Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 03:17, реферат

Описание работы

В соответствии с Конституцией нашей страны каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Экологическая безопасность………………………………………………4
Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования……………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………..19

Файлы: 1 файл

реферат по СГМУ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Специальными органами, осуществляющими управление в области  охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно участвующие в данном направлении, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Министерство природных  ресурсов России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Данная служба осуществляет контроль и надзор:

           в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

в области организации  и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной  недр;

за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда  и воспроизводством лесов;

за использованием и  охраной водных объектов;

за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных  норм и стандартов в области морской  среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической  зоне;

за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.

Эта служба осуществляет государственный земельный контроль в пределах своей компетенции  в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий, а также:

выдает установленные  Положением лицензии в области использования природных ресурсов;

организует и проводит государственную экологическую  экспертизу;

осуществляет ведение  Красной книги Российской Федерации;

осуществляет ведение  кадастра особо охраняемых природных  территорий федерального значения и т.д.

Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Федеральное агентство  водных ресурсов организует:

перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся  в федеральной собственности;

подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;

подготовку и осуществление  в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий по предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;

проведение в установленном  порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение:

государственного реестра  договоров пользования водными  объектами в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

государственного водного  кадастра в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации;

Российского регистра гидротехнических сооружений.

Федеральное агентство  водных ресурсов осуществляет:

владение, пользование  и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

планирование рационального  использования водных объектов, включая  установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности и др.

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

Федеральное агентство  лесного хозяйства в установленной  сфере деятельности осуществляет следующие  полномочия:

организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее - лесной фонд).

Федеральное агентство  лесного хозяйства осуществляет:

государственный мониторинг лесов;

государственный учет лесного фонда;

владение, пользование  и распоряжение информацией о  лесном фонде, полученной за счет средств  федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

отнесение лесов к  группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

рассмотрение в установленном  порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

ведение государственного лесного кадастра.

Агентство также организует:

проведение лесоустройства;

деятельность государственной  лесной охраны Российской Федерации, за исключением функции государственного контроля и надзора;

в установленном порядке  проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, предоставление участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование, заключение соответствующих договоров и т.д.

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство  по недропользованию организует:

государственное геологическое  изучение недр;

экспертизу проектов геологического изучения недр;

проведение в установленном  порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

проведение в установленном  порядке конкурсов и аукционов  на право пользования недрами.

Федеральное агентство  по недропользованию осуществляет:

отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов;

предоставление в пользование  за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки  и разрешения на осуществление застройки  площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

принятие решений о  предоставлении права пользования  участками недр в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке;

выдачу, оформление и  регистрацию лицензий на пользование недрами;

осуществляет ведение  государственного кадастра месторождений  и проявлений полезных ископаемых и  государственного баланса запасов  полезных ископаемых, обеспечение в  установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и т.д.

Существует еще один федеральный орган, имеющий прямое отношение к вопросам экологии и  природопользования. Это Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

органом государственного регулирования безопасности при  использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

специально уполномоченным государственным органом в области  экологической экспертизы в установленной  сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.

Руководство деятельностью  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти и управления. Институт местного самоуправления пока еще недостаточно развит, однако его компетенция в сфере охраны окружающей среды сводится к большому объему вопросов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

Так, в соответствии со ст. 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрен муниципальный контроль в области охраны окружающей среды, который осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к предметам ведения местного значения относит:

  1. контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
  2. регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  3. благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
  4. организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
  5. участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования.

         Немаловажную роль в государственном регулировании играют систематизированные сведения уполномоченных государственных органов о природных ресурсах и объектах, их количественном и качественном выражении и др., а именно данные государственных кадастров. Выделяются следующие виды кадастров: водный, земельный, лесной, рекреационный, почвенный, фискальный, экологический, многоцелевой, кадастр объектов животного мира, кадастр отходов, месторождений и проявлений полезных ископаемых и прочие.

      Кадастры являются одной из форм учета социально-экономической оценки природных ресурсов наряду с регистрами и реестрами. Под кадастром понимают также совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической и экономической цене.

         Правовой основой ведения каждого из указанных кадастров являются соответствующие кодексы и законы РФ. Кадастр выступает как источник информации официальных государственных сведений, не подлежащих переподтверждению иными органами.

Информация о работе Государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования