Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:35, реферат

Описание работы

Государственная политика - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер

Содержание работы

Введение
Глава I Государственное управление
1.1. Понятие и цели государственного управления
1.2. Цели, функции, инструменты государственного управления
Глава II Государственная политика
1.1.Понятие государственной политики
1.2.Виды государственной политики
1.3.Разработка государственной политики
1.4.Реализация государственной политики
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Государственная политика.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)
  • линейный процесс реализации планов;
  • действия по определенным правилам;
  • система взаимосвязанных мероприятий.

Реализация  государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

  • Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;
  • федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;
  • видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах; 
  • подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;
  • государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности; 
  • распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения.

Реализация государственной  политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации государственной политики включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов.

Для реализации государственной  политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.

Важными элементами политического цикла являются:

  • контроль;
  • мониторинг;
  • оценка реализации государственной политики.

Контроль государственной  политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях  выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. В сфере государственного управления существуют такие виды контроля, как президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский. Разновидностями контроля являются проверка, исполнение, надзор.

Мониторинг - процесс  регулярного сбора и анализа  информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и  отклонения от намеченного плана. Мониторинг состоит из информационной, аналитической  и оперативной подсистем. В основе мониторинга лежит система показателей (индикаторов). Результаты мониторинга помогают уполномоченным на то органам в принятии решений о будущем политики/программы.

Оценка реализации государственной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.

К факторам эффективности  политики можно отнести:

  • организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления;
  • качество разработанной политики, государственной программы или решения;
  • точность заданий и их интерпретация исполнителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2 Разработка государственной политики

Общий план действий государственных  органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения.

Основные цели государственной  политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан  и их организаций, что включает защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности, обеспечение социальной активности и создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа:

  1. инициирование политики - определение общественных проблем и целей политики;
  2. формирование политики - разработка и легитимация государственной политики;
  3. осуществление политики - осуществление и мониторинг государственной политики;
  4. оценка политики - оценка и регулирование государственной политики.

На первом этапе  происходит определение и постановка общественных проблем, что означает:

  • объективное существование какой-либо ситуации, которая не является благоприятной для общества или государственных органов власти;
  • осознание и выделение проблемы и превращение ее в общественную, если она затрагивает значительное количество людей, которые могут самоорганизовываться для ее решения, действуя через политические партии или группы интересов;
  • осознание важности проблемы и необходимости ее решения со стороны государственных органов власти.

2.1. Этап инициирования политики

После признания  необходимости решения проблемы возможны несколько направлений  действий государственных органов  власти действия в интересах одной социальной группы, учет интересов каждой из социальных групп и попытка максимально удовлетворить их интересы, решение проблемы на базе позиционного торга на основании определенных уступок каждой из сторон и тактика избегания решения проблемы в надежде на ее саморегулирование.1

На основе комплексного анализа  проблем, учета их специфики и  факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет  выбрать основные направления и  разработать совокупность мероприятий  для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

Сложность и масштабность процесса развития государственной  политики обусловливают участие  в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы  власти;

3) группы интересов и  группы давления.

Существуют различные  модели разработки государственной политики.

Государственная политика может  разрабатываться и реализовываться  на нескольких уровнях в зависимости  от масштаба решаемой проблемы или  охвата общественной сферы. Этот уровень  определяет цели и стратегию политики, характер участвующих организаций  и индивидов, методы осуществления и последствия. Обычно выделяют три уровня государственной политики:

  • макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран;
  • метауровень относится к отдельным сферам и направлениям;
  • микроуровень затрагивает решение локальных проблем.

Кроме того, выделяют также общегосударственную, региональную и местную политику. Понятно, что  грань между ними весьма условна  так, например, общенациональная государственная  политика предполагает ее доведение  до нижних звеньев государственной  власти и возможность непосредственно влиять на конкретных граждан государства.

Важное значение имеет контекст государственной  политики, и в первую очередь те многочисленные факторы внешней  среды, которые влияют с различной  степенью интенсивности на ее разработку и реализацию.

Во-первых, выделяют общую среду(экономическую, социальную, политико-правовую, международную).

Во-вторых, это внешние факторы, которые могут напрямую воздействовать на государственную политику. Среди них выделяют:

1) Политические  факторы:

• группы интересов и лоббистские организации;

• политические партии;

• средства массовой информации;

• общественное мнение;

• различные группы элит (финансовые, региональные)

2) Институциональные факторы:

• законодательные (представительные) органы власти;

• органы исполнительной власти (федеральные, региональные, местные);

• судебные и контрольные  органы;

3) экономические факторы:

• экономические программы;

• материальные и финансовые ресурсы;

4) социальные факторы:

• социальные ценности и нормы;

• профессиональная этика и традиции;

5) технологические факторы:

• инновационные технологии;

• распространение продуктов  и услуг.

Эти факторы внешней среды  обладают неоднородным потенциалом, их влияние или давление может проходить  в различных формах, иногда в соответствии с официальными процедурами, часто на основе неформальных отношений, иметь различные результаты и последствия.

В-третьих, это внутренние факторы и силы, которые проявляются внутри государственных органов, непосредственно вовлеченых в процесс разработки и осуществления государственной политики.

В общем плане развитие демократии требует установления между  государством и гражданским обществом  разнообразных и многочисленных связей, так как каждая сторона  выполняет определенные функции  и задачи в регулировании социальных процессов. Государственная власть регулирует различные общественные сферы или управляет ими, но в то же время гражданское общество обладает большими возможностями влиять на власть и политику, которую она проводит, используя свои институты (партии; группы интересов, СМИ, общественных лидеров и т.д.).

Механизм контроля и консультирования играет важную роль в разработке государственной политики в различных сферах общественной жизнедеятельности демократических государств, так как граждане могут влиять на органы государственной власти или непосредственно, например, через выборы, референдумы, путем прямых действий, или косвенным путем, посредством партий, групп интересов, средств массовой информации или общественного мнения.

В процессе анализа государственной политики особое внимание требуют к себе учет исторических особенностей развития российской государственности и присущей государству на всех исторических этапах патерналистской направленности деятельности органов государственной власти. Много характерных особенностей имеют стиль работы государственной бюрократии в России и система ценностей, сформировавшаяся на протяжении многих десятилетий и влияющая на психологию и поведение как руководителей, так и служащих государственного аппарата.

Естественно, необходимо учитывать конституционную основу государственной политики, структуру и особенности функционирования всей системы государственного управления и особенно характер федеративных отношений в стране на данном этапе.

Большое значение имеют качественные характеристики общественного капитала, который представляет собой неформальные правила и нормы в обществе, долговременные отношения, существующие между социальными классами и группами, их способность скоординировать действия и политику на общее благо.

Формирование  политики является одним из важных этапов, так как от его правильности и точности зависит успех реализации политики и полученные результаты. Разработка государственной политики начинается с определения основных целей и приоритетов государства в той области, которая нуждается в государственном регулировании и воздействии.

Вначале необходимо рассмотреть сами общественные проблемы и уяснить почему они становятся объектами деятельности государственных  органов власти. Известно, что любая  проблема возникает из тех событий или явлений, которые имеют место в реальной жизни и непосредственно влияют на социальные процессы в обществе. Если нет событий, то нет и проблем.

Причин или  факторов, которые способствуют их возникновению, можно назвать довольно много. Это могут быть природные явления, социальные конфликты и процессы, научные теории и открытия и т.д. Проблемы могут появиться в результате действий самих органов государственной власти, особенно если они сильно расходятся с интересами общества и ведущими социальными тенденциями. Однако эти события приобретают форму проблемы для человека тогда, когда наступает разрыв между его потребностями и возможностью их удовлетворить, используя имеющиеся ресурсы. Проблему можно определить как противоречие между постоянно возникающими человеческими потребностями и возможностью общества их удовлетворить.

Информация о работе Государственная политика