Государственное управление в России: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, важная роль в обеспечении нормального функционирования любой современной общественной системы принадлежит государству. Оно на протяжении всей истории своего существования выполняло задачи поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, регулировало хозяйственную деятельность, выполняло культурно-воспитательную и идеологическую функции, регулировало социальные отношения и обеспечивало социальную защищенность граждан.
Цель данной курсовой работы – определить основные проблемы и перспективы государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государство как субъект управления 7
1.1 Государство в системе общественных отношений 9
1.2 Государство и политическая сфера: основные проблемы управленческого уровня 12
Глава 2. Основные проблемы и перспективы государственного управления 18
2.1 Кризис государственного управления 18
2.2 Эффективность государственного управления, его перспективы 21
Заключение 29
Библиографический список…………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Показательно  в этом отношении чрезмерное количество обращений граждан в органы центральной  власти (ежегодно в аппарат правительства  поступает 80 тысяч индивидуальных прошений). Как следствие, в российской системе государственной службы слишком большое количество дел требует решения на самом высоком уровне, парализуя ее деятельность и ограничивая возможности стратегического управления.

В течение последних  лет эффективность и результативность работы органов государственного управления существенно снизилась из-за значительного сокращения финансирования, не позволяющего им приобретать необходимые расходные материалы и оборудование.

В настоящее  время российские органы государственного управления недостаточно компьютеризованы в сравнении с государственными структурами такого же масштаба и сложности в других странах. Так, в работе органов государственного управления и при оказании соответствующих услуг сравнительно мало используются возможности Интернета.

Говорить о  проблемах в сфере государственного управления можно еще очень долго. Вышеуказанные проблемы являются самыми острыми в настоящее время  и требуют немедленного решения.

Для того, чтобы вывести из кризиса государственное управление, прежде всего, необходимо установить соответствующий сегодняшним реалиям баланс полномочий ветвей власти. Так, естественными функциями президента являются стратегия, безопасность, внешняя политика, государственное строительство, кризисы и представительство. Остальное – дело парламента и правительства. Без необходимых полномочий они в принципе не могут стать ответственными.

Подводя итог, необходимо сказать о том, что в сфере  государственного управления сегодня  существует огромное количество проблем, требующих немедленного решения. Кризис системы госуправления проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Таким образом, для нормализации положения следует в первую очередь провести реформу государственного управления. Государству нужно взять на себя регулирование тех сфер человеческой деятельности, в которых рынок невозможен или недостаточно эффективен. При этом важнейшей функцией госрегулирования должно быть выращивание рыночных институтов и поощрение самоорганизации. Основные направления реформы системы государственного управления рассмотрены ниже.

2.2 Эффективность государственного управления, его основные перспективы

Эффективность государственного управления рассматривается как результат сложного взаимодействия различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий, социально-экологический факторы.8 С такой точки зрения эффективность власти должна оцениваться по степени защищенности сбалансированных интересов общества и государства: «Работу госаппарата можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если он успешно решает проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче – важнейшая сторона понятия эффективности государственного аппарата».  

Таким образом, можно попытаться выделить следующие критерии эффективности государственного управления:

  • степень соответствия направлений, содержания и результатов деятельности управленческих структур и работников тем ее параметрам, которые определены функциями и статусом управленческого работника;
  • законность решений и действий соответствующих управленческих структур и работников, так как соблюдение правовых и иных установленных норм является элементарной предпосылкой эффективности управления;
  • реальность влияния управленческой деятельности на состояние и развитие управленческих объектов, поскольку любые управленческие решения и действия теряют всякий смысл, если они не направлены на управленческие объекты и, в конечном счете, не обеспечат и реального функционирования и развития;                                                       
  • глубина учета и выражения в управленческих решениях и действиях коренных и комплексных потребностей, интересов и целей людей;
  • характер и объем взаимосвязей с трудовыми коллективами, широким кругом людей, демократизм деятельности, который при любых издержках всегда повышает ее обоснованность и результативность;
  • авторитетность решений и действий управленческих структур и работников;
  • правдивость и целесообразность управленческой информации, выдаваемой управленческими структурами и работниками. 

Таким образом, можно сделать весьма адекватный вывод – государственное управление в современной России является образцом невысокой эффективности.

Поиск и реализация важнейших путей повышения эффективности государственного управления – необходимая объективная предпосылка недопущения кризиса власти и управления и его преодоления, жизненно важных не только для дальнейшего развития, но и даже сохранения Российской государственности.

Основные проблемы неэффективного государственного управления были рассмотрены выше. Обозначив данные проблемы, хотелось бы определить выходы, которые делают возможным прорыв  в разрешении проблемы повышения эффективности государственного управления. Решение данных задач позволит сдвинуть громадный ком проблем:

  • пересмотреть принципы финансирования государственного аппарата. Не увеличивая нынешние бюджетные расходы, обеспечить рост эффективности труда управленцев и на этой основе ограничить рост численности государственного аппарата;
  • выработать единые для федерального и регионального уровней принципы должностного роста государственных служащих, в том числе механизмы эффективного использования кадрового резерва и ротации кадров в единой системе государственной службы;
  • создать нормативную основу и современную инфраструктуру функционирования государственной власти и управления, местного управления и самоуправления, подготовки, повышения квалификации и оценки труда государственных и муниципальных служащих;
  • установить четкие основания, а также процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности государственных служащих; ввести институт дисциплинарного разбирательства.

 

        Механизмами повышения  эффективности государственного управления являются:10

  1. Умеренная децентрализация;
  2. Улучшение использования информационной составляющей государственного управления;
  3. Улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения;
  4. Необходимость включения масс в активную жизнедеятельность;
  5. Реформирование государственной службы и развитие человеческих ресурсов.

Чтобы иметь  наиболее полное представление о  государственном управлении в России на современном этапе необходимо рассматривать не только проблемы в  данной сфере, но и перспективы её развития.11 Невозможно не согласиться, что проблем с области государственного управления существует большое множество и критиковать эти проблемы можно до бесконечности. Это легкое, простое, однако бесполезное дело, если из этих проблем не извлекать уроки, если не учиться на ошибках и заблуждениях наших предков и нас самих. Ценность истории состоит только в научении разумной жизни и полностью определяется способностью людей делать из нее выводы и созидать будущее, опираясь на ее совокупное, как положительное, так и отрицательное наследие. История дает нам основное: знания и опыт, остальное мы должны делать сами.

Это означает, что  если в прошлом государственное  управление не оправдало возлагавшихся  на него надежд, то надо что-то делать так, чтобы в будущем изменить его состояние к лучшему.

Говоря о  государственном управлении, необходимо отметить, что сегодня ему нужна сила, которая понимает роль соответствующих объективных противоречий в субъективном факторе, которая подготовлена для их анализа и разрешения, способна авторитетно влиять на сознание, поведение и деятельность людей. Исторически такая сила сложилась в виде государственной власти и осуществляемого посредством ее государственного управления. Вся проблема заключается в состоянии этой силы, в уровне и характере ее развитости. Ведь она может быть просто грубой, бездушной, основанной на санкциях, как и интеллектуальной, творческой, гуманной, основанной на знаниях.

Исходя из вышесказанного, можно вывести и такую перспективу  государственного управления, как «опережающее состояние», которую при правильном подходе к осуществлению госуправления вполне можно сделать основным критерием, определяющим его эффективность.

«Опережающее состояние» государственного управления означает, что в его системе, главным образом, в его субъекте будет широко использоваться современная научная мысль, будет принят свободный творческий поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по различным областям управления, будет идти открытое сравнение результатов управления с общественными потребностями, управление начнет служить интересам общества и продвигает его развитие.

Государственное управление в «опережающем состоянии» обладает следующими характерными чертами: глубоким учетом в управленческих решениях и действиях реальных возможностей конкретных объективных условий и субъективного фактора, динамики и тенденций их изменений; ориентацией государственной политики на использование наиболее прогрессивных, зарекомендованных мировой практикой и применимых в современной исторической ситуации способов, форм, механизмов и ресурсов решения актуальных проблем жизнедеятельности людей; тесным взаимодействием научной мысли и управленческой практики, развитой общественной экспертизой принципиальных государственных решений, поддержанием подготовленности персонала управления на уровне современного общественного знания; открытостью и восприимчивостью к новым источникам и ресурсам управления, способностью своевременно осваивать самые прогрессивные механизмы и способы решения управленческих проблем; гибкостью и адаптационностью своих элементов и их системных взаимосвязей, потенциалом постоянного самосовершенствования, развития и улучшения исходящих из него управляющих воздействий.

В результате анализа процессов, происходивших в нашем обществе и особенно в системе государственного управления, было выделено семь видов ресурсов, использование которых в будущем позитивно скажется на обеспечении рациональности государственного управления.

Речь идет об укреплении взаимосвязей с обществом и преодолении отчуждения государственного аппарата (власти) от граждан. Авторитарно-бюрократическая система социализма рухнула, но отчуждение сохранилось, а по ряду аспектов и усилилось. Под перезвон колоколов о правах и свободах человека, гражданина многие люди оказались за пределами нормальной общественной жизни. Немало говорится и об усилении системности государственного управления, которая в настоящее время не только не стала выше, а по многим проявлениям вообще утрачена. Ставится вопрос об углублении демократизма государственного управления, который необходим в любом современном обществе, ибо последнее в силу объективных причин не может развиваться вне рамок демократии. Становление новой государственности рождает надежды, но до их воплощения в провозглашенной модели весьма далеко. Обращается внимание на улучшение информационного обеспечения государственного управления, без которого в условиях огромного массива перерабатываемой управленческой информации просто нельзя рационально управлять в масштабах общества. В качестве комплексной проблемы рассматривается развитие человеческого потенциала государственного управления, поскольку к эффективному ведению управленческих процессов должны быть надлежаще подготовлены персонал как субъекта государственного управления, так и управляемых объектов. Акцентируется внимание на совершенствовании стиля государственного управления, который как бы аккумулирует и практически реализует науку, искусство и опыт управления. В завершение говорится об измерении эффективности государственного управления, посредством механизмов которого общество не только оценивает результаты управления, но и формирует обратные связи для выявления ошибок и слабых мест.

Для развития государственного управления в будущем важно, чтобы лица, от которых зависит принятие решений по всем аспектам развития, были заинтересованы в том, чтобы научную информацию изучать и осознавать.12 Необходим налаженный процесс совершенствования государственного управления.

Подводя итог, необходимо отметить, что реалии существования нашего общества в настоящее время, суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться, находятся в прямой зависимости от  эффективности государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления.

Целостность государства и единство общества – результат эффективного государственного управления, основа обеспечения их безопасности и условие достижения благосостояния народа. Поэтому повышение эффективности управления должно являться одним из приоритетных направлений при реформировании системы государственного управления.

Таким образом,  объектом данной курсовой работы являются непосредственно проблемы и перспективы государственного управления, а предметом – государственное управление в целом в Российской Федерации.

При написании  данной курсовой работы были использованы методы теоретического анализа  и  синтеза  социологической, экономической,    управленческой литературы, изучение нормативных документов социально-экономической, политической и культурно-религиозной сферы,  системный    анализ, анализ и обобщение массовой практики, лучшего отечественного  и  зарубежного опыта.

Данная курсовая работа представляет собой определенную научно-практическую значимость. Структурированные в  работе проблемы управленческого уровня в различных сферах жизнедеятельности  российского общества дают полную картину  о существующем в настоящее время управленческом государственном кризисе. Они также составляют теоретически важный аспект  повышения эффективности государственного управления.13 Полученные в данной курсовой работе выводы можно использовать при чтении курсов лекций для студентов в ВУЗах по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также слушателей учебных заведений, входящих в систему Российской академии государственной службы. Полученные результаты работы также могут быть использованы при разработке мер по совершенствованию работы государственных институтов и действующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Государственное управление в России: проблемы и перспективы