправления в  настоящее время является одной  из самых насущных в то же время  одной из самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, за последнее время резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутриотраслевой. Во-вторых, в связи с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации. Все это вместе взятое и заставляет искать новые пути и методы организации обработки информационных потоков.

Общие концепции по этой теме изложены в Законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации».

Цель данной работы – показать развитие информационной системы местного самоуправления города Нижнего Новгорода.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:

-                определить, что такое информация, её роль в муниципальном управлении;

-                показать содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;

-                рассмотреть развитие информационной системы муниципального управления.

 

1.      Основы информационного обеспечения муниципального управления.

1.1.    Определение, сущность и значение информации.

Философский словарь  определяет термин «информация» как  «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». Научное понятие  информации во многом отвлекается от содержательной стороны сообщения, беря их количественный аспект. Так вводится понятие количества информации. Выработка научного понятия информации позволила подойти с единой точки зрения ко многим ранее казавшимся совершенно различными процессам: передаче сообщений по техническим каналам связи, функционированию нервной системы, работе вычислительных машин, разнообразным процессам управления и т.д. Все это связано с процессами передачи, хранения и переработки информации[1].

В понятии информации следует различать  два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации  системы. Математическое выражение  для информации тождественно выражению  для энтропии, взятой с обратным знаком. Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, так информация дает меру ее организации.

В том числе можно сказать, что  информация является средством организации  и регулирования частной и  общественной жизнедеятельности, одной  из форм закрепления и распределения  имеющихся и приобретенных знаний.

Под информацией понимается любое  сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и  т.д.

Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах  управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).

И информация является одним из основных элементов социального управления. «…Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации»[2].

Таким образом, информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления. По существу все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая  информация — это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию муниципально-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий. Она своими "корнями" проникает в социальную информацию, однако выбирает оттуда только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю, конкретные механизмы и способы организации и регулирования их сознания, поведения и деятельности.

Как научная категория  информация в управленческих структурах характеризуется радом признаков (свойств), к числу которых относится:

-                известная самостоятельность данных;

-                возможность их многократного использования, сохранения у передающего или получающего субъекта;

-                пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счёт изживания дублирующей, повторной и параллельной информации;

-                доступность математического анализа;

-                системность, коммуникативность.

Информация, циркулирующая  в органах муниципального управления, разнородна и разнообразна. Она может  относиться к экономической, социальной, общественной обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную  ценность также для нижестоящих управленческих структур, когда они выступают в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Необходимые сведения могут содержаться в законах, иных нормативных актах, письмах, справках, сводках, обзорах, юридических решениях и т.д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль.

Классификационные признаки управленческой информации.

Поскольку управленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а так же природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать, прежде всего, в зависимости от степени соотношения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней.

Например, информацию разделяют  на официальную и неофициальную, общую и отраслевую, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и  целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, настоящем и будущем). В рамках управленческой системы она рассматривается с точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующего управленческого решения.

При разделении информации по объектам распределения внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя или  руководящего звена (или исходящая  от них), на второе – для должностных лиц. При этом рекомендуется сведения, заслуживающие особого внимания, направлять параллельно или перекрестно двум-трем независимым друг от друга работникам, чтобы обеспечить большую активность анализа и оценки.

Указанные подходы к  проблеме систематизации управленческой информации, несмотря на их различную направленность и некоторую обособленность, могут быть полностью перенесены на деятельность всех управленческих структур. Классификацию информации в муниципальных органах необходимо проводить на основе учета всех особенностей, черт, признаков, присущих ее различным видам. Естественно, что классификация должна быть единой, целостной и основываться на комплексном, системном подходе. Это предполагает выделение рассмотрения всех возможных видов и типов социально-управленческой информации. Классификацию следует также ориентировать на всестороннее исследование проблем регулирование и управления. Только в этом случае можно говорить об эффективной информационной подготовленности всех органов муниципального управления.

Информацию в структурных  подразделениях органа муниципального управления можно классифицировать по следующим основным признакам:

-                функциональному назначению и характеру деятельности структурных подразделений;

-                отношению сообщения к субъекту, управляющему структурным подразделением;

-                типу связи структурного подразделения и внешней среды. Выделяется информация, циркулирующая в прямой и обратной связи между отделами органа управления, отделами и самим органом управления, между отделами и внешней средой. Анализируются взаимосвязи между органом управления и СМИ, органами государственной власти и т.д.;

Информация о работе Информационное обеспечение муниципального управления